Будущее лизинга – за сложными продуктами

Будущее лизинга – за сложными продуктами

28 Августа 2013
Будущее лизинга – за сложными продуктами

Основным драйвером лизинговой отрасли сейчас является лизинг автотранспорта и строительной техники. Однако наибольшим потенциалом быстрого развития обладают сложноструктурированные продукты.

Как известно, в 2012 году лизинговая отрасль выросла всего на 1,5%. До этого темпы роста были очень высокими. Так, еще в первом полугодии 2012 года прирост объема новых лизинговых сделок составил 34%. Резкое падение темпов роста произошло из-за насыщения рынка полувагонов, сообщает Bankir.Ru. Также в последнее время сказывается общее замедление роста российской экономики. Поэтому в 2013 году участники рынка не ожидают высоких показателей и надеются, прежде всего, на такие традиционные сегменты, как автотранспорт и строительную технику. Помимо этого, надежды ряда компаний связаны с авиатехникой, ввиду увеличения инвестиционного спроса и объемов государственной поддержки этого сегмента.

Кстати, что касается автолизинга, то это направление в последнее время уверенно растет на 15–20% в год. Алексей Смирнов, генеральный директор компании «Carcade Лизинг», в первую очередь связывает наблюдаемую тенденцию с повышением популярности этой финансовой услуги среди предпринимателей, которые успели оценить не только возможности оптимизации налогообложения, но и другие преимущества лизинга, такие как доступность финансирования, высокую скорость принятия решений по заявкам и высокую скорость оформления сделки, возможность выбора графика платежей, наличие дополнительных сервисных услуг и т.д. В 2013 году «Carcade Лизинг» прогнозирует увеличение сегмента лизинга автотранспорта на 10–15%.

По словам Василия Кашкина, управляющего партнера агентства «Новые маркетинговые решения», в 2013 году происходит ощутимое снижение объемов инвестиций в основной капитал, и это скажется на лизинге, так как эта отрасль обычно очень быстро реагирует на подобные изменения. Снижение уровня продаж автотранспорта также не может не отразиться на лизинговых операциях, поскольку автотранспорт в них составляет значительную долю. Эти тенденции приведут к стабилизации рынка лизинга, и, скорее всего, объем лизинговых операций по итогам 2013 года останется на уровне предыдущего года.

При этом, как отметил Сергей Калинин, директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг», можно ожидать положительного эффекта от «олимпийской стройки» и подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу, так как любые инвестиционные проекты вызывают сопутствующий спрос в лизинговой отрасли, хотя бы косвенный. В 2013 году эксперт ожидает прирост объема лизингового рынка на уровне 10%. А по ожиданиям Александра Кожевникова, генерального директора компании «МКБ-Лизинг», в 2013 году произойдет снижение объема нового бизнеса в лизинге.

 

Тенденции последнего года

 

Хотя текущий год не сулит существенного роста лизингового портфеля, тенденция снижения общих темпов прироста нового бизнеса позволяет лизингодателям сосредоточиться на более глубокой отработке отдельных направлений. В частности, по мнению Александра Столбецкого, генерального директора компании «Петролизинг», особенно перспективными в ближайшие 3–5 лет будут лизинговые сделки с автотранспортом (легковым, грузовым и специальным), сложным технологическим оборудованием, авиатранспортом, а также недвижимостью. В сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) наиболее актуальны сделки с автотранспортом и оборудованием, и в этом случае незаменимыми становятся средние универсальные компании, которые имеют ресурсы и заинтересованность именно в работе с малым и средним бизнесом.

Многие лизинговые компании в последнее время разрабатывают и внедряют специальные программы, направленные на реализацию сделок по максимально стандартным условиям с определенным видом лизингового имущества, что позволяет работать быстро и массово. Как правило, это лизинговые сделки с автотранспортом (легковым, грузовым и специальным) и оборудованием, не требующим монтажа или специальных условий доставки и эксплуатации. Правда, по мнению Александра Столбецкого, такой подход будет оправдан лишь в течение ближайших 3 лет (максимум 5 лет), и после насыщения рынка окажется необходимым расширение перечня сопутствующих услуг по данным видам имущества.

В последнее время хороший спрос на лизинг показывают компании, которые обслуживают определенные территории. Данные компании могут, например, заниматься уборкой этих территорий или ремонтом дорог. Объемы контрактов увеличиваются, требовательность со стороны городских и муниципальных властей также возрастает, поэтому компании вынуждены закупать более современную технику, во-первых, чтобы выигрывать тендеры, во-вторых, чтобы справляться с заказами.

Что касается техники, то лизингодатели по-прежнему предпочитают работать с европейскими, американскими или хотя бы российскими машинами, однако и отношение к китайской технике постепенно меняется в лучшую сторону. В тайном исследовании рынка лизинга, проведенном компанией «Новые маркетинговые решения» весной 2013 года, отмечается высокая лояльность лизингодателей к китайской технике: в Москве наотрез отказываются финансировать машины из Поднебесной лишь 6%, в регионах этот показатель немного выше: 10%. Правда, китайская техника все еще ломается гораздо чаще, чем техника из развитых стран, а найти запчасти к ней по-прежнему намного сложнее. И все же качество машин из Поднебесной растет, а вместе с ним растет и желание финансировать их приобретение со стороны российских лизинговых компаний.

 

Лизингодатели имеют стимул к освоению новых ниш

 

Конечно, лизинг развивается не только в объемах, - также меняется структура отрасли и углубляется специализация ее компаний. И с учетом этого, а также с учетом спада в сфере лизинга полувагонов, тема лизинговых продуктов обретает совершенно иное и гораздо более важное значение. Кроме того, в последнее время можно часто услышать, что клиенты становятся более требовательными и разборчивыми, а лизингодатели, в свою очередь, стремятся предложить все более диверсифицированный и клиентоориентированный набор продуктов.

Сергей Калинин считает лизинговые продукты условностью, выделяя лишь два продукта: финансовый лизинг, при котором по окончании договора предполагается переход имущества в собственность лизингополучателя, и оперативный, при котором имущество остается у лизинговой компании. Однако, по его словам, лизингодатели стараются, с одной стороны, оказывать востребованные клиентами услуги, а с другой стороны, предлагают новые виды сервиса, на которых можно заработать. Последние могут предлагаться как в собственном исполнении, так и с использованием аутсорсинга. Например, автолизинговые компании вводят систему трейд-ин, предлагают топливные карты, помощь на дорогах и т.д. Также наблюдается тенденция к объединению лизинговых, банковских и страховых услуг под одним брендом.

 

Малому бизнесу – ликвидное имущество

 

Несмотря на наблюдаемое замедление, российский рынок лизинга еще очень далек от своего насыщения. Особенно высока потребность в этом инструменте среди малых и средних предприятий, однако именно они по-прежнему часто не имеют возможности воспользоваться данной финансовой услугой в полной мере, особенно если речь идет о финансировании приобретения оборудования. Лизинговые сделки с субъектами МСБ имеют свою специфику, и многие лизинговые компании открывают специальные программы по работе с такими компаниями, но рисковая составляющая требует увеличения либо обеспечительных мер, либо удорожания сделки.

Причины, по которым для ряда малых компаний недоступен инструмент лизинга, пожалуй, уже набили оскомину. Сюда относятся и недостаточная информированность МСБ о данной услуге и ее специфике, и высокая непредсказуемость перспектив малых предприятий, и низкая прозрачность такого бизнеса, и отсутствие налоговых преимуществ для клиентов, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) и находящихся на упрощенной системе налогообложения. Наконец, многие лизингодатели, которые в основном работают с индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом, сами испытывают проблемы с привлечением финансирования.

По словам Сергея Калинина, общая недружественная к бизнесу атмосфера больше всего угнетает малый бизнес. Для выживания предприниматели вынуждены скрывать часть доходов, работать за наличные, в лучшем случае – на упрощенке. Все это не способствует открытости бизнеса, а значит, создает дополнительные трудности в кредитной оценке клиента лизинговой компанией. В результате, малому бизнесу или индивидуальным предпринимателям предоставляют только ликвидное имущество; также растут ставки, поскольку ставки – это функция риска. А лизинговая компания значительно рискует не найти контрагента в случае неудачи своего клиента. Длительность и сложность судебной и исполнительной процедуры при лизинге вынуждает лизингодателей отказывать потенциальным клиентам среди малых предприятий.

Таким образом, сегмент малого и среднего бизнеса интересен лизингодателям, прежде всего, в сфере высоколиквидных активов, а именно автомобилей и грузовой техники, так как для этих видов имущества уже давно сформировался вторичный рынок. При этом компании охотнее финансируют приобретение легковых автомобилей, чем грузовых, так как ликвидность их вторичного рынка намного выше. По-прежнему рискованным сегментом отрасли остаются сделки со специальной техникой. «Существует ряд рисков с лизингополучателями в дальних регионах России, – рассказал Алексей Лещенко. – Например, распространенные в Сибири и районах Крайнего Севера зимники (дороги, которые могут использоваться только зимой) выступают одним из таких рисков: техника простаивает длительное время в ожидании восстановления транспортного сообщения, что препятствует ее возврату. Повышенный износ часто перегружаемой самосвальной техники также является дополнительным фактором имущественного риска».

 

В работе с МСБ особенно важен человеческий фактор

 

По мнению Александра Столбецкого, субъекты МСБ в основной массе являются дисциплинированными лизингополучателями, которые дорожат сделкой в целом и приобретаемым имуществом в частности. Как правило, оплата по договорам лизинга осуществляется в срок и в полном объеме. Такое положение вещей обусловлено тем, что сделки с малым и средним бизнесом заключаются на относительно недорогое имущество и на небольшой срок: от 1,5 до 3–4 лет.

 

Если же в силу ухудшения финансовой стабильности лизингополучателя оплата лизинговых платежей задерживается или прекращается, то лизинговой компании приходится изымать оборудование и реализовывать его. Цена реализации имущества, как правило, дисконтируется, поскольку на рынке есть множество предложений аналогичных активов. Также специфичным является взаимодействие с сотрудниками малого предприятия, которые часто не совсем ясно понимают особенности владения лизинговым имуществом и порой распоряжаются им по своему усмотрению, не учитывая ограничений, налагаемых на использование лизингового имущества.

Поделиться: