Выберите ваш город
Или укажите в поле

Без срока годности

14 Июля 2016
Без срока годности

 

«Умные» упаковки для продуктов питания: появятся ли они на наших прилавках?

 

В странах Евросоюза вскоре могут отказаться от обязательного требования к производителям указывать на упаковках минимальный срок хранения продуктов питания. На смену этому придут обозначение максимального срока годности и "умные" упаковки с электронными чипами, которые будут ежедневно определять свойства продукта и выдавать сигнал от зеленого до красного, что позволит понять, можно ли это есть. Подробнее об этом рассказывает «Российская газета».

Российские компании постараются как можно скорее перенять этот опыт, сообщили "Российской газете" в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), уточнив, что наши производители всегда следят за инновационными разработками за рубежом, которые можно было бы применить и у нас - ездят на выставки и форумы, посвященные ритейлу. Эксперты прогнозируют, что технологию "умной" упаковки, скорее всего, введут в ЕС оперативно, за 2-3 года.

С инициативой ввести "сигнальную" упаковку выступил Минсельхоз ФРГ. Его глава Кристиан Шмидт заявил, что планирует вместо "минимального срока хранения", который печатается на упаковках сейчас, указывать "максимальный срок годности" продуктов. Ведь информация о сроке хранения в ФРГ носит рекомендательный характер.

Ушлые производители приняли такую форму информации о свежести продукта, чтобы иметь возможность производить и сбывать как можно больше товара. Минимальный срок хранения лишь гарантирует, что продукт сохраняет цвет, запах и вкус. Большинство продовольственных товаров не превращаются на следующий день в непригодную для еды массу, напротив, их можно использовать в питании намного позже.

"Мы выбрасываем громадное количество продовольствия, потому что производители без нужды предусматривают слишком большие заделы безопасности", - разъяснил министр. Но это проблема не только развитых стран, но и развивающихся, таких как Россия.

"Если посмотреть статистику по структуре бытовых отходов в Москве, то окажется, что в день каждый человек выбрасывает около полутора килограммов еды, - говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. - Введение "умных" упаковок снизит объем пищи на выброс, но пока неясно, в какую цену встанет это новшество".

Эксперт опасается, что это может оказаться очень дорогим удовольствием. В качестве примера он приводит расчеты Российской ассоциации производителей контрольно-кассовой техники о том, сколько будет стоить модернизировать один кассовый аппарат для передачи данных о каждом пробитом чеке в Федеральную налоговую службу (законопроект уже принят Госдумой в первом чтении).

Таких устройств по стране - около миллиона штук, на каждое придется выделить 25 тысяч рублей. При товарообороте в размере около 12 триллионов рублей рост цен в магазинах из-за новой системы может составить полпроцента, говорит Петр Шелищ. С другой стороны, повысится собираемость налогов, а бизнес будет работать прозрачнее.

А во сколько обойдется потребителю в России введение "умной" упаковки? "Думаю, это будет еще дороже, а значит, и на росте цен откликнется существеннее - в пределах одного-двух процентов. Надо последить за введением директивы в Евросоюзе: если окажется, что это дешево, то, несомненно, плюсов больше, чем минусов", - заключает он.

Само по себе предложение Минсельхоза ФРГ звучит интересно, в первую очередь для потребителя, считает исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов. "На практике такую идею еще никто не реализовывал, в том числе в России. Но если она возымеет успех, то в любом случае распространится на близлежащие страны. У нас для внедрения "умной" упаковки придется менять законодательство в части требований к содержанию упаковки, - замечает собеседник "РГ". - Удобнее всего было бы распространить такую технологию на скоропортящиеся товары, в том числе на "молочку", и на пищу с максимальным сроком годности до одного месяца".

По оценкам Андрея Карпова, на этапе внедрения технология может оказаться чересчур дорогой, поэтому ее, скорее всего, применят к дорогим товарам типа премиум сегмента, чтобы разница в цене продукта до и после внедрения технологии была нечувствительной. Чем глубже будут внедрять "умные" упаковки, тем ниже будет себестоимость инноваций, и уже тогда ее можно будет найти на прилавке с продуктами эконом-сегмента. "Потребителям такое новшество придется впору, ведь у нас население любит такие изменения", - подытожил Андрей Карпов.

 

Какой срок отводят продуктам?

На Западе есть несколько определений, касающихся сроков употребления продуктов, - best before ("минимальный срок хранения", то есть рекомендуется съесть пищу до этого срока, так как ее вкус или цвет сохраняются в этот период лучше всего, но можно употребить и позже) и use by ("максимальный срок годности", то есть употреблять в пищу продукт опасно для здоровья по истечении указанной даты).

Директива ЕС от 2000 года гласит, что дата минимального срока хранения пищевого продукта - это дата, до которой он "сохраняет свои специфические свойства при надлежащем хранении". Формально это и есть best before. А если продукт считается скоропортящимся, то следует использовать обозначение use by.

В российском законодательстве схожие правила указания сроков хранения и годности продуктов питания. К примеру, на пачке орехов или банке меда будет написан срок хранения, а на йогурте или упаковке рыбы без консервантов - срок годности. Различие между такими группами товаров заключается в том, что скоропортящиеся продукты животного и растительного происхождения содержат много влаги, за счет чего эта среда становится привлекательной для жизнедеятельности микроорганизмов и активации ферментов. Они-то и приводят продукт к быстрой порче.

Также на Западе есть понятие shelf life - гарантийный срок хранения и транспортировки продукта в упаковке поставщика. В этом случае указывается дата изготовления товара. Минсельхоз ФРГ потребовал, чтобы вместо срока хранения на упаковках молока и ветчины уже сейчас указывался срок годности, а на таких продуктах, как соль или сахар, должна, по его словам, как раз стоять дата изготовления.

В России недобросовестные торговые сети борются с уничтожением просроченных продуктов, используя именно этот термин. Они повторно замораживают скоропортящиеся продукты, например рыбу, и наклеивают свежую этикетку, что трактуется в РФ как незаконное увеличение срока реализации. Согласно КоАП, штраф за подобные нарушения может составить до миллиона рублей.

Владельцы же сетей продовольственных супермаркетов в ФРГ ничего не боятся больше, чем продавать просроченные или испорченные товары. За сроком годности и свежестью продуктов ведется строжайший контроль, а за нарушение торговым предприятиям в Германии грозят драконовские штрафы и отзыв лицензий.

Поделиться: