Газ vs бензин и дизель: экологичная альтернатива

Газ vs бензин и дизель: экологичная альтернатива

29 Сентября 2014
Газ vs бензин и дизель: экологичная альтернатива

Перевод российского автотранспорта на газомоторное топливо - тема как никогда актуальная. И самый заметный экономический эффект дает перевод на газ общественного транспорта.

Впервые активно этот вопрос поднялся в мае 2013 года в Сочи под председательством президента России Владимира Путина прошло на совещании о перспективах использования газомоторного топлива, отмечает vninform.ru. Открывая его, глава государства подчеркнул важность этой темы для нашей страны. «В современном мире такая задача крайне актуальна, - отметил Владимир Путин. - Тут есть и экономические, и экологические эффекты. Газ дешевле, чем традиционный бензин или дизтопливо, и, кроме того, его использование снижает уровень выбросов. По оценкам экспертов, только в России автомобили ежедневно выбрасывают огромное количество вредных веществ, а ежегодный объем получается 14 миллионов тонн вредных веществ в атмосфере. 14 миллионов тонн! При переходе на газомоторное топливо такая нагрузка снижается сразу в 2-3 раза».

По словам президента России, газ в качестве моторного топлива используется уже более чем в 80 странах мира. И с каждым годом мировой парк автомобилей на газе неуклонно растет. Россия, несмотря на свои запасы, составляющие 20% всех мировых запасов природного газа, занимает только 20-е место по использованию автомобилей на газовом топливе. Владимир Путин заявил, что ресурсное и технологическое состояние нашей державы позволяет рассчитывать на то, чтобы занять лидирующие позиции в этом вопросе.
Ряд предложений по совершенствованию нормативно-правового поля, в котором развивается данное направление выдвинул министр энергетики РФ Александра Новака. Первым пунктом он предлагает включить в перечень объектов дорожного сервиса газозаправочных станций. Это дает упрощение порядков землеотвода и распространение тех льгот федеральных и региональных законодательств, которые есть для таких объектов.
Второе - это исключение газозаправочных станций из перечня опасных производственных объектов по аналогии с автозаправочными станциями. По мнению министра, актуализация требований промышленной и пожарной безопасности - также очень важный момент.

Третья задача - это актуализация требований безопасности колесных транспортных средств, санитарных норм и правил. Следующее, о чем говорил Новак, это гармонизация российских стандартов с соответствующими международными документами в сфере использования ГМТ. Также он обратил внимание на необходимость продления программы софинансирования закупок автобусов на газомоторном топливе. Потребность он оценил в 4 млрд рублей на три года, для того чтобы эта программа продолжала действовать.
По словам Александра Новака, целевые показатели к 2020 и 2030 годам выглядят следующим образом. Количество автомобилей на газомоторном топливе должно вырасти к 2030 году в 25 раз - до 2,5 млн, газозаправочная инфраструктура должна вырасти в 17 раз - минимум 3,5 тыс. газозаправочных станций, что позволит увеличить объемы потребления газомоторного топлива в 20 раз. Ожидаемый результат - сокращение выбросов загрязняющих веществ на 12%, рост занятости, создание новых рабочих мест - порядка 60 тысяч человек, и дополнительные доходы в бюджет - около $5,3 млрд.
Для реализации этих масштабных планов в структуре ОАО «Газпром» в декабре 2012 года создана специализированная компания - ООО «Газпром газомоторное топливо», которая определена единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива в Российской Федерации. Инвестиционной программой компании на 2014 год предусмотрено проектирование 51 и строительство 48 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в 22 субъектах РФ, а также реконструкция 7 существующих АГНКС в 5 субъектах РФ.
Для развития газомоторной инфраструктуры инвестиционной программой на 2014 год дополнительно предусмотрено выполнение проектно-изыскательных работ для строительства 54 АГНКС в 2015 году. Кроме того, запланировано выполнение проектно-изыскательных работ под строительство 91 объекта размещения блоков компримированного природного газа (КПГ) на действующих или планируемых к строительству АЗС сторонних организаций в 2015 году.
В стратегии ООО «Газпром газомоторное топливо» указывается, что при поэтапном развитии рынка в РФ к 2020 году прогнозируется увеличение потребления КПГ до 10,4 млрд куб. м в год. При этом планируется достижение следующих уровней потребления КПГ: в сфере общественного транспорта и коммунальной техники - 50%, для грузового транспорта для внутригородских перевозок и легкого коммерческого транспорта - 30%, для личного транспорта - 10% и для сельскохозяйственной техники - 20%.
К 2020 году в соответствии с планируемой динамикой роста потребления газомоторного топлива в РФ будет достигнут уровень проникновения КПГ (4,5% в структуре рынка моторного топлива), который приведет к появлению самоподдерживающего эффекта роста спроса (точка бифуркации). В результате произойдет переход к развитию массового сегмента рынка и резкое увеличение темпов роста спроса на КПГ, гласит стратегия.
В июне 2014 года в Нижнем Новгороде под председательством полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича прошло совещание, где рассматривался вопрос расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в регионах Приволжья. Михаил Бабич подчеркнул, что переход коммунальной, пассажирской и сельскохозяйственной техники на газ - очень важная задача для экономики ПФО. Об этом свидетельствовало и участие в обсуждении глав трех ключевых отраслевых министерств РФ: транспорта - Максима Соколова, энергетики - Александра Новака, промышленности и технологий - Дениса Мантурова. По словам Бабича, именно Приволжье подходит для перехода на ГМТ, так как здесь локализована вся необходимая база - производство двигателей, пассажирского транспорта на газу и т.д.
Однако есть и очевидные трудности: в ПФО не развита инфраструктура для работы техники на ГМТ - в округе всего 52 газовых автозаправки и 21 сервисный центр. Но даже несмотря на это, заявил Бабич, Самарская область является одним из лидеров ПФО по использованию техники на газомоторном топливе, причем, подчеркнул полпред, даже в отсутствие федеральных субсидий.
Для того чтобы стимулировать переход регионов на ГМТ и создать необходимую инфраструктуру, на федеральном уровне будет принят комплекс мер. Среди них - выделение регионам с 2014 года федеральных субсидий на покупку автотранспорта на ГМТ, внесение изменений в земельное законодательство, упрощающее строительство газовых АЗС, а также фиксированная цена на газ для потребителей.
Пилотный регион
Особая поддержка будет оказана пилотным регионам, которые перейдут на газ. В их число войдет и Самарская область. Для этого у нас созданы все предпосылки. В конце мая на Петербургском международном экономическом форуме региональное правительство заключило с компанией «Роснефть» соглашение о сотрудничестве для расширения использования ГМТ.
Как сообщил в своем выступлении Николай Меркушкин, меморандум о сотрудничестве по использованию природного газа в качестве моторного топлива подписали АВТОВАЗ и «Газпром». В нем предусмотрены разработка газотопливного автомобиля, развитие инфраструктуры заправочных станций, службы сервиса для обслуживания и ремонта. Кроме того, добавил глава региона, Самарская область будет использовать потенциал ОАО «КАМАЗ» для того, чтобы активизировать «газификацию» автотранспорта. «Мы понимаем значимость этой работы, ведь Самарская область находится на первом месте в ПФО по численности транспорта. И если на этот вид топлива перевести значительное количество транспорта, эффект для региона будет огромным», - заявил на совещании Николай Меркушкин. Михаил Бабич поддержал планы врио губернатора и подчеркнул, что при наличии федеральных субсидий объемы транспорта, работающего на ГМТ, в Самарской области значительно вырастут.
Министр энергетики РФ Александр Новак подчеркнул, что переход на ГМТ позволит создать на местах новые рабочие места. В числе наиболее перспективных регионов для решения этой задачи он назвал Самарскую область.
Министр транспорта РФ Максим Соколов, обращаясь к главам субъектов ПФО, сказал, что задача перед регионами стоит амбициозная. Необходимо повысить уровень использования ГМТ в общественном и дорожно-коммунальном транспорте в городах-миллионниках до 50% от общего количества единиц техники. В городах, где живет более 300 тысяч человек (например, в Тольятти), на газ должно перейти до 30% такой техники. А в населенных пунктах от 100 тысяч человек (к которым у нас можно отнести Сызрань и Новокуйбышевск) - до 10%.
Там же, на совещании в Нижнем Новгороде, где рассматривался вопрос расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в регионах Приволжья, было подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «КАМАЗ» и правительством Самарской области.
Комментируя итоги совещания, глава региона Николай Меркушкин подчеркнул, что Приволжскому округу будет выделено из федерального бюджета 3,8 млрд рублей для активизации перехода на ГМТ - как пилотной территории для реализации программы. Сколько из этой суммы получит Самарская область, зависит от того, насколько активно регион будет приобретать транспорт, работающий на ГМТ, и строить инфраструктуру вместе с «Газпромом» и «Роснефтью». Для активизации этой работы, подчеркнул Николай Меркушкин, областные власти будут взаимодействовать с КАМАЗом.
«Это предприятие произвело много новой техники, работающей на ГМТ, в том числе и передвижные заправочные станции. Они могут подъехать к автобазе, к пассажирскому или грузовому АТП и заправить сразу до 100 машин», - подчеркнул глава региона. В течение двух лет Самарская область намерена приобрести у КАМАЗа 475 единиц новой техники, а также от 3 до 5 передвижных газовых АЗС. «Для Самары или Тольятти будет достаточно трех передвижных станций, для Сызрани - одной. Что касается стационарных станций, то их региону может понадобиться до 120, если мы хотим перевести на ГМТ 50% перевозок», - привел цифры Николай Меркушкин. Областные власти будут содействовать в предоставлении участков для строительства газовых АЗС, в частности, в новых микрорайонах Самары.
Как подчеркивает глава региона, переход на ГМТ позволит сэкономить сотни миллионов бюджетных денег. «Вдумайтесь, только на обычных автозаправках граждане и организации заправляются на 35-40 млрд рублей в год. Если посчитать, что 30% от этого объема может перейти на другой вид топлива, то получается экономия в несколько миллиардов рублей, - рассуждает Николай Меркушкин. - А если, к примеру, сельский житель будет заправлять сельхозтехнику или машину газом у себя во дворе, он тоже может существенно сэкономить».

Поделиться: