Мнения дорожников: что выгоднее - иметь собственную сырьевую базу или закупать продукцию у поставщиков?

Мнения дорожников: что выгоднее - иметь собственную сырьевую базу или закупать продукцию у поставщиков?

1 Сентября 2014
Мнения дорожников: что выгоднее - иметь собственную сырьевую базу или закупать продукцию у поставщиков?

На вопрос, что выгоднее местным дорожникам – иметь собственную базу строительных материалов либо наладить взаимоотношения с проверенными поставщиками, – участники рынка не имеют однозначного ответа.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», отметил, что изменения на рынке материалов для дорожного строительства происходят нечасто, передает АСН-инфо. «Сама индустрия строительных материалов отличается известного рода консерватизмом, имеет свою особую специфику, и новичку на данном рынке весьма и весьма непросто. «В первую очередь потому, что главное в ней – это наличие источников сырья. Если у вас нет своего щебеночного карьера или месторождения глины, вы, конечно, можете закупать эту продукцию на стороне и перепродавать ее, но вряд ли тогда сможете конкурировать с другими производителями, у которых есть свое сырье», – комментирует ситуацию Дмитрий Баранов.

Он считает, что, с одной стороны, наличие собственных ресурсов нерудных материалов у дорожной компании упрощает вопрос снабжения строительства, с другой стороны, это дополнительные расходы на содержание и эксплуатацию карьера. «Наличие собственной ресурсной базы позволяет продавать часть материалов сторонним покупателям, что может принести компании доход, но в случае кризиса компания может понести существенные убытки из-за того, что не сможет продать сырье другим компаниям, да и сама будет меньше приобретать его. Кроме того, не стоит забывать про серьезную конкуренцию на рынке нерудных материалов на Северо-Западе», – констатировал Дмитрий Баранов.

В свою очередь, Евгений Скальский, директор по продажам ОАО «АБЗ-1», уверен, что, например, собственный асфальтобетонный завод может быть выгоднее лишь в том случае, если компания может иметь гарантированный ежегодный объем выпуска более 200 тыс. тонн асфальтобетонной смеси. Во всех остальных случаях выгоднее приобрести асфальтобетонную смесь у игроков, которые уже занимаются ее производством и продажей и имеют устойчивое положение на рынке.

Сергей Неродный, коммерческий директор ЗАО «ЛСР-Базовые», уверен, что наличие собственной сырьевой базы у дорожников – вопрос спорный. «Средний срок окупаемости щебеночного завода – 12-14 лет. В Ленинградской области новых подготовленных карьеров нет. Чтобы открыть новый карьер по переработке гранитного щебня, необходимо вкладывать значительные средства в строительство инфраструктуры, в реализацию в течение 2-3 лет вскрыши и низкосортного щебня, который не подходит для строительства дорог, и т. д. А оборудование потребует капитальных вложений уже через 3-4 года после начала эксплуатации. Именно поэтому позволить себе собственную ресурсную базу могут только крупные компании, причем примеров успешной реализации этой бизнес-модели – единицы», – заключил Сергей Неродный.

На рынке щебня работают около 20 предприятий, при этом крупнейшие организации относятся к холдингам Группы ЛСР и ПО «Ленстройматериалы». На рынке песка – около 10 игроков. Крупнейшим из них является «ЛСР-Базовые». Виталий Калашник, руководитель проектов исследований промышленных рынков ЗАО «Решение», отметил, что кроме компаний-производителей на рынке песка и щебня представлены в большом количестве простые и транспортные посредники.

Сергей Неродный рассказал, что в 2013 году компания отгрузила 7 млн куб. м гранитного щебня. Это на 12% больше, чем в 2012 году. А результаты за I квартал 2014 года на 35% превзошли прошлогодние. «У ЗАО «ЛСР-Базовые» самая большая ресурсная база песка и собственный грузовой флот. За первые три месяца 2014 года компания отгрузила 1,2 млн куб. м песка. В портфеле заказов компании многие строительные и инфраструктурные проекты, среди которых ЗСД, многофункциональный морской перегрузочный комплекс на южном побережье Финского залива, трасса «Сортавала», несколько крупных проектов комплексного освоения городских территорий и многие другие», – перечисляет Сергей Неродный.

Виталий Калашник заметил, что в мае 2014 года цена на щебень была такой же, как в мае 2013 года, песок подорожал на 15%, цены на товарный бетон начали расти только в мае (на 4-6%), хотя до этого из-за высокой конкуренции были на грани убыточности.

Мнение:

Виталий Калашник, руководитель проектов исследований промышленных рынков ЗАО «Решение»:

– В случае асфальта для городского дорожного строительства, наверно, выгоднее пользоваться услугами поставщиков, а в Ленинградской области ДРСУ изначально географически привязаны к своему району, где могут располагаться также и свои производственные мощности. Хотя по факту часть областных ДРСУ от производства асфальта отказалась. Свое производство песка и щебня иметь можно, но нужно понимать, что свое дорожно-строительное подразделение будет помогать производству песка и щебня, а последние первое будут, скорее, отягощать. Для производства важна ритмичность поставок и высокая цена, а для услуг – поставки точно вовремя и как можно дешевле. Увязать это в рамках одной компании, как правило, не получается, а получаются два разные подразделения, работающие по совершенно разным принципам и зачастую конфликтующие между собой.

 

Поделиться: