Отечественное машиностроение находится в упадке по причине неверно выбранной стратегии

Отечественное машиностроение находится в упадке по причине неверно выбранной стратегии

27 Августа 2013
Отечественное машиностроение находится в упадке по причине неверно выбранной стратегии

В ВТО только вступили, но уже четко прослеживается отрицательная динамика рынка машиностроительной техники. По данным Союза машиностроителей, которые можно найти на его сайте, отгрузка тракторов, сельхозмашин, коммунальной и дорожно-строительной техники за 2012 год снизилась в среднем на 25% в сравнении с предыдущим годом. В спец-выпуске журнала, приуроченного ко Дню строителя, мы решили поговрить о состоянии рынка спецтехники на сегодняшний день после вступления России в ВТО с Игорем Князевым, специалистом компании «ДСТС», которая успешно работает на рынке строительной техники на протяжение пятнадцати лет.

В экономически развитых странах на долю машиностроения приходится от 30 до 50% общего объема промышленной продукции. К примеру, в Германии данный показатель –53,6%, Японии – 51,5%, Китае – 35,2%. Сейчас доля российского машиностроения продолжает падать и уменьшилась до 20%. Почему так происходит? Дайте собственную оценку рынка отечественной строительной техники.

Отечественная машиностроительная отрасль находится в данный момент в упадке. На наш взгляд по причине неверно выбранной стратегии развития отрасли в целом. А также в отсутствии качественной конкурентоспособной техники даже по сравнению с китайскими образцами. И причин тому несколько.
Во-первых, отсутствует централизованная и сбалансированная политика государственной поддержки отрасли. На сегодня нет работающих государственных программ, создающих почву для развития машиностроительного сектора. На наш взгляд разумная доля государственного протекционизма в отрасли явилась бы как нельзя кстати.
Во-вторых, отсутствует интерес со стороны внешних инвесторов. Развитие любой отрасли невозможно без финансовых вливаний. Источником таких поступлений чаще всего выступают сторонние инвесторы. Однако без четкой стратегии развития отрасли и гарантий со стороны государства не каждый инвестор согласится брать на себя повышенный риск и вкладывать значительные суммы в то или иное направление бизнеса.
В третьих, довольно слабая технологическая и научная база по созданию конкурентоспособной техники. В основном отечественный машиностроительный комплекс пользуется наработками прошлого. Однако задел в этой области наработанный нашими учеными и проектировщиками в 70, 80-х годах постепенно исчерпывается, а новые научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки не проводятся в том объеме, который необходим для гармоничного развития отрасли.

Насколько конкурентоспособны российские товары на мировом рынке? И какие виды спецтехники сейчас наиболее востребованы в России?

По нашему мнению отечественная спецтехника абсолютно не конкурентоспособна на сегодня. Отчасти это происходит и по причинам, описанным при ответе на первый вопрос.
Говоря о видах техники наиболее востребованной в России, можно отметить, что предпочтения потребителей в последнее время не сильно изменились. Состав лидеров данного сегмента остается уже продолжительное время без существенных корректив. Наибольшей популярность на текущий момент пользуются экскаваторы, бульдозеры, автокраны и фронтальные погрузчики.

Существуют ли проблемы повышения эксплуатационных качеств железнодорожной и дорожно-строительной техники?

Безусловно, проблемы здесь существуют причем немалые. В связи с тем, что российская техника ненадежна, вносить изменения нужно системно. Необходимо повышать качество сборки, качество запасных частей, а также сервисного обслуживания, логистики, кадров и т. д. Интересно то, что эти проблемы нужно решать комплексно в совокупности, т. к. весь машиностроительный комплекс – это своеобразный организм, все органы которого связаны в четкую систему и соответственно без системного подхода здесь не обойтись.

Нуждается ли строительная отрасль в инновациях? Если да, то какое внедрение инновационных технологий Вы считаете наиболее эффективным?

Если имеется ввиду российское машиностроение, то безусловно нуждается, причем в самое ближайшее время, пока еще не пройдена точка невозврата. Наиболее желаемые изменения должны коснуться систем управления в отрасли, подготовки кадров, осуществления НИОКР.

Стремительное уменьшение масштабов российского машиностроения (кроме ВПК) сопровождается не менее стремительной его научно-технической деградацией. К примеру, в США ежегодно на научные исследования в области машиностроения расходуется в среднем 2-2,5% ВВП, в странах Евросоюза – около 3% ВВП, а у нас эта цифра исчисляется, в лучшем случае, на уровне 1,2% ВВП. С чем это связано, по Вашему мнению?

Вероятнее всего это связано с тем, что есть более перспективные отрасли экономики, приносящие сиюминутные и внушительные прибыли, например, такие как добыча и переработка полезных ископаемых и т. д. В этой ситуации можно только надеяться что приоритеты изменяться и произойдет переоценка данного сегмента экономики.

В августе будет год как Россия получила «членский билет» ВТО. Принесла ли свои плоды интеграция страны в мировое торговое пространство? Чувствуются ли изменения на рынке, если рассматривать на примере конкретно Вашей компании (снижение пошлин, изменение ценообразования, ужесточение технических регламентов)?

В данный момент еще рано говорить о каких-либо значимых изменениях , т. к. работают еще старые схемы. Корректировки пока не видны. Возможно в ближайшее время ситуация поменяется.

Спасибо за беседу!

Поделиться: