Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости компании Что мешает развитию лизинга строительной техники

Что мешает развитию лизинга строительной техники

30 Апреля 2014
Что мешает развитию лизинга строительной техники

Лизинг становится все более важным инструментом обновления основных фондов в российской экономике, в том числе в строительном комплексе. По итогам прошлого года оборот лизинговых операций составил 2,5 трлн руб., это около 3 % ВВП, сообщает rcmm.ru. Однако во многих развитых странах этот показатель достигает 6 – 15 %. О том, что мешает развитию лизинга, шла речь на последних мероприятиях, организованных подкомитетом по лизингу Торгово-промышленной палаты РФ.

 

Как пользоваться рычагом для возрождения промышленности

 

Предварительный анализ итогов 2013 г. показывает, что рынок лизинга в России переживает период стагнации. Да и в нынешнем году по прогнозам также резкого роста не предвидится. Проведен рейтинг наиболее успешных лизинговых компаний. Как и ожидалось, его возглавляют ЛК, созданные банками. Более того, наметилась тенденция, по которой часть лизинговых компаний сливается с банковскими ЛК.

На рынке лизинговых услуг лидируют, как и прежде, такие крупные направления, как лизинг подвижного железнодорожного состава, авиационной техники и т.д. Строительный бизнес далеко не самая завидная отрасль для лизинговых компаний, поскольку подвержен рискам невыплат. Однако в прошлом году лизинг строительной техники стабильно развивался, опережая другие отрасли, особенно лизинг дорожно-строительной техники.

— Одной из главных причин, тормозящих развитие лизинга в нашей стране, я бы назвал несовершенную промышленную политику государства, — считает Евгений Царев, руководитель аппарата подкомитета по лизингу ТПП РФ, — Лизинг — это финансовый инструмент, с помощью которого можно запустить процессы обновления основных фондов в экономике. Для многих малых и средних предприятий лизинг — единственная возможность развернуть бизнес.

В конце прошлого года был опубликован проект Закона «О промышленной политике в Российской Федерации», на который возлагались большие надежды. Но, по мнению ряда выступивших экспертов, в такой редакции, в которой он появился, от закона ждать многого не приходятся. Создается впечатление, что он написан наспех. Ведь в России уничтожены целые отрасли, такие, как станкостроение и др. В 11 статье законопроекта одним пунктом упомянут лизинг, где говорится, что нужно оказывать ему финансовую поддержку в виде специальных налоговых режимов и налоговых льгот. Это явно мало для финансового инструмента, который может стать рычагом для возрождения отечественной промышленности.

 

Строители держат марку. Но не все

 

Примером успешного сотрудничества между лизинговой компанией и лизингополучателями можно назвать деятельность одной из лизинговых компаний в газовой отрасли. Строительные компании, работающие в области газового строительства, по словам Евгения Бабенко, представителя ЛК, чаще всего берут в лизинг экскаваторы, самосвалы, буровые установки для бестраншейных технологий и другую строительную технику. Работы ведутся обычно в северных регионах страны. Буровая техника — дорогая, стоимость некоторых установок достигает до 100 млн руб. Но получатели техники расплачиваются за нее за пять–семь лет.

- Я уже три года здесь работаю, — говорит Евгений, — ни одного конфликта за этот период из-за невыплат не было.

Это можно объяснить грамотной политикой банка, который тщательно проверяет благонадежность лизингополучателей, Но это и признак стабильного развития отрасли, а также возможностей лизинга. А чем другие отрасли хуже?

Также довольны результатами прошлого года по сотрудничеству со строительными организациями Татарстана в одной из лизинговых компаний республики. По словам ее представителя, чаще всего в лизинг берут автобетоносмесители, автобетононасосы, бетонные заводы. Это свидетельствует о том, что в республике на подъеме монолитное домостроение. Как правило, у лизингодателей не возникает претензий к выполнению графиков выплат за взятую в лизинг технику.

Так что можно сказать, что строители начинают держать марку. К сожалению, далеко не все. Лизинговые компании могут привести сколько угодно примеров, когда строители не в силах расплатиться за технику. Оправданием может служить то, что их самих зачастую подводят заказчики, вовремя не рассчитывающиеся с ними за выполненные работы.

Арбитражные суды — надежда на реформу

Так уж сложилось, что лизинговые компании — одни из самых частых участников экономических разборок в арбитражных судах. Что вполне объяснимо, поскольку речь идет о многочисленных договорах о передаче имущества, а в наше нестабильное время бизнес как легко создать, так и легко потерять. Многие лизинговые компании оказываются в ситуации, когда им надо изъять ту же строительную технику, за которую перестали вносить выплаты. В нашей необъятной стране с ее бездорожьем даже вывезти изымаемую технику порой превращается в проблему. Стоит где-нибудь в глуши заброшенный экскаватор, не вывезешь его — местное предприимчивое население разует и разденет несчастную технику до остова. А вывезешь — могут возникнуть неприятности с лизингополучателем. По мнению многих специалистов из лизинговых компаний, судебная практика сегодня не отработана. Арбитражные суды нередко тянутся месяцами, а то и больше года. За это время техника устаревает, ее растаскивают или «убивают» за счет усиленной эксплуатации. Бывают случаи, когда лизингодателей обвиняют в соответствии со статьей 60 Гражданского кодекса РФ в неосновательном обогащении. В лизинговых компаниях, конечно, работают не ангелы, но и субъективные факторы играют свою роль. Порой без оснований, как считают лизинговые компании, арбитражные судьи «жалеют» лизингополучателей и встают на их сторону. Лизинг — бизнес достаточно молодой для России, непростой, и порой судьям просто не хватает квалификации, чтобы грамотно разобраться в сложной ситуации.

В настоящее время идет реформа судебной системы. Разрабатываются поправки в ГК РФ, другие законы, в том числе вносятся изменения и в закон «О финансовой аренде (лизинге)». Лизинговое сообщество активно обсуждает эти документы, участвует в их разработке. Так что остается надеяться, что нововведения будут способствовать совершенствованию судебной практики.

 

Мечты об ЕС в миниатюре

 

Выступая на одном из семинаров, Павел Кельманов, руководитель Национальной лизинговой компании — одной из немногих в России, в значительной степени ориентированной на обслуживание строительного бизнеса, призвал своих коллег из других регионов к объединению в некую структуру, напоминающую ЕС в миниатюре.

По словам Павла Вениаминовича, для европейских стран такие объединения уже становятся нормой.

Суть их вот в чем. В стране действуют крупные лизинговые компании, имеющие дела с железнодорожными составами, самолетами, морскими судами и т.д. А в строительстве суммы сделок неизмеримо меньше. И получается, что малый и средний бизнес в лизинговой сфере находится в тени гигантских сделок. Вот они и объединяются, чтобы защищать свои интересы, помогать друг другу, обмениваться опытом. При этом союз действует на демократической основе, его члены остаются самостоятельными в своей экономической деятельности. Созданная региональная сетка позволит повысить эффективность деятельности малого и среднего бизнеса. По подсчетам Павла Вениаминовича, вместе они могут собирать пул в 1–3 млрд руб., в то время как сумма средней сделки у отдельной фирмы составляет 1,5 – 2 млн руб. Объединяясь, они могут осилить крупный заказ, становятся более интересными для банков, могут рассчитывать на более выгодные условия сотрудничества.

Поделиться: