Что мешает развитию лизинга строительной техники

Что мешает развитию лизинга строительной техники

30 Апреля 2014
Что мешает развитию лизинга строительной техники

Лизинг становится все более важным инструментом обновления основных фондов в российской экономике, в том числе в строительном комплексе. По итогам прошлого года оборот лизинговых операций составил 2,5 трлн руб., это около 3 % ВВП, сообщает rcmm.ru. Однако во многих развитых странах этот показатель достигает 6 – 15 %. О том, что мешает развитию лизинга, шла речь на последних мероприятиях, организованных подкомитетом по лизингу Торгово-промышленной палаты РФ.

 

Как пользоваться рычагом для возрождения промышленности

 

Предварительный анализ итогов 2013 г. показывает, что рынок лизинга в России переживает период стагнации. Да и в нынешнем году по прогнозам также резкого роста не предвидится. Проведен рейтинг наиболее успешных лизинговых компаний. Как и ожидалось, его возглавляют ЛК, созданные банками. Более того, наметилась тенденция, по которой часть лизинговых компаний сливается с банковскими ЛК.

На рынке лизинговых услуг лидируют, как и прежде, такие крупные направления, как лизинг подвижного железнодорожного состава, авиационной техники и т.д. Строительный бизнес далеко не самая завидная отрасль для лизинговых компаний, поскольку подвержен рискам невыплат. Однако в прошлом году лизинг строительной техники стабильно развивался, опережая другие отрасли, особенно лизинг дорожно-строительной техники.

— Одной из главных причин, тормозящих развитие лизинга в нашей стране, я бы назвал несовершенную промышленную политику государства, — считает Евгений Царев, руководитель аппарата подкомитета по лизингу ТПП РФ, — Лизинг — это финансовый инструмент, с помощью которого можно запустить процессы обновления основных фондов в экономике. Для многих малых и средних предприятий лизинг — единственная возможность развернуть бизнес.

В конце прошлого года был опубликован проект Закона «О промышленной политике в Российской Федерации», на который возлагались большие надежды. Но, по мнению ряда выступивших экспертов, в такой редакции, в которой он появился, от закона ждать многого не приходятся. Создается впечатление, что он написан наспех. Ведь в России уничтожены целые отрасли, такие, как станкостроение и др. В 11 статье законопроекта одним пунктом упомянут лизинг, где говорится, что нужно оказывать ему финансовую поддержку в виде специальных налоговых режимов и налоговых льгот. Это явно мало для финансового инструмента, который может стать рычагом для возрождения отечественной промышленности.

 

Строители держат марку. Но не все

 

Примером успешного сотрудничества между лизинговой компанией и лизингополучателями можно назвать деятельность одной из лизинговых компаний в газовой отрасли. Строительные компании, работающие в области газового строительства, по словам Евгения Бабенко, представителя ЛК, чаще всего берут в лизинг экскаваторы, самосвалы, буровые установки для бестраншейных технологий и другую строительную технику. Работы ведутся обычно в северных регионах страны. Буровая техника — дорогая, стоимость некоторых установок достигает до 100 млн руб. Но получатели техники расплачиваются за нее за пять–семь лет.

- Я уже три года здесь работаю, — говорит Евгений, — ни одного конфликта за этот период из-за невыплат не было.

Это можно объяснить грамотной политикой банка, который тщательно проверяет благонадежность лизингополучателей, Но это и признак стабильного развития отрасли, а также возможностей лизинга. А чем другие отрасли хуже?

Также довольны результатами прошлого года по сотрудничеству со строительными организациями Татарстана в одной из лизинговых компаний республики. По словам ее представителя, чаще всего в лизинг берут автобетоносмесители, автобетононасосы, бетонные заводы. Это свидетельствует о том, что в республике на подъеме монолитное домостроение. Как правило, у лизингодателей не возникает претензий к выполнению графиков выплат за взятую в лизинг технику.

Так что можно сказать, что строители начинают держать марку. К сожалению, далеко не все. Лизинговые компании могут привести сколько угодно примеров, когда строители не в силах расплатиться за технику. Оправданием может служить то, что их самих зачастую подводят заказчики, вовремя не рассчитывающиеся с ними за выполненные работы.

Арбитражные суды — надежда на реформу

Так уж сложилось, что лизинговые компании — одни из самых частых участников экономических разборок в арбитражных судах. Что вполне объяснимо, поскольку речь идет о многочисленных договорах о передаче имущества, а в наше нестабильное время бизнес как легко создать, так и легко потерять. Многие лизинговые компании оказываются в ситуации, когда им надо изъять ту же строительную технику, за которую перестали вносить выплаты. В нашей необъятной стране с ее бездорожьем даже вывезти изымаемую технику порой превращается в проблему. Стоит где-нибудь в глуши заброшенный экскаватор, не вывезешь его — местное предприимчивое население разует и разденет несчастную технику до остова. А вывезешь — могут возникнуть неприятности с лизингополучателем. По мнению многих специалистов из лизинговых компаний, судебная практика сегодня не отработана. Арбитражные суды нередко тянутся месяцами, а то и больше года. За это время техника устаревает, ее растаскивают или «убивают» за счет усиленной эксплуатации. Бывают случаи, когда лизингодателей обвиняют в соответствии со статьей 60 Гражданского кодекса РФ в неосновательном обогащении. В лизинговых компаниях, конечно, работают не ангелы, но и субъективные факторы играют свою роль. Порой без оснований, как считают лизинговые компании, арбитражные судьи «жалеют» лизингополучателей и встают на их сторону. Лизинг — бизнес достаточно молодой для России, непростой, и порой судьям просто не хватает квалификации, чтобы грамотно разобраться в сложной ситуации.

В настоящее время идет реформа судебной системы. Разрабатываются поправки в ГК РФ, другие законы, в том числе вносятся изменения и в закон «О финансовой аренде (лизинге)». Лизинговое сообщество активно обсуждает эти документы, участвует в их разработке. Так что остается надеяться, что нововведения будут способствовать совершенствованию судебной практики.

 

Мечты об ЕС в миниатюре

 

Выступая на одном из семинаров, Павел Кельманов, руководитель Национальной лизинговой компании — одной из немногих в России, в значительной степени ориентированной на обслуживание строительного бизнеса, призвал своих коллег из других регионов к объединению в некую структуру, напоминающую ЕС в миниатюре.

По словам Павла Вениаминовича, для европейских стран такие объединения уже становятся нормой.

Суть их вот в чем. В стране действуют крупные лизинговые компании, имеющие дела с железнодорожными составами, самолетами, морскими судами и т.д. А в строительстве суммы сделок неизмеримо меньше. И получается, что малый и средний бизнес в лизинговой сфере находится в тени гигантских сделок. Вот они и объединяются, чтобы защищать свои интересы, помогать друг другу, обмениваться опытом. При этом союз действует на демократической основе, его члены остаются самостоятельными в своей экономической деятельности. Созданная региональная сетка позволит повысить эффективность деятельности малого и среднего бизнеса. По подсчетам Павла Вениаминовича, вместе они могут собирать пул в 1–3 млрд руб., в то время как сумма средней сделки у отдельной фирмы составляет 1,5 – 2 млн руб. Объединяясь, они могут осилить крупный заказ, становятся более интересными для банков, могут рассчитывать на более выгодные условия сотрудничества.

Поделиться: