Выберите ваш город
Или укажите в поле

Бюджет интервенций

11 Июля 2011
Бюджет интервенций

Минсельхоз хочет изменить механизм функционирования государственного зернового интервенционного фонда (ГИФ). Предлагается отказаться от банковских кредитов, на которые зерно закупается сейчас, и формировать фонд исключительно на деньги федерального бюджета. Эксперты советуют сделать прозрачнее действия государства на зерновом рынке.

 

Для проведения закупочных интервенций на продовольственном рынке Минсельхоз предлагает создать специализированный бюджетный фонд, сообщил на международной зерновой конференции в Геленджике замглавы департамента регулирования продовольственных рынков министерства Сергей Сухов. Нынешний механизм зерновых интервенций ведомство не устраивает, так как требует привлечения в банках заемных средств. По словам Сухова, хорошо бы "обеспечить интервенционный механизм стабильным финансированием".

Сейчас непосредственно на закупки зерна в ГИФ государство денег не дает. Средства государственной Объединенной зерновой компании (ОЗК) - оператору ГИФ - предоставляет государственный же Россельхозбанк. Например, в 2009 году размер кредита, обеспечивающего наличие в ГИФ 8,4 млн тонн зерна, составлял 20 млрд рублей.

На обслуживание хранения зерна ГИФ в 2009 году ОЗК из бюджета было выделено 9,6 млрд руб., в том числе 2,1 млрд руб. ушло на оплату процентов по кредитам, говорится в декабрьском письме главы Росфиннадзора Сергея Павленко первому вице-премьеру Виктору Зубкову. Минсельхоз хотел бы избежать таких расходов.

С оплатой кредита для зерна ГИФ уже возникали скандалы, в которые оказывался втянут Минсельхоз (см. "МН" от 31 марта). Росфиннадзор посчитал неправомерным получение в 2009 году кредита для ОЗК в Россельхозбанке под 12% годовых вместо обычных 6,5%. Подорожавшие заемные средства обошлись государству в дополнительные юз млн руб. В ОЗК это объясняли тем, что в отличие от прежних новые кредиты оказались не обеспеченными госгарантиями.

Отказавшись от услуг Россельхозбанка, Минсельхоз сэкономит бюджету около 2 млрд руб. в год, но потребует выделения для закупочных интервенций единовременно примерно 45 млрд руб. По словам Сухова, столько необходимо для поддержания размера ГИФ в пределах 10 млн тонн. "Это именно тот объем, которым можно было бы регулировать рынок", - цитирует объяснение чиновника Интерфакс.

Выделенные средства для бюджета окажутся фактически замороженными, обращает внимание Олег Суханов из ИКАР.

Другой пока нерешенной проблемой является обновление зерна в ГИФ. "Надо предусмотреть операцию замещения зерна, - отмечал ранее президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, - Давно говорим об этом, но пока это происходит втихаря, и такие операции чреваты уголовными делами".

Механизм функционирования ГИФ слабо предсказуем - непонятно, когда реально начнутся закупки или продажи зерна, считает директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов. Это осложняет деятельность участников рынка. Лучше было бы заблаговременное объявление минимальной гарантированной государством цены, полагает он. "Эта цена не обеспечит высокой прибыли, но позволит крестьянину планировать свою деятельность", - говорит Сизов. При этом производитель будет иметь возможность выкупить проданное им государству зерно (с оплатой стоимости хранения), если конъюнктура на рынке изменится в его пользу.

Другим рычагом воздействия на зерновой рынок могут стать экспортные пошлины. Об их появлении заговорили одновременно с отменой эмбарго на экспорт зерна (см. "МН" от 2 июня).

 

Однако правительство не хочет торопиться с введением этой ограничительной меры. По словам главы департамента развития секторов экономики Минэкономразвития Людмилы Тяжельниковой, экспортная пошлина на зерно может быть введена не ранее III квартала. К этому времени полностью прояснится ситуация с новым урожаем.

В Минсельхозе вообще не уверены в необходимости экспортных пошлин на зерно. По словам Сухова, неясно, "чем они по большому счету будут отличаться от запрета". Он опасается, что "в конечном счете пошлина ляжет на закупочную цену зерна", отчего пострадают в первую очередь крестьяне. По оценкам Злочевского, они и так потеряли от эмбарго 108 млрд руб. из-за падения цен на зерно на внутреннем рынке. По сути, это субсидии, которые зерновики предоставили смежным отраслям, прежде всего животноводству, возмущался глава РЗС.

Для регулирования цен на продовольственном рынке, по мнению Сухова, есть множество других инструментов. И они вскоре могут понадобиться. В имеющемся в распоряжении "МН" письме замминистра экономического развития Андрея Слепнева в правительство говорится, что в связи с началом уборочной кампании и увеличением объемов реализации прошлогоднего зерна "в ближайшие недели можно ожидать нестабильной ценовой ситуации на рынке зерна". Может возобновиться падение цен, приостановившееся в начале мая. К осторожности при введении новой пошлины призывает и замглавы ФАС Андрей Цыганов.

В Минсельхозе не опасаются дефицита зерна. В письме Слепнева переходящие запасы на конец июня этого года оцениваются в 18,5 млн тонн. За последние десять лет больше они были только после высокоурожайных 2008 и 2009 годов. Если в 2011 году будет собрано 85 млн тонн зерна, то экспортный потенциал оценивается Минсельхозом в 15 млн тонн.

45 млрд руб. нужно Минселъхозу на формирование фонда зерновых интервенций.

 

Надежда на русское поле

Мировое производство пшеницы в 2011 году вырастет на 3,2% в основном за счет России, говорится в докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), опубликованном во вторник. Вместе с соседями по СНГ Россия обеспечит и прирост производства кормового зерна на 3,9%. Но это с трудом сможет удовлетворить мировые потребности, что неизбежно скажется на ценах. "До конца этого и в начале 2012 года цены на продовольствие будут оставаться высокими и нестабильными", - цитирует доклад РИА Новости. В ФАО надеются, что давление на них снизит отмена эмбарго на экспорт зерна из России.

Поделиться: