Выберите ваш город
Или укажите в поле

Что поручил Президент России.

25 Августа 2010
Что поручил Президент России.

 

18 августа Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений по итогам совещания о мерах по стабилизации положения на внутреннем зерновом рынке 12 августа 2010 года.

 

Вначале приведем полный текст документа:

 

«1. Обеспечить проведение в оперативном режиме мониторинга динамики цен на основные продукты питания (муку, хлеб, мясо, молоко) на внутреннем рынке, при выявлении случаев нарушения законодательства Российской Федерации принимать меры оперативного реагирования.

 

Ответственные: Путин В.В., Чайка Ю.Я., Артемьев И.Ю.

 

Срок – 1 октября 2010г., 30 декабря 2010г.

 

2. Представить предложения по формированию экономически эффективной и работоспособной системы страхования рисков в сельском хозяйстве, обеспечив при этом соблюдение баланса интересов и четкую регламентацию ответственности страховых организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

 

Ответственные: Путин В.В., Зубков В.А., Кудрин А.Л., Скрынник Е.Б.

 

Срок – 1 ноября 2010г.

 

3. При определении порядка реализации фуражного зерна из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предусмотреть возможность расширения перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых такой порядок может быть применим при возникновении дисбаланса на соответствующем региональном рынке, а также определить уровень цен реализации фуражного зерна, с тем чтобы они в максимально возможной степени учитывали интересы как производителей зерна, так и его потребителей.

 

Ответственные: Путин В.В., Зубков В.А., Скрынник Е.Б.

 

Срок – 19 августа 2010г.

 

4. В целях восстановления платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от засухи в 2010 году, и создания условий для проведения ими посевных работ рассмотреть вопрос о возможности перекредитования, реструктуризации и пролонгации выданных таким товаропроизводителям кредитов, пролонгации оплаты лизинговых платежей по заключенным ими договорам лизинга сельскохозяйственной техники.

 

Ответственные: Зубков В.А., Скрынник Е.Б., Греф Г.О., Патрушев Д.Н., Дмитриев В.А., Костин А.Л., Назаров В.Л.

 

Срок – 1 сентября 2010г.».

 

Как видим, глава государства вполне серьезно подошел к острейшим проблемам, сложившимся сегодня в аграрной отрасли в связи с засухой. Возможно, кому-то покажется, что в изложенных пунктах маловато конкретики, однако каждая из структур нашей власти обязана действовать (и действует), исходя из того, что входит в сферу ее компетенции. Ну, не может, да, и не должен глава государства говорить о конкретных рублях и копейках и ими распоряжаться – это привилегия Правительства РФ.

 

А вот тот факт, что в трех из четырех пунктов ответственным за исполнение назначен Владимир Путин, весьма примечателен. Зная твердый характер Владимира Владимировича, можно смело предположить, что идеи, выдвинутые Президентом страны, обязательно будут реализованы.

 

Или нет? Ведь нам уже не раз доводилось рассказывать о том, какие мощные механизмы торможения разработала наша родная всесильная бюрократия, чтобы заканителить и исказить до неузнаваемости основную идею того или иного поручения даже самого высшего российского руководства.

 

Ну, а теперь одна мысль, которая, как часто бывает у автора этих строк, пойдет перпендикулярно главному течению сегодняшних дискуссий по поводу сроков вброса государством на рынок интервенционного зерна и цен, по которым это зерно будет поставляться пострадавшим регионам.

 

Так получилось, что в нынешнем сезоне с зерном остались те крупные хозяйства, которые в предыдущие годы имели возможность активно инвестировать в современные технологии, обзаводиться новыми машинами и оборудованием. Слов нет, делать это было очень тяжело в условиях, когда государство, - сознательно или нет, - играло на понижение закупочных цен на зерно. Да не забудем также и о большом экономическом кризисе.

 

Но, по сути, получилось, что технически и технологически противостоять засухе смогли, в большинстве своем, крупные хозяйства и агрохолдинги. Но их не так уж много по России. И поскольку большая часть зерна сосредоточена в их руках, на рынке они становятся силой, которая реально диктует цены. А, коль так, у этих хозяйств и агрохолдингов появляется совершенно реальная возможность за счет сегодняшней высокой зерновой конъюнктуры покрыть те недоимки, которые они недополучали в последние урожайные годы.

 

Винить их в этом никоим образом нельзя.

 

Но со стороны весьма забавно наблюдать, как понявшие свои реальные возможности руководители ведут торг даже с высшими должностными лицами страны. И, конечно же, они прекрасно понимают, что тех объемов, которые государство грозит вывести на рынок (правда, не известно когда), явно не достаточно, чтобы сбить стоимость зерна до 4 - 4,5 тыс. за тонну, - а именно на этот уровень намерены сбить рынок российские руководители. Так, на встрече с Президентом России аграрники весьма спокойно и хладнокровно объяснили, что их устраивает цена 5 – 7 рублей за килограмм пшеницы. Именно этот уровень, доказывали они, обеспечивает искомую для хозяйств экономическую рентабельность.

 

И что государству делать в случае, если хозяйства решать не продавать свое зерно по ценам, которые их не устраивают? Опять посылать на село продотряды?

 

Ну, так это уже пробовали делать и Временное правительство, и народные комиссары после Октябрьской революции. Ни к чему хорошему, кроме как к великой народной беде такие меры не привели.

 

Именно поэтому мировая история учит, что государство не имеет право создавать такие латифундии, которых бы насчитывалось несколько сотен штук на страну. Даже не сговариваясь, их хозяева спокойно будут вести согласованные действия на рынке. И никакое государство тут им не командир, и антимонопольные службы ничего им не имеют права инкриминировать. США, Англия после второй мировой войны, попав буквально в плен крупных зерновых монополий, были вынуждены предпринимать жесткие правовые и финансовые меры, чтобы разукрупнить до разумных пределов латифундии, которые нарушают нормальное рыночное развитие.

 

Конечно, если бы наше государство предыдущие двадцать лет всерьез заботилось о том, чтобы, как в Китае, «цвели все цветы», то есть чтобы шло равномерное развитие и фермерских, коллективных и групповых хозяйств, и тех же агрохолдингов, сегодня число хозяйств с зерном исчислялось бы сотнями тысяч. А такую ораву заподозрить в согласованных действиях на рынке в голову не придет никому, - им просто технически невозможно сговориться, и посему они бы следовали за рынком, но не командовали им.

 

Впрочем, эти мысли многие аналитики высказывали все два десятилетия аграрной реформы в России.

 

А воз и ныне там.

Поделиться: