Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости компании Алексей Барсов: Конец года не за горами… Отчёт о предварительных итогах реформы в СРО-системе будет неутешителен

Алексей Барсов: Конец года не за горами… Отчёт о предварительных итогах реформы в СРО-системе будет неутешителен

14 Ноября 2016
Алексей Барсов: Конец года не за горами… Отчёт о предварительных итогах реформы в СРО-системе будет неутешителен

Время неумолимо отсчитывает месяцы и дни. Как гласит одна известная поговорка, цыплят по осени считают. Наверное, самое время саморегуляторам подводить первые итоги работы с новой редакцией Градостроительного кодекса, а также задуматься над тем куда же всё-таки мчит всех нас «птица-тройка» коней: Минстрой, Ростехнадзор и НОСТРОЙ на которых возложены контрольно-надзорные функции в саморегулировании.

Реальными причинами (если не вдаваться в детали) поручений Президента РФ федеральным органам исполнительной и законодательной власти по наведению порядка в саморегулировании в сфере строительства, проектирования и изысканий явились всего две проблемы:

– проблемы с участием в закупках в сфере строительства, проектирования и изысканий недобросовестных участников (неисполнение и срыв контрактов, использование фирм-однодневок);

– отсутствие государственного контроля за распределением финансовых потоков саморегулируемых организаций. А также изыскание средств на реализацию отраслевых ФЦП;

Все прочие причины, такие как проблемы квалификации исполнителей или активная реклама по привлечению в СРО, явились лишь внешним проявлением вышеуказанных проблем. В последнее время ведётся много дискуссий и о применимости большинства норм 372-ФЗ, и об имеющихся в нём прорехах. Практически все юридические службы саморегулируемых организаций и Национальных объединений отмобилизованы на трактовку положений. Кто-то ищет «букву» закона, кто-то действует в соответствии с его «духом». И у тех и у других представителей саморегулирования безусловно «своя» правда и свой интерес.

Между тем я бы заострил внимание всех заинтересованных сторон на двух аспектах, которые, как представляется, могут оказать влияние на текущую ситуацию и предопределить пути дальнейшего развития саморегулирования. В первую очередь это несогласованная позиция трёх структур, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Отсутствие единой позиции создаёт возможность для недобросовестных (в силу прямого умысла или сообразно ситуации) саморегулируемых организаций уклоняться от исполнения требований Градкодекса, особенно в части подтверждения наличия ранее сформированного компенсационного фонда. Существенным подспорьем для таких СРО является избыточно растянутый во времени «переходный период» для строительных компаний на переход в СРО по месту своей регистрации. Немаловажно и то, что в 372-ФЗ не прописаны чётко требования к размеру компенсационного фонда СРО, подлежащего к размещению в уполномоченных (но всё ещё не определённых Правительством) банках. Это неизбежно повлияет на эффективность исполнения поручений Президента РФ Владимира Путина по итогам Госсовета. Фактический размер средств, размещённых в уполномоченных банках, будет в несколько раз ниже ранее задекларированных руководством Минстроя и Национальных объединений.

Как минимум, такая неэффективность может стать причиной оргвыводов и послужить поводом к существенным кадровым перестановкам, направленным на повышение личной эффективности менеджмента этих структур. В свою очередь это приведёт к принятию дополнительных поправок в Градкодекс, сужающих и без того на сегодняшний день ограниченные полномочия саморегулируемых организаций. Уже сегодня можно с уверенностью говорить, что в таких поправках могут быть закреплены требования к профессиональной квалификации руководителей СРО, а также меры ограничивающие полномочия общих собраний СРО и решения ПДКОУ в части управления и распределения финансовых потоков. В конечном счёте от саморегулирования, особенно с учётом регионального принципа комплектования своих реестров, может остаться только название. Здесь на ум приходит сравнение саморегулирования с отрядами народной милиции, создававшимися в качестве замены царской полиции, расформированной после февральской революции 1917 года. И хотя название милиция сохранялось ещё почти сто лет, уже через три года после организации первых милицейских отрядов принципы комплектования и её структура практически полностью копировала прежнюю царскую полицию.

Надо отметить, что есть ещё один существенный момент на который сегодня недостаточно обращают внимания. Это отсутствие, в противовес строительству, регионального принципа комплектования для проектных и изыскательских компаний. Эта особенность свидетельствует о том, что у Минстроя и законодателей нет уверенности в том, что региональный принцип может решить проблемы связанные с коммерциализацией деятельности СРО. Предположу, что при оценке эффективности исполнения поручений Президента РФ будет иметь место сравнительный анализ эффективности между двумя этими сегментами. Имея меньший численный состав НОПРИЗ, а также серьёзный задел в части сформировавшейся за много лет вокруг Михаила Посохина организационной структуры, представляется, что НОСТРОЙ будет выглядеть на его фоне менее выигрышно. А с учётом того, что в строительстве, благодаря регионализации, оказываются буквально разорваны на куски серьёзные отраслевые СРО, с традиционно сильным лоббистским потенциалом, говорить о том, что членство в саморегулируемых организациях навсегда закреплено за строительными организациями только по месту своей регистрации, преждевременно.

Пока однозначно можно констатировать только то, что реализация поручений Президента РФ проведена в спешке и формально. Цели, которые предполагалось достичь, остались в подавляющем своём большинстве нереализованными. Впрочем, какова будет предсказуемая реакция Владимира Путина на отчёт о предварительных итогах реформы в саморегулировании, покажет уже конец 2016 года. Именно от неё и будет зависеть будущее этой сферы в России в ближайшие два года. Будут ли затянуты в саморегулировании гайки так, что от него останется только название, или всё же ответственная позиция руководителей СРО и Нацобъединений позволит создать относительно работоспособный механизм. Всё это, в конечном счёте, зависит не только от Минстроя, Ростехнадзора или руководства Национальных объединений, но и от того, насколько ответственно подойдут руководители самих СРО к маневрированию среди расплывчатых формулировок 372-ФЗ.

Поделиться: