Дорога недорого

28 Апреля 2016
Дорога недорого

Как должна выглядеть идеальная машина для укладки тротуарной плитки? Она должна работать в автоматическом режиме, т. е. абсолютно без применения ручного труда.

Ее производительность должна быть в разы выше ручной укладки. Технологически, в идеале, она должна сама забирать паллет с новой брусчаткой с транспортного средства (грузовик), далее ехать к месту укладки и выкладывать плитку рисунком, заложенным в памяти компьютера. При этом желательно, чтобы не было ограничений ни по размеру и форме применяемой плитки, ни по сложности рисунка. Пока такой машины нет. Существующие тротуароукладчики представлены двумя технологически разными типами техники. Подробнее об этих типах машин рассказывает autosila24.ru

 

Тип 1. Небольшая самоходная машина с гидравлической рамкой-захватом.

Производится несколькими европейскими производителями (Probst, Optimas, MDB и другие).

Принцип работы: с помощью рамки машина захватывает с паллета верхний слой плитки целиком, смещает ряды для получения рисунка “кирпичная кладка” и опускает сразу весь слой под контролем второго оператора.

Из плюсов можно отметить минимальное физическое усилие, необходимое для этой работы, высокую производительность и возможность использования этой минимашины для других работ при покупке другого навесного оборудования.

К минусам можно отнести неидеальный результат при плохой подгонке квадратов резиновым молотом, невозможность укладки рисунком и невозможность работы для перекладки старого покрытия, необходимость вручную вставлять недостающие плитки для каждого квадрата (технологическая необходимость).

Рассчитать окупаемость не удалось, потому что отсутствуют паспортные данные производительности за смену.

 

Тип 2. Самоходные специализированные машины с платформой на гусеничном ходу.

Производятся несколькими производителями (Vanku BV, Дорожный принтер, MinuteRoad и другие). Принцип работы: рабочие укладывают плитку из бункера, расположенного на уровне пояса, на пологую платформу, с которой на тротуар опускается под собственным весом практически готовая брусчатая дорога.

Из плюсов можно отметить достаточно высокую производительность, аккуратность работы, электропитание, разную регулируемую ширину укладки до 6 метров, возможность укладки рисунком, возможность работы для перекладки старой плитки, надежность конструкции.

К минусам можно условно отнести необходимость работы по прямой, наличие упрощенного, но физического труда, узкую специализацию машины.

Мы попробовали посчитать окупаемость машин второго типа как наиболее перспективного.

За основу мы взяли следующие цифры: стоимость оборудования мы получили от производителей или их официальных дилеров, размер оплаты труда за каждый уложенный квадратный метр нам сообщили подрядные организации из разных регионов РФ (разброс от 100 рублей до 400, мы выбрали значение 200 рублей), производительность труда совпала у разных подрядных организаций – 25-30 квадратных метров за смену.

Для расчета эффективности были использованы паспортные данные от производителей (Tiger-stone, Дорожный принтер, Minute Road). В среднем получилось, что эти машины эффективнее ручного труда в 4 раза.

Топовые (самые широкие – 6 метров) версии могут уложить по 500 квадратных метров за смену (для этого требуется персонал из 5 человек). Ручным трудом для такого объема потребуется не менее 500/25=20 человек.

Экономия за смену составит фонд заработной платы 20-5=15 человек, что, при средней зарплате с учетом налогов в 1 500 рублей за смену, составит 22 500 рублей. Из этой суммы следует вычесть расходы на перевозку машины и топливные расходы. Останется сумма экономии в 20 000 рублей за смену.

Таким образом, окупаемость оборудования произойдет через 5,6 млн рублей (стоимость машины, курс доллара 76,4) / 20 000 рублей (экономия в день), т. е. 280 рабочих смен.

Это немаленькая цифра, но с учетом того, что производство тротуарной плитки с 2014 года превышает 10 млн квадратных метров в год, не кажется нереальной.

Альтернативный вариант расчета с учетом российской специфики платить за такую работу сдельно каждому рабочему. При оплате в среднем 200 рублей на сотрудника за квадратный метр, за счет более высокой эффективности (в 4 раза!), с каждого метра экономится 0,75 (т.к. 75% экономия из-за 4х кратной эффективности) * 200 рублей = 150,0 рублей. 20 рублей вычитаем на расходы по перевозке и электроэнергию. Остается 130 рублей с каждого квадратного метра экономии.

Окупаемость наступит через 5,6 млн рублей (стоимость машины, курс доллара 76,4) / 130 рублей/м = 43 076 квадратных метров. При полной загрузке это произойдет через 43 076/500 = 86 смен.

То есть такое оборудование реально окупить даже за один сезон.

По такой же технологии можно просчитать окупаемость на менее дорогие узкие модели. Получились цифры окупаемости от 15 000 квадратных метров и 94 смен для двухметровой модели одного из производителей.

Как видно, данная технология укладки неспроста стала популярна в Европе и Азии. Очевидно, что востребованность данного оборудования упирается только в наличие крупных заказов (от 15 000 квадратных метров в сезон) и недостаточной информированностью подрядных организаций о таком оборудовании, что скорее укор для официальных дилеров подобного оборудования. Но будем надеяться, что это лишь вопрос времени – такое оборудование заслуживает своего покупателя.

Поделиться: