Меню для регионов

27 Сентября 2012
Меню для регионов

Глава минсельхоза Николай Федоров рассчитывает изменить систему субсидирования села

 

Минувшим летом завершился многолетний и трудный процесс присоединения России к Всемирной торговой организации. Это событие наряду с преимуществами несет за собой и испытания. Исход крупных дел во многом зависит от деталей. В складывающейся ситуации такими деталями становятся меры господдержки села. Министерство не раздаст всем сестрам по серьгам, а полученные федеральные средства нельзя будет тратить не только бесконтрольно, но и неэффективно. Причиной этому является и то, что с 2013 года после заключения соглашений с регионами о реализации мероприятий госпрограммы мы будем тщательно анализировать как эффективность расходов по каждому направлению государственной поддержки, так и динамику показателей эффективности. Отчет в виде рейтингов регионов будет публиковаться на официальном сайте минсельхоза и постоянно обновляться. Для местных властей, несущих основную ответственность за организацию аграрного производства и развитие сельских территорий, это стимул работать еще эффективнее. Поэтому федеральное министерство намерено вносить свои коррективы уже в процессе новой договорной кампании с субъектами Федерации.

 

Что для этого мы намерены сделать?

 

Первое. Приобретет новую форму система субсидирования сельскохозяйственного производства. В частности, это консолидация субсидий с последующими прямыми выплатами на повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Уже со следующего года такими станут субсидии на приобретение минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, компенсирование части затрат на повышение плодородия почвы (фосфоритирование и гипсование) и расходов на уплату процентов по отдельным краткосрочным кредитам. Расчет будет производиться на гектар возделываемых сельхозугодий, а ставки прямых выплат различаться в зависимости от типа и состояния почв, природных и биоклиматических условий. Эти меры финансовой господдержки станут базовым условием для сельскохозяйственных товаропроизводителей всей России.

 

Второе. Предстоит перейти от прямого софинансирования региональных программ развития села к субсидированию мероприятий государственной поддержки регионов. При этом будет учитываться активность местных властей в привлечении внебюджетных средств на развитие сельской инфраструктуры и жилищного строительства. В том числе - за счет консолидации региональной программы заимствований и частно-государственного партнерства, собственных и заемных финансовых ресурсов и средств на реализацию в регионах федеральных целевых программ с возможным созданием целевого фонда муниципального развития. Все помнят древнюю притчу о том, что тонкие прутики поодиночке переломать легко, а связку - гораздо сложнее. Так и объединение разрозненных инвестиционных региональных программ даст простор для маневров по решению сразу нескольких задач по развитию сельской инфраструктуры. В результате один вложенный рубль из федерального бюджета позволит привлечь порядка от 3 до 10 региональных и внебюджетных рублей.

 

Третье. Предстоит внедрять принципы проектного финансирования мероприятий Государственной программы, которая вместе с региональными программами должна стать единым генерирующим инструментом мобилизации ресурсов. Появится и стимул для всей цепочки сельхозпроизводства - от выращивания до сбыта продукции. В процесс "встраивается" общественная инфраструктура, а реализация проектов согласуется со схемой планирования территорий, генпланами развития сельских поселений и муниципальных районов. Наличие развитой инфраструктуры или если ее создание еще не началось, планов - намерений регионов и проектно-сметной документации будет приоритетно учитываться при предоставлении субсидий из федерального бюджета.

 

Зеленый свет будет дан регионам, строящим и более амбициозные планы создания современной сельской инфраструктуры на своей территории. Речь идет о комплексном развитии сельскохозяйственного производства, включающем эффективное взаимодействие всех видов хозяйствования, включая крупные, средние и малые формы, с участием потребительской кооперации. Вот примерная модель: создается крупное предприятие первичной переработки мяса с налаженной централизованной системой доставки живого скота от ферм и личных подсобных хозяйств. Формируются закупочно-сбытовые структуры, которые покупают у предприятия первичной переработки мясо и реализуют на внутренних и внешних рынках. Здесь, как сказано выше, целесообразно привлечь и возрождаемую в новых условиях систему потребительской кооперации. Такая же схема производства переработки и сбыта продукции вполне применима к молоку, плодоовощным и другим культурам.

 

ЦИФРА: 20 процентов - запланированный рост объемов производства продукции сельского хозяйства к 2020 году по отношению к 2012 году

 

- Николай Васильевич, можете ли вы назвать регионы, от которых уже сегодня чувствуете желание серьезно заниматься комплексным развитием села? И есть ли субъекты с иждивенческой позицией?

 

- Конечно, в разных регионах ситуация разная. Даже у идентичных близнецов отпечатки пальцев несхожи. На фоне прошлогоднего показателя индекса производства сельхозпродукции - 122,1 процента значительно прибавили Центральный и Приволжский федеральные округа - прирост 34 процента и 39 процентов соответственно, заметно хуже выглядели Сибирский - 104,2 процента и Северо-Западный - 107,8 процента. Мы видим, что экономические показатели связаны с тем, насколько оперативно и качественно в регионе проводится благоустройство сельской инфраструктуры: строятся дороги, подводятся газ, вода, электричество, а также решаются вопросы технического и технологического обеспечения агропроизводства. Надеемся, что именно принципы комплексного развития - производственного и инфраструктурного - сделают реализацию Государственной программы максимально эффективной.

 

- К достижению каких целей и к какому сроку должно привести выполнение условий, которые вы обозначили в статье?

 

- Назвал бы среди ключевых показателей, предусмотренных госпрограммой, к 2020 году рост объемов производства продукции сельского хозяйства по отношению к 2012 году на 20 процентов, средней зарплаты - почти в 2 раза. Важная цель - существенное повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров: зерна - до 99,7 процента, свекловичного сахара - 93,2 процента, растительного масла - 87,7 процента, картофеля - 98,7 процента, мяса и мясопродуктов - 88,3 процента, молока и молокопродуктов - 90,2 процента.

 

- Каким должно быть соотношение средств, с учетом всех финансовых источников, направляемых на производство сырья, его переработку и реализацию продукции? А какую долю должно занимать, например, улучшение жилищных условий селян?

 

- Долю средств федерального бюджета на реализацию госпрограммы мы первоначально прогнозировали примерно на уровне 65 процентов. Но все же нужно, чтобы регионы подтянулись в финансовом отношении и смогли вкладывать больше. Государство уже взяло на себя налоговое, таможенно-тарифное, ценовое регулирования сельского хозяйства, другие важные вопросы и выделяет значительные субсидии. Но село - не просто некая абстракция, а конкретное поселение, быт и каждодневный труд людей, которые там живут. Так что развивать село - общая задача и федеральных, и местных властей. Средства на это есть. Тем более что счастье не столько в деньгах, и даже не в их количестве, а в умении эффективно распоряжаться ими с учетом конкретных проблем и приоритетов в каждом регионе. В нашем случае - сбалансированно использовать их для комплексного развития экономики и инфраструктуры села.

Госпрограмма и призвана обеспечить население качественными и недорогими отечественными продуктами питания и даже повысить экспортный потенциал. Что касается изменения цен на продовольствие, отмечу: хотя ситуация на зерновом рынке в стране и мире непростая, мы на сегодня не выходим за рамки прогнозных параметров инфляции. Поэтому наша задача - помочь крестьянам, чтобы они смогли убрать выращенный урожай без потерь, качественно провести сев озимых. Мы разрабатываем меры оказания дополнительной помощи пострадавшим от засухи хозяйствам. Есть и другие инструменты, включая возможные товарные интервенции на рынке зерна в особо нуждающихся регионах. Но вынужден добавить: как показал анализ ситуации на продовольственном рынке, в 2010 году стремительный рост цен на гречневую крупу был обусловлен не дефицитом, а особенностями "культуры" субъектов торговли и, кстати, соответствующим поведением потребителей. А это реалии, которые госпрограммой отрегулировать, увы, невозможно.

Поделиться: