Перспектива российского рынка агропарков

Перспектива российского рынка агропарков

29 Июля 2014
Перспектива российского рынка агропарков

Если рынок розничной торговли в России уже успел «встать» на цивилизованные рельсы, то оптовой торговле, в частности, в сегменте дистрибьюции с/х и агропродукции, в этом отношении еще очень далеко. Специалисты NAI Becar проанализировали перспективы российского рынка девелопмента агропарков - оптового-розничных центров, где осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции, передает 1rre.ru. На текущий момент в России запланировано строительство 11 агропарков на площади около 1000 га.

 

Агропарки в мире

 

В мировой практике принята и широко развита модель агропарка – оптового-розничного центра, где осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции, аналога российских плодоовощных баз. Основной объем реализуемой в агропарках продукции приходится на овощи, фрукты и цветы.

Пионером в области агропарков в мире является парижский Rungis, где на территории 230 га расположены базы более 200 поставщиков фруктов и овощей, более 60 компаний поставщиков по каждому виду продукции – мясная, молочная, садоводческая.

По словам Маргариты Трофимовой, директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar, несмотря на значительные перспективы цивилизованного формата хранения, переработки, фасовки и продажи продукции с/х сектора, рынок агропарков в мировом понимании данной концепции в России только начинает развиваться.

Ассоциация сертифицированных с/х парков сегодня распространена в 42 странах мира. На территории России сегодня действует только один сертифицированный объект - Фруктово-Овощной Ростовский Терминал, расположенный в г. Аксай Ростовской области (площадью 23 га с учетом строящейся второй очереди).

Существуют также и близкие по принципу аналоги, например, в Москве - распределительный центр «Виктория», Казани, однако ведущую роль на рынке продажи овощной продукции по прежнему занимают овощебазы.

 

Концепция агропарка

 

Стандартный крупный агропарк в современном понимании представляет собой площадку (площадью 5 - 200 га) с несколькими зонами:

- складские площади, в том числе низкотемпературного хранения

- открытые площадки под хранение и перегрузку продукции;

- открытые площадки для торговли с автомобилей;

- сопутствующая инфраструктура - паркинг для посетителей и арендаторов, кафе, рестораны, гостиницы, автомойка и проч.

 

Анна Данченок, заместитель директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar, добавляет: «Доход подобного объекта складывается из аренды складских помещений и открытых площадок, а также предоставления сопутствующих услуг (фасовка/переработка, таможенное оформление и т.п.), сервисных услуг (кафе, гостиницы, комнаты для переговоров), на западе также распространена оплата за въезд на территорию агропарка, взимаемая непосредственно с покупателей».

Для сравнения сегодня на сельскохозяйственных рынках Москвы стоимость аренды одного торгового павильона (площадью до 10 кв. м) варьируется в пределах от 600 - 1 700 $/кв. м/год, что соответствует ставкам торговой галереи в торговых центрах. Аренда места для торговли с машины может составлять около 30 $/день.

Основными потребителями агропарков являются предприятия розничной торговли, например, доля этого сегмента составляет на западе около 50%. Оставшуюся половину клиентов составляют предприятия общепита и супермаркеты.

Что касается резидентов типовых агропарков, они, в основном, представлены оптовыми компаниями, производителями овощей, растительной и другой сельскохозяйственной продукции, сервисными и логистическими компаниями, брокерами.

На текущий момент в России запланировано строительство 11 агропарков на площади около 1000 га. В перспективе рынок оптовой торговли постепенно будет переходить к более цивилизованному формату, в то же время успех будущих проектов зависит, в первую очередь, от конкурентоспособности ставок аренды в них по сравнению с действующими и крупными базами и рынками. Очевидно, что при сопоставимых условиях аренды современные сельскохозяйственные хабы смогут привлекать потребителей максимальным набором дополнительных услуг и качеством предоставляемых условий торговли.

Поделиться: