Обзор основных тенденций строительного рынка

Обзор основных тенденций строительного рынка

15 Октября 2015
Обзор основных тенденций строительного рынка

 

Эксперт строительной сферы Юрий Калика – об экономическом кризисе, генподрядчиках и прогнозах для строительных компаний для ИА «Актуально»

Нынешний экономический кризис в России особенно тяжело сказывается на строительной отрасли. Рентабельность строительных компаний продолжает снижаться из-за подорожания кредитов и увеличения стоимости материалов, приводящего к росту себестоимости строительства. Эксперты солидарны в том, что для выживания в нынешних условиях девелоперам необходимо начать поиск нестандартных решений и проектов. Одной из основных проблем строительной отрасли является постоянно растущая стоимость объекта. Начиная строительство объекта по одной цене, заказчик, как правило, претендует на то, чтобы объект был завершен по ранее условленной цене, несмотря на то, во сколько выросли цены за период строительства. На рост стоимости объекта часто влияют организационные неточности. В европейских странах к строительству другой подход: после стадии проектировки проходит зачистка предполагаемой для строительства территории, и только потом нанимается подрядчик для реализации проекта. Если подрядчик, приступая к работе, обнаружит, что площадка для строительства не подготовлена, то он выставляет счет заказчику на компенсацию своих трудозатрат. В России же процесс проектировки проходит довольно быстро, но реализация строительства происходит очень медленно. Беспорядочная подготовка к строительству приводит к тому, что многие важные нюансы (например, геологическая особенность участка) просто упускаются, что приводит к дополнительным трудностям и затратам.

 

Рентабельность

 

По данным Росстата, стоимость строительных материалов в 2015 году, по сравнению с прошлым годом, выросла более чем на 10%. Это в значительной степени повлияло на снижение рентабельности строительных компаний. Многие стройматериалы или импортные, или произведены из импортных составляющих. С ростом цены, зависящей от курса валют, снижается спрос. Для сохранения своих позиций на рынке, компании вынуждены снижать стоимость в ущерб себе, параллельно выискивая возможности импортозамещения. Около 30% себестоимости строительства приходится на инженерные системы, которые на 20% являются импортными. Многие компании находят свое спасение в отечественных производителях материалов или на азиатском рынке, предлагающем оптимальные ценовые условия. Так или иначе, в данных условиях «выживут» не все, многие строительные компании будут вынуждены уйти с рынка.

 

Госзаказы

 

Москва тратит на развитие инфраструктуры чуть менее олимпийского Сочи. Только в 2014 году столичные власти профинансировали инвестиционные проекты на сумму 408 миллиардов рублей. Большая часть этих средств пошла на реализацию дорожных объектов. Многомиллиардные проекты, щедро розданные на реализацию столичной мэрией, принесли подрядчикам нулевую рентабельность. Стоимость госзаказов по строительству сократилась на 30%, а сроки для реализации – в два-три раза. Раньше строительные компании покрывали риски за счет высокой маржи, закладывая в смету до 40% прибыли. Теперь маржа компании не превышает 10%, что лишает компанию права на ошибку.

 

Выстоят средние игроки

 

В сложившейся ситуации средние компании отделались меньшими потерями, нежели крупные игроки. Лишившись кредитной поддержки, крупные компании оказались беспомощными. Нежелание банков кредитовать крупные проекты или предоставление высоких ставок привело к замораживанию многих объектов. Положение у тех компаний, которые не имели большой кредитной нагрузки и не рассчитывали на госпроекты, оказалось более выгодным. Они ориентировали свою деятельность на инвестиционные или коммерческие проекты.

 

Новые рынки

 

Особенность затруднительного положения рынка генподрядных услуг заключается в том, что он завязан на внешний запрос и имеет длительный производственный цикл. В период кризиса сложно делать прогноз даже на ближайшее будущее. Инвесторы из-за высоких кредитных ставок потеряли возможность финансирования своих проектов, вынуждены замораживать старые и не решаются на реализацию новых. Международные генподрядчики могут спастись уходом с российского рынка, пусть и с некоторыми потерями. Российские компании же должны искать возможности выживания. Эксперты не рекомендуют компаниям занимать выжидающую позицию и оставаться работать только в своем регионе. В особенности это касается северо-западного и столичного рынков. Из-за перенасыщения генподрядчиками тендер превращается в банальную ценовую конкуренцию. В качестве выхода можно и нужно осваивать новые рынки в отдаленных регионах России, а также в странах СНГ. Из-за прямой политической поддержки реализацией проектов в Сибири и на Дальнем Востоке сейчас занимаются инвесторы из Китая и Японии. Китайцы активно инвестируют в металлургическую, горную и автомобильную промышленность. Единственное, что следует учитывать российским бизнесменам при работе с инвесторами Китая, – их стиль работы и философия очень сильно отличаются от европейских. Вместе с другими азиатскими инвесторами на российский рынок выходит Корея, параллельно инвестируя как в промышленные, так и в коммерческие проекты. Например, корейская компания Lotte Group намерена инвестировать в Россию более миллиарда долларов в ближайшие три года. Что касается развития в направлении стран СНГ, эксперты отмечают: в Казахстане, например, спрос на российских подрядчиков превышает предложение, а строительные проекты разной степени величины и направленности реализовываются по всей территории страны.
 

Поделиться: