Подземное строительство

19 Февраля 2016
Подземное строительство

 

Рынки подземного строительства и производства материалов для тоннелестроения как сообщающиеся сосуды. Ситуацию комментирует специалист — руководитель по технической поддержке и сопровождению проектов подземного строительства ООО «БАСФ Строительные системы» Дмитрий Лыков. Интервью опубликовал www.rcmm.ru.

 

— Дмитрий Викторович, какова общая ситуация в сфере подземного строительства? Сократилось ли количество объектов в связи с кризисом?

— Если говорить о гражданском строительстве, то, конечно, да. Ведь этот рынок находится в прямой зависимости от финансирования и от состояния градостроительной политики.

Разумеется, львиная доля заказов в сфере подземного строительства приходится на Москву: это и метрополитен, и подземные паркинги, и др. Город углубляется, еще больше проникает под землю — таково веяние времени, ведь места на земле на всех не хватает, это общемировая тенденция.

В связи с кризисом и сокращением финансирования интенсивность развития Московского метрополитена немного снизилась. Особенно это касается вспомогательных видов строительства, в частности таких работ, как гидроизоляция. Если проходка основных веток метрополитена еще финансируется, то в сегменте вспомогательных видов совсем другая ситуация. Количество объектов здесь заметно снизилось.

2014 год здесь был неудачным. В 2015-м ситуация несколько выровнялась, но на уровень 2013 года так и не вышла.

А вот ситуацию в горнодобывающей отрасли можно назвать стабильной. Многие производители минеральных ресурсов (например, калийных удобрений) финансируют строительство новых рудников. Ряд производителей металлов вкладывают деньги в повышение аспектов безопасности добычи руды и т.д.

Так что в этой сфере стабильность есть, но в то же время здесь очень многое зависит от мировой цены на металлы. А по сравнению с прошлыми годами цена на золото, медь и основные металлы заметно снизилась.

— А что происходит с гражданским подземным строительством в регионах? Какова ситуация с подземкой в городах-миллионниках — Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.?

— Метро там строится, но с некоторым отставанием от намеченного два-три года назад графика. Если раньше сроками ввода в эксплуатацию объектов называли 2015—2016 годы, то сейчас — 2017—2018 годы.

— Рассчитываете ли вы на инфраструктурные объекты: дороги, тоннели, развязки и пр.?

— В дорожном строительстве у нас есть планы поучаствовать в больших тоннельных проектах, в том числе входящих в структуру БАМа. Но и здесь тоже финансирование очень сильно зависит от внешнеполитической ситуации.

— И когда Вы ожидаете света в конце тоннеля в вашем сегменте рынка?

— Я по натуре оптимист, положительно оцениваю прогноз швейцарских банков и такого уважаемого аналитика, как Стин Якобсон. Он тоже большой оптимист и говорит, что ситуация с главным жизненным показателем для России — низкой ценой барреля нефти — не может продолжаться бесконечно, и в конце 2016 года все изменится в лучшую для нас сторону. Я склонен с этим согласиться, и надеюсь, что в конце 2016-го и в 2017 году финансирование повернется к нам лицом.

— Дай Бог. Теперь давайте поговорим об основных игроках рынка подземного строительства. Что помогает оставаться на плаву лидерам рынка? Неформальные связи? Новые технологии? Объем заказов?

— Ну, во-первых, это сама история присутствия на рынке. Участники подземного строительства в первую очередь обращаются к хорошо известным брендам и приобретают зарекомендовавшие себя продукты и технологии.

Разумеется, играют свою роль отлаженные связи со многими ведущими компаниями, которые занимаются подземным строительством, такими как «Еврохим», Nordgold, АЛРОСА, «Норильский никель» и др.

Наконец, важен профессиональный уровень персонала лидеров рынка.

— Кто кроме БАСФ входит в когорту основных игроков рынка подземного строительства?

— Вместе с нами на рынке присутствуют еще четыре сильных и крупных производителя строительной химии для подземной отрасли. Также существует довольно много мелких участников, которые специализируются на узких сегментах продукта, например на гидроизоляции. А вот средних игроков здесь практически нет.

— Многие направления строительной химии BASF локализованы в России, а что касается продуктов для подземного строительства?

— Что касается нас, то мы локализованы частично. Это значит, что кое-что нам приходится завозить с европейских заводов БАСФ, но многие востребованные на отечественном рынке решения мы производим в России. Среди них материалы серии MasterRoc для набрызг-бетона, а также продукты для обеспечения бесперебойной работы тоннелепроходческих комплексов.

— А где у вас находятся основные заводы по производству продукции для подземки?

— В Подольском районе Подмосковья и в Казани. Разумеется, в планах компании продолжать увеличивать свои мощности в России и запускать производство новых материалов на рынке. Так, в этом году планируется открытие завода в Санкт-Петербурге, где также наряду с производством добавок в бетон будут локализованы продукты для подземного строительства и горнодобывающей отрасли.

— На какие продукты для подземного строительства сегодня делается основная ставка?

— Главное здесь — комплексные решения. Для обеспечения работы механизмов, которые будут строить тоннель, для создания систем гидроизоляции (чтобы сделать тоннель сухим) и безопасности эксплуатации (система пожарной защиты и т.д.) нужно предлагать весь спектр продуктов. Без этого тоннель просто не введут в эксплуатацию.

— Какие основные продукты входят в эту линейку сегодня?

— Это напыляемые гидроизоляционные мембраны; добавки для торкрет-бетона (бетон, наносимый методом набрызгивания); материалы для остановки сильных водопритоков, для систем гидроизоляционной защиты, для обеспечения работоспособности тоннелепроходческих комплексов.

— Каковы главные требования к материалам для подземного строительства? В чем их отличие от сферы обычного строительства?

— Самое главное — это пожаробезопасность, экологичность и технологичность. Чем проще продукт в его применении, тем больше у него шансов на успех.

Для горнодобывающих предприятий, которые работают с системой обратной закладки выработанного пространства, необходим продукт, позволяющий производить такие смеси для закладки, которые были бы очень текучими, могли транспортироваться на большие расстояния, равномерно заполнять выработанное пространство, быстро набирать прочность. В комплексе все это позволяет значительно сократить время на ожидание начала второго цикла.

Это специальные добавки, которые управляют реологическими свойствами закладочных смесей. Закладочные смеси изготавливаются из отходов горнодобывающего производства: пустой породы, шлаков, которые тут же используются на обогатительной фабрике. То есть в дело идет все, что находится под рукой. Закладка — это самый дешевый бетон, который можно приготовить из местных продуктов (здесь особенно важна логистика) с минимальной стоимостью кубометра.

То есть добавка должна быть по-настоящему волшебной — когда из бедных составляющих получается полезная смесь. Специалисты компании-производителя подбирают из своего набора самую оптимальную добавку или составляют рецепт смеси. Для этого проводится большое количество экспериментов, начиная от лабораторных и заканчивая полевыми, непосредственно под землей. И только после успешных испытаний клиенту предлагается и рекомендуется конкретный тип добавки, дозировка и технология ее применения.

Что касается пожаробезопасности, то она достигается с помощью разработки специальных рецептур, когда многие материалы не поддерживают горение или являются самозатухающими.

— Устраивает ли вас российская нормативно-техническая база по подземной продукции?

— Вполне. Ведь она имеет еще советские корни, а тогда все было очень строго. Кроме того, нам часто приходится писать собственные стандарты, проходить много экспертиз, испытаний, опытов, доказывать соответствие наших продуктов нормативной документации.

— В какую сторону сегодня движется инновационная мысль в подземном строительстве? Какие технологии считаются самыми эффективными? В чем их преимущество?

— Мы стараемся передать российским партнерам передовой европейский опыт. В частности, при строительстве метро предлагаем метод возведения тоннельной обделки на месте в забое. То есть хотим заменить существующую систему чугунных тюбингов на изготовление обделки, которая наносится методом набрызга. Это своеобразная система «сэндвич», когда слои торкрет-бетона чередуются со слоями напыляемых гидроизоляционных мембран и закрываются бетоном.

Такие системы широко применены в Европе, США, Австралии, ЮАР. В России же такая технология пока еще находится на стадии рассмотрения, и мы тратим очень много сил и времени на ее продвижение.

Данная система существенно сокращает затраты и время на производство чугунных тюбингов, логистику, монтаж, увеличивает интенсивность строительства линий метро. Это очень перспективный метод. И мы надеемся, что в конечном счете мы убедим российских проектировщиков и метростроителей в преимуществе этого метода.

— Почему же они упираются? Причина в косности?

— Наверное, здесь играет роль недоверие ко всему новому. Ведь любая новация обычно поначалу встречается профессиональным сообществом с известной долей недоверия. Это нормальная реакция. Нужно время, чтобы убедить российских специалистов в преимуществах новой технологии.

— Как тоннелестроительной компании подобрать максимально эффективные комбинации материалов и технологий? Как повысить эксплуатационную эффективность? Что Вы посоветуете?

— Естественно, нужно ориентироваться на все новое, на самые последние достижения в области подземного строительства, обращаться за помощью к самым продвинутым проектным организациям. Лидеры рынка очень тесно сотрудничают с проектными организациями. Я думаю, если строительные компании познакомятся с последними достижениями основных игроков рынка, то 50% успеха уже гарантированы.

Эксплуатационная эффективность будет закладываться в процессе строительства. Применение материалов высокого качества обеспечит долговечность службы. А это значит, что в процессе эксплуатации не потребуется дополнительных затрат на периодическое обслуживание и ремонт, на устранение неприятных, нежданных водопритоков и других осложнений в тоннелях. Чем качественнее материал заложен с самого начала, тем долговечнее конструкция в целом и тем надежнее и спокойнее процесс эксплуатации в будущем.

Поделиться: