Прямые импортные поставки ритейлеров за прошлый год выросли почти на 10%, несмотря на эмбарго

Прямые импортные поставки ритейлеров за прошлый год выросли почти на 10%, несмотря на эмбарго

14 Апреля 2015
Прямые импортные поставки ритейлеров за прошлый год выросли почти на 10%, несмотря на эмбарго

Крупнейшие продовольственные ритейлеры нарастили прямой (самостоятельный) импорт товаров в 2014 г. на 9, 7% до $2, 37 млрд, несмотря на введенный в августе запрет на поставки в Россию основных продуктов питания из ряда западных стран. Такие данные представили «Ведомостям» аналитики Infoline, изучившие таможенную статистику семи крупнейших продуктовых сетей: «Магнита», X5 Retail, «Ашана», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Ленты» и «О’кей». По словам гендиректора Infoline Михаила Бурмистрова, в натуральном выражении импорт тоже вырос – примерно на 10%. Основными странами-поставщиками для прямых импортеров, как и год назад, остались Китай, Турция и Эквадор.
На продовольствие приходится основная часть собственного импорта сетей, при этом на фрукты и овощи – около половины всех их зарубежных поставок (44, 4%), говорит Бурмистров. Только на бананы приходится 10, 4% всех поставок прямого импорта: семь крупнейших ритейлеров ввезли за прошлый год бананов на $247, 7 млн (+8, 8% к 2013 г).
Крупнейший российский ритейлер «Магнит» начал самостоятельно ввозить товары в Россию около пяти лет назад и к середине 2014 г. попал в десятку крупнейших поставщиков зарубежных товаров в страну. На своем сайте «Магнит» называет себя крупнейшим импортером продовольствия в России. За 2014 г. он ввез в Россию товаров на 10, 3% больше, чем в 2013 г, – $1, 38 млрд, или более половины поставок семи крупнейших ритейлеров, пишет Infoline.
В IV квартале, однако, поставки из-за рубежа сократили все представленные выше сети, в том числе из топ-3: «Магнит» – на 10, 2%, «Дикси» – на 26, 3%, «Ашан» – на 22, 8%. Так, «Дикси» в конце 2014 г. наряду с сокращением самостоятельных закупок в Европе некоторые овощи (огурцы, помидоры, кабачки, салаты) стала закупать у российских поставщиков, а импортные фрукты (груши, яблоки, виноград) – у российских посредников, говорит представитель компании Анастасия Орлова. Финдиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан отмечает и физическое сокращение объемов зарубежной продукции в ноябре и декабре. Восстановления прошлогодних объемов в ближайшее время Орлова из «Дикси» не ожидает: в феврале – марте заканчивается запас отечественного корнеплода и до нового урожая сеть будет закупать импортные овощи через российских поставщиков, а не напрямую за границей.
А вот X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») к концу 2014 г, напротив, нарастила импорт, свидетельствуют данные Infoline. Если с начала года до ноября ее прямые поставки сокращались в денежном выражении почти каждый месяц, то в ноябре они выросли на 17, 4%, в декабре – на 122% год к году. Причина – сеть решила избавиться от посредников, чтобы удержать конкурентные цены на фрукты и овощи до нового урожая 2015 г, объяснил представитель X5.
Если фрукты и овощи в силу сезонности быстро заместить нельзя, то по молочной продукции можно говорить об импортозамещении, отмечает замруководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Например, «Ашан» вынужденно отказался от поставок европейских сыров и теперь в сети, по словам ее представителя Марии Курносовой, более 70% представленных сыров российского производства. Так, «Ашан» вывел на федеральный уровень некоторых региональных поставщиков молочной продукции – в частности, из Ростова-на-Дону и Воронежа. Кроме того, из-за резкой девальвации рубля преимуществом российских производителей по сравнению с их коллегами из Аргентины, Сербии, Уругвая, Швейцарии стала и цена, отмечает Курносова. Импорт непродовольственных товаров, по ее словам, пока не претерпел изменений.
Некоторые гипермаркеты (например, «Лента»), напротив, начали менять ассортимент непродовольственного импорта, отмечает Бурмистров. По его наблюдениям, сеть активно меняет ассортимент таких товаров: убирает те, что хуже продаются, например бытовую технику и др, стараясь приблизить ассортимент к товарам для дома. «Лента» самостоятельно ввозит не только продовольствие, подтверждает представитель ритейлера: сеть импортирует также цветы, одежду, обувь, игрушки. В конце 2014 г. она сократила импорт мужской и женской одежды и расширила ассортимент товаров для сада, дома и игрушек, добавил он.

Поделиться: