Выберите ваш город
Или укажите в поле

Разному хлебу разная упаковка

31 Августа 2010
Разному хлебу разная упаковка

Спектр расходных материалов для упаковочного производства велик и разнообразен, но мы сузим обзор и остановимся на упаковочных материалах для хлебобулочных изделий. Упаковочные материалы для данного типа продукции можно разделить на два основных напрвления: пленка, из которой в дальнейшем будет формироваться упаковка и готовые пакеты (могут быть полимерными, бумажными и бумажными со вставкой полимерного материала). Вообще же существует 5 видов расходных материалов, в которые можно упаковывать хлеб и хлебобулочные изделия: пленки на основе полипропилена для горизонтальных упаковочных машин, термоусадочные пленки для одноименного оборудования, стретч-пленка для упаковывания на горячих столах, полимерные пакеты с запечатыванием клипсой или скотчем, а так же бумажные пакеты (иногда со вставкой пленки). Целлофановые пакеты, в которые упаковывают заводской хлеб непосредственно перед продажей, в расчет не берем, как не удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям большинства потребителей.

 

Пленки для упаковки

В мини-пекарнях и магазинах, осуществляющих выпечку непосредственно перед продажей, иногда используют бумажные пакеты. Бумага хорошо пропускает пар, за счет чего и становится возможным упаковывать хлеб горячим. Но этот упаковочный материал не является жиро- и влагостойкой. Т.е. возможно появление жировых пятен на упаковке, а попадание даже небольшого количества влаги на бумажный пакет ухудшит качество продукта. Для упаковывания хлебобулочных изделий в горячем виде предпочтительнее использовать перфорированные пленочные материалы – термоусадочные и нетермоусадочные. Полимеры жиро- и влагонепроницаемы, но, как и в случае с бумажным пакетом, хлебобулочные изделия, упакованные в перфорированный материал, предназначенный для горячего продукта, быстро сохнут, черствеют и срок их реализации мало отличается от срока реализации неупакованной продукции. Стоит отметить, что перфорированная термоусадочная пленка предпочтительнее нетермоусадочной, т.к. перфорация (мельчайшие отверстия в материале, через которые продукт «дышит») наносятся при экструзии (изготовлении пленки).

 

Термоусадочные пленки

Вообще, термоусадочными называются полимерные пленки, способные сокращаться под воздействием температуры, превышающей температуру размягчения полимера. Получают такие пленки растяжением полимерного материала в высокоэластичном нагретом состоянии и последующим охлаждением. Следствием этого является направленная ориентация молекулярных цепей полимера и возникновение в них напряжений. При последующем охлаждении и затвердевании эти деформации и напряжения фиксируются в материале. При повторном нагревании в таких пленках протекают релаксационные процессы, и они стремятся вернуться к своим первоначальным размерам. Эту способность обратного возвращения называют "памятью полимера" или термоусадкой. Упаковка в такой материал происходит на специальном оборудовании, где создается высокая температура, в результате воздействия которой пленка плотно обтягивает продукт. Термоусадочные пленки разделяют по назначению: для формирования групповой и индивидуальной упаковки.

 

Полипропилен и полиолефин

Для хлебобулочных изделий используют тонкие полипропиленовые или полиолефиновые пленки для индивидуальной упаковки. Перфорацию во время экструзии можно наносить только на полиолефин, диаметр отверстий у этого материала равен нескольким сотым миллиметра, кроме того, температура усадки у ПО выше, чем у ПП, за счет чего пленка не оплавляетя при контакте с продуктом. Стоимость же такого материала достаточно высока, хотя и соответствует качеству. При использования не термоусадочных пленок, применяемых для упаковочных машин вертикального (мелкоштучные изделия) и горизонтального (штучные изделия) типов, перфорация должна наноситься обязательно – для «дыхания» хлебобулочных изделий. Упаковочное оборудование, использующее данный тип расходного материала может быть укомплектовано специальным устройством – перфоратором, – наносящим на поверхность материала отверстия. Качество перфорирования, конечно, будет намного ниже, чем у термоусадочных пленок, где отверстия наносятся при изготовлении материала, но стоимость, несомненно, ниже. Упаковка изделий в горячем виде так же возможна, но в этом случае отверстия должны быть крупнее, либо располагаться чаще и обширнее. При этом хлеб, опять же, быстро сохнет.

 

Материалы для упаковки flow-pack

Оборудование горизонтального типа достаточно габаритное и высокопроизводительное, поэтому его в основном устанавливают на крупных предприятиях и хлебозаводах, которые могут позволить себе оснащение специальной комнаты охлаждения хлебобулочных изделий или установку охладителей. Следовательно, чтобы увеличить срок реализации хлебобулочных изделий и, в то же время, дать возможность продукту «дышать», достаточно использовать пленку с перфорацией небольшой площади.

Использование перфорированных материалов для упаковывания хлебобулочных изделий в горячем виде целесообразно только в том случае, если выпечка осуществляется непосредственно в месте продажи, когда покупатель берет с полки товар еще горячим. Остывшая и пролежавшая некоторое время продукция потребителя уже вряд ли заинтересует. Несомненным плюсом пленок на основе полипропилена (БОПП, ламинированный ПП и др.) является возможность нанесения печати на их поверхность, либо между слоями. Товар, кроме того, что хорошо просматривается через упаковочный материал, имеет яркий внешний вид и информирует покупателя о сроке годности, производителе, составе и пр.

 

Целлофановый пакет и клипса

Еще одним, очень распространенным в настоящее время, расходным материалом для хлебобулочных изделий является обычный полимерный пакет. Но, в отличие от его недалекого предшественника, целлофанового пакета, продукцию в него упаковывают, во-первых, на заводе изготовителе, во-вторых, запечатывают при помощи скотча или клипсы. Такая упаковка, с нанесенной печатью, выглядит нарядно и празднично, чем-то напоминая подарочный пакет. В большинстве случаев хлеб в такой упаковке продается в нарезке, т.е. производитель, таким образом, заявляет об уникальности своей продукции, поднимая ее ценовой и социальный уровень. Причем в такую упаковку часто упаковывают и мелкоштучные хлебобулочные изделия.

 

Стретч-пленка

Еще одним расходным материалом для хлебопекарной продукции является стретч-пленка. Главным свойством этого материала является возможность его изначально растяжения (pre-stretch), вследствие которого при упаковывании пленка стремится вернуться в начальное, не растянутое состояние, плотно обтягивая продукт, как бы «налипая» на него. Под воздействии температуры эти свойства увеличиваются.

Крупные изделия обычно упаковывают непосредственно в стретч-пленку, а мелкоштучные – на подложке. К сожалению, этот упаковочный материал не пропускает кислород, и хлеб не «дышит», а при длительном хранении плесневеет. Поэтому данный вид расходного материала больше применяется для упаковки мелкоштучных изделий на подложке, которая осуществляется в крупных магазинах непосредственно перед продажей. Продукция в этом случае приобретает прекрасный внешний вид, а покупатель уверен, что изделия не помнутся по пути домой благодаря наличию подложки. Хлеб же в настоящее время чаще всего упаковывают в другие материалы.

 

Ваш выбор

Рассмотрев используемые в настоящий момент виды упаковочных материалов, применяемых для хлеба и хлебобулочных изделий, можно отметить, что каждый конкретный производитель выбирает упаковочный материал исходя из масштабов производства и степени остывания продукции. Крупные хлебозаводы с большой производительностью выбирают материалы на основе полипропилена с перфорацией для автоматического оборудования и готовые полимерные пакеты с клипсой. Мини-пекарни и магазины с недольшими хлебопекарными цехами – термоусадочную пленку для крупных хлебобулочных изделий и стретч-плену для мелкоштучных с упаковыванием на подложке; в некоторых отдельных случаях используются бумажные пакеты.

Поделиться: