Аналитический департамент Рейтингового агентства строительного комплекса проанализировал изменения, связанные с информационной открытостью саморегулируемых организаций (далее СРО). Ранее РАСК публиковало аналитические обзоры по СРО строителей, изыскателей и проектировщиков, в рамках которых затрагивалась проблема доступности информации по деятельности СРО. Так в этих статьях РАСК говорили, что по некоторым СРО не удалось собрать и исследовать информацию по их членам и выражали надежду, что данная ситуация в ближайшее время изменится. С момента публикации статьи прошло 4 месяца, ситуация улучшилась, но кардинально не изменилась.
Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 113-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций" предусмотрены существенные изменения в ряде документов (таких как Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" от 1 декабря 2007 года, Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и прочие), которые касаются информационной открытости саморегулируемых организаций. Закон был подписан в июне прошлого года, но многие его положения вступили в законную силу пару месяцев назад. Согласно этим изменениям у каждой СРО появился ряд обязанностей по обеспечению своей информационной открытости.
Существенное изменение связанно с тем, что Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 года "О саморегулируемых организациях" дополнен Статьей 7.1. "Ведение реестра членов саморегулируемой организации", а также была изложена в новой редакции Статья 7. "Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации". Согласно данным изменениям, в обязательном порядке, на сайте СРО необходимо, размещать информацию о своих членах, причем информация должна включать не только их перечень, но и подробные данные по каждому члену. Так же необходимо отметить, что согласно пункту 5. приказа Минэкономразвития РФ от 31.12.2013 года N 803 "Об утверждении требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций" размещать данные материалы необходимо в строго установленном формате:
документы, содержащие текст и изображения: Microsoft Word (doc, docx, rtf), Adobe Acrobat с распознанным текстом (pdf), простой текст (txt);
документы, содержащие графические изображения: Adobe Acrobat (pdf), TIFF, JPEG (tif, jpg), разрешением не менее 200dpi;
документы, содержащие электронные таблицы: Microsoft Excel (xls, xlsx).
К сожалению, не все СРО исполняют нормы данного приказа. Не смотря на внесенные изменения в законодательстве, у многих СРО до сегодняшнего момента на официальном сайте не появилась информация, предписанная к раскрытию. Ранее РАСК проводили мониторинг для подготовки аналитического обзора. Так, по состоянию на начало 2014 года число закрытых СРО, реестр членов которых был недоступен для просмотра в сети «Интернет», составляло 52. В настоящий момент ситуация несколько улучшилась, количество СРО не публикующих реестры своих членов составляет 24 (в том числе по изыскателям 5, по строителям 12, по проектировщикам 7). Если посмотреть в процентном соотношении, то доля информационно закрытых СРО от общего числа СРО строителей, проектировщиков и изыскателей на начало года составляла порядка 10%, а на конец года снизилась до 5%. Изменения доли информационно закрытых СРО от общего числа саморегулируемых организаций видны на представленном графике.
Изменения также коснулись Кодекса об административных правонарушениях, в котором появилась статья 14.52. "Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации", предусматривающая введение мер административной ответственности в виде предупреждения либо штрафов, как для должностных лиц, так и для юридических. Согласно этой статье, размер штрафа для должностного лица колеблется от пяти до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц – от десяти до двухсот тысяч рублей. Самый большой размер штрафа, в виде двухсот тысяч рублей, предусмотрен за нарушение требования о наличии официального сайта СРО в сети "Интернет". Штраф налагается на юридическое лицо. Судя по тому, что на конец первого полугодия 2014 года остается большое количество СРО, грубо нарушающих законодательство по информационной открытости, данные штрафы пугают не всех.
Ниже в таблице представлены СРО, которые до сегодняшнего момента продолжают скрывать информацию о своих членах.
Номер в Реестре СРО Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору |
Наименование СРО |
СРО-И-028-13052010 |
Некоммерческое партнерство инженеров-изыскателей «СтройПартнер» |
СРО-И-033-16032012 |
Некоммерческое партнерство инженеров-изыскателей «СтройИзыскания» |
СРО-И-034-01102012 |
Некоммерческое партнёрство "Объединение изыскателей "ГеоИндустрия" |
СРО-И-036-18122012 |
Некоммерческое партнёрство "Объединение изыскателей "Альянс" |
СРО-И-037-18122012 |
Некоммерческое партнёрство "Национальный Альянс изыскателей "ГеоЦентр" |
СРО-С-205-02032010 |
Некоммерческое партнёрство строителей "СтройРегион" |
СРО-С-220-28042010 |
Некоммерческое партнёрство "Объединение организаций, выполняющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт "РЕГИОНСТРОЙСЕРВИС" |
СРО-С-234-07022011 |
Некоммерческое партнёрство строителей "Строители железнодорожных комплексов" |
СРО-С-242-13022012 |
Некоммерческое партнёрство строителей "Строительные ресурсы" |
СРО-С-245-16042012 |
Некоммерческое партнёрство строителей "Лучшие технологии строительства" |
СРО-С-246-13062012 |
Некоммерческое партнёрство содействия строительным организациям "Национальный альянс строителей" |
СРО-С-256-19102012 |
Некоммерческое партнёрство "СтройИндустрия" |
СРО-С-257-12122012 |
Некоммерческое партнёртсво строителей "Импульс" |
СРО-С-261-06022013 |
Некоммерческое партнерство строителей "Строительно-Индустриальное объединение" |
СРО-С-272-08112013 |
Некоммерческое партнерство "Региональное содружество строителей" |
СРО-С-273-12022014 |
Некоммерческое партнерство строителей «СТРОЙНОВАЦИЯ» |
СРО-С-274-24022014 |
Некоммерческое партнерство "Строительный Альянс Монолит" |
СРО-П-145-04032010 |
Некоммерческое партнерство проектировщиков «СтройОбъединение» |
СРО-П-168-22112011 |
Некоммерческое партнёрство "Проектирование дорог и инфраструктуры" |
СРО-П-170-16032012 |
Некоммерческое партнёрство проектировщиков "СтройПроект" |
СРО-П-171-01062012 |
Некоммерческое партнёрство по содействию в организации проектирования "СтройАльянсПроект" |
СРО-П-174-01102012 |
Некоммерческое партнёрство "Национальный альянс проектировщиков "ГлавПроект" |
СРО-П-179-12122012 |
Некоммерческое партнёрство "Объединение проектировщиков "УниверсалПроект" |
СРО-П-180-06022013 |
Некоммерческое партнерство "Объединение проектировщиков "Проект-Сити" |
В связи с тем, что по многим СРО до сих пор отсутствует информация, в Рейтинговом агентстве строительного комплекса было принято решение об учете СРО, в котором состоит организация, при присвоении ей рейтинга. По мнению агентства, закрытость СРО и неисполнение законодательства может нести риски, связанные с потерей допуска для членов СРО, как следствие, невозможность выполнения работ по заключенным контрактам.
Поэтому агентство считает, что качество СРО в значительной степени определяется качеством и репутацией их членов. Эта же позиция была высказана на рабочей группе по разработке рейтинга СРО в ТПП, в которой РАСК принимает участие.
РАСК надеется, что ситуация с информационной открытостью СРО улучшится и при последующем мониторинге будет раскрыта обязательная информация в соответствии с действующим законодательством всеми саморегулируемыми организациями. Результаты же данного мониторинга будут направлены в Национальные объединения и Ростехнадзор.
Еще раз подчеркнем, что данный мониторинг осуществлялся по состоянию на 26.06.2014, а критерии оценки СРО, упомянутые по тексту, являются субъективным мнением агентства и не являются рекомендацией при принятии управленческих решений.