Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости компании Комбайны вышли на границу Таможенного союза: их производители просят защиты от импорта

Комбайны вышли на границу Таможенного союза: их производители просят защиты от импорта

6 Августа 2012
Комбайны вышли на границу Таможенного союза: их производители просят защиты от импорта

Российские производители сельхозтехники решили инициировать расследование в отношении импорта комбайнов, чтобы защититься от резкого снижения пошлин на них после вступления России в ВТО. Заявление в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), которая теперь курирует защиту рынка, подал крупнейший в России "Ростсельмаш", который весной фактически остановился. По итогам расследования ЕЭК может повысить пошлины на сельхозтехнику в Таможенном союзе или ввести квоту на ее импорт. Но меры могут быть оспорены в суде ВТО.

 

Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК сообщил, что начал специальное защитное расследование в отношении импорта в Таможенный союз зерноуборочных комбайнов. Это первое собственное защитное расследование ЕЭК — до этого комиссия лишь продолжала не завершенные Минпромторгом разбирательства. Полномочия по применению мер защиты внутреннего рынка и, в частности, по проведению защитных и антидемпинговых расследований были переданы ЕЭК в мае. К вчерашнему дню Минпромторг должен был передать комиссии все материалы по расследованиям, не завершенным к началу июля.

Расследование по сельхозтехнике инициировали крупнейший российский производитель комбайнов, ростовский завод "Ростсельмаш" и Красноярский завод комбайнов (входит в "Тракторные заводы"). Заявление поддержали белорусские "Гомсельмаш" и "Лидагропроммаш". В уведомлении ЕЭК поясняется, что в 2009-2011 годах импорт комбайнов в Таможенный союз вырос на 20,5%, при этом среди внутренних производителей наблюдается "отрицательная динамика по большинству производственно-экономических показателей". В частности, выпуск зерноуборочных комбайнов на предприятиях, подавших заявление в ЕЭК, за три года упал на 14,4%, продажи — почти на 43%. Прибыль снизились в 5,4 раза, рентабельность — в 3,6 раза. Поэтому комиссия решила начать расследование.

"Расследование проводится по итогам растущего в течение трех лет импорта и напрямую с вступлением в ВТО оно не связано, но пока это единственная действенная мера защиты внутренних производителей сельхозтехники после присоединения России к организации",— говорит директор ассоциации "Росагромаш" Евгений Корчевой. В преддверии вступления России в ВТО продажи отечественных заводов начали резко падать. Дело в том, что после присоединения к ВТО пошлины на сельхозтехнику снизятся в среднем с нынешних 15% до 10-5%, поэтому многие сельхозпроизводители отложили закупки техники в этом сезоне, рассчитывая скоро купить более дешевые импортные комбайны и трактора.

Из-за этого продажи "Ростсельмаша" почти встали — на складах предприятия скопилось около 1,8 тыс. непроданных комбайнов, около 40% от годового объема производства. Заводу пришлось почти на три недели остановить конвейер и отправить большую часть сотрудников в отпуск. В итоге президент холдинга "Новое содружество", в который входит "Ростсельмаш", Константин Бабкин попросил правительство как можно скорее ввести меры для защиты сельхозмашиностроения. В начале июля господин Бабкин заявил, что ситуация на заводе улучшилась — "продажи какие-то есть, они увеличились". Тем не менее вчера стало известно, что предприятие перевело около половины сотрудников (4 тыс. человек) на неполный рабочий день.

По словам Евгения Корчевого, расследование будет длиться девять месяцев. "Если ущерб от импорта для производителей Таможенного союза будет доказан, то ЕЭК примет решение о необходимой защитной мере — это либо импортная квота, либо специальная пошлина, которая ограничит импорт",— говорит господин Корчевой. Он подчеркивает, что расследование будет проводиться "строго в соответствии с требованиями ВТО", однако "вероятность того, что результаты расследования будут оспорены в судебном органе ВТО, достаточно высока".

Российские автопроизводители уже начали использовать торговые расследования для минимизации рисков от снижения пошлин после присоединения к ВТО. Осенью компания "Соллерс" инициировала антидемпинговое расследование в отношении импорта в страны Таможенного союза легких коммерческих автомобилей (LCV) из Германии, Италии, Польши и Турции. Однако, по данным источника "Ъ", знакомого с ходом расследования, результатов пока нет. "Расследования могут быть действенным инструментом для защиты рынка, однако на краткосрочную перспективу, если будут подняты пошлины и введены квоты, то производители смогут временно пользоваться этими преференциями, пока их не оспорит ВТО",— считает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала". Он поясняет, что в рамках ВТО расследования эффективны "при локальных торговых войнах", но не как фундаментальная мера защиты внутреннего рынка.

Поделиться: