Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости компании Разрушение государственной системы обеспечения качества и безопасности зерна

Разрушение государственной системы обеспечения качества и безопасности зерна

3 Ноября 2011
Разрушение государственной системы обеспечения качества и безопасности зерна

Доклад директора ФБГУ «Центр оценки качества зерна»Александра Хатунцова на международном форуме «Зерно Приволжья» (Оренбург, 29-30 сентября 2011 г.) 

ФГБУ «Центр оценки качества зерна» на протяжении всего времени своего существования ежегодно проводило мониторинг качества зерна нового урожая. Мы располагаем эксклюзивными многолетними данными со времен хлебной инспекции (с 1932 года) о динамике изменения качества российского зерна.

Находясь здесь, нельзя не отметить, что оренбургская область всегда славилась своей сильной и твердой пшеницей. Например, в 2008 году здесь было выявлено 2,5 % мягкой пшеницы 2 класса (сильной) от обследованной, а твердая пшеница 1 и 2 классов в сумме составила половину выращенного урожая. Это были лучшие показатели качества зерна по России! Правда в следующем 2009 году твердая пшеница здесь была значительно хуже по качеству. Всего выявлено 9 % твердой пшеницы 1 и 2 класса.

Приходится отметить, что высококачественного зерна в нашей стране производится с каждым годом все меньше. Пшеница ежегодно теряет свое высокое качество. И способствует этому не только погодно-климатические условия и культура земледелия, но и невостребованность зерна высокого качества на мировом рынке. Основой российского зернового экспорта стала пшеница 4 или даже 5 класса. Но если на Востоке пекут лепешки и им не нужен подъем хлеба, то в России скоро забудут «вкус французской булки».

Если в шестидесятые годы в России собирали до 20 % сильной пшеницы, то в период перестройки доля сильной пшеница не превышала 1,5 %. В последние годы можно выделить только отдельные небольшие партии сильной пшеницы (менее 0,1 % от обследованной).

По состоянию на 16 сентября текущего года нашим Учреждением обследовано качество пшеницы в 16 основных зернопроизводящих регионах Российской Федерации. Всего обследовано около 50 % от выращенного в этих регионах урожая, где собрано 34 млн т. пшеницы, что на 9 млн т больше, чем на аналогичный период прошлого года. Выявлено 73 % продовольственной пшеницы, что на 4 % меньше, чем в 2010 году. Хотя понятно, что в абсолютных цифрах это значительно больше, чем в 2010 году. При этом выявлено 30 % пшеницы 3 класса и 43 % пшеницы 4 класса.

Хороший по качеству урожай собран в южных регионах. В Волгоградской области выявлено 88 % продовольственной пшеницы, 72 % которой составляет пшеница 3 класса. В Краснодарском и Ставропольских краях выявлено по 82 % продовольственной пшеницы. В основном продовольственную пшеницу (63 % и 56 % соответственно) составляет здесь 4 класс, наиболее востребованный для экспорта.

На качество пшеницы, как вы знаете, влияет много факторов и одним из них является поврежденность клопом-черепашкой. Этот вредитель может перевести высоконатурное зерно с хорошим содержанием клейковины в разряд непродовольственного. В стандарте на пшеницу нормы по показателю «клопиного» зерна нет, т.к. его заменяет показатель качества клейковины. Однако, при мониторинге качества пшеницы мы проводим анализы на содержание зерна, поврежденного клопом – черепашкой, т.к. этот показатель учитывается в требованиях многих, покупающих российское зерно, стран.

В целом, на сегодняшний день ситуация в южных регионах с «клопиным» зерном не критическая. Особенно, если сравнить с 1997 годом, когда в Ростове из-за непроведения профилактических работ по борьбе с клопом-черепашкой было собрано лишь 19% продовольственной пшеницы.

В Курской, Белгородской и Тамбовской областях в этом году содержание зерна, поврежденного клопом-черепашкой выше прошлогоднего – следствие не обработки лесополос и полей от этого вредителя. Основной причиной перевода пшеницы в разряд непродовольственной явилась неудовлетворительная слабая клейковина – результат укуса вредоносного клопа.

Мы продолжаем работы по мониторингу качества зерна нового урожая вплоть до завершения уборки.

В последнее время в России развернулись нешуточные «страсти по зерну». Многих российских граждан и организаций, так или иначе связанных с производством, хранением, переработкой, экспортом и импортом зерна, интересует вопрос, во что выльется на этот раз бесконечное реформирование системы государственного контроля качества зерна. И почему в нашей стране так часто меняются законы? Участники зернового рынка только начинают привыкать к новым правилам игры, как они уже отменяются?

Сегодня очередные изменения на рынке зерна связаны с принятием в июле текущего года двух федеральных законов (от 18.07.2011 N 242-ФЗ и от 19.07.2011 № 248-ФЗ). Эти законы практически отменяют государственный контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, предусмотренный законом «О зерне» и Федеральным законом «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки».

Все российское законодательство сводится к девяти статьям закона «О зерне», который помещается на одной странице. Одна из статей этого закона провозглашает, что зерно является национальным достоянием. На самом деле «национальное достояние» оказалось без закона!

Любое цивилизованное государство создает свою систему защиты продовольственной безопасности, основой которой является зерно.

Поэтому, во многих зерновых державах работают зерновые инспекции. И даже в полуразрушенной и голодной России в 1923 году была создана такая служба, которая не только контролировала качество, но и боролась с хищениями зерна.

В странах-лидерах по производству и экспорту зерна, таких как США и Канада уже около 100 лет действуют зерновые инспекции, находящиеся в ведении государственных органов управления сельским хозяйством. Эти инспекции проводят сплошную проверку производимого и основного объема экспортируемого зерна. При этом только выборочно контролируют зерно, участвующее во внутреннем обороте и ввозимое в страну, поскольку на внутреннем рынке существует очень жесткая ответственность за выпуск некачественной и опасной продукции вплоть до лишения свободы.

Так, в США мерами ответственности могут быть штраф в размере 20 тыс.долларов или лишение свободы до 5 лет или оба наказания, в Канаде – штраф может достигать 250 тыс.долларов или лишение свободы на срок до 2 лет или и то и другое. Более того, человек, на которого была зарегистрирована недобросовестная компания, в дальнейшем не может открыть аналогичный бизнес.

Работники зерновой отрасли Канады должны иметь лицензию, полученную от Канадской зерновой комиссии, а чтобы ее получить, они должны соответствовать требованиям закона Канады «О зерне». Кстати канадский и американский законы о зерне достаточно фундаментальны и существуют, также как и зерновые инспекции, с начала прошлого века.

Национальные законодательства государств-партнеров Российской Федерации по Таможенному союзу: Казахстана и Белоруссии – обеспечивают необходимый уровень безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. В этих государствах, в отличие от России, не ликвидированы хлебные инспекции.

Украина, передоверив сопровождение зернового груза документами о качестве иностранным сюрвейерским компаниям, была практически вытеснена с рынков Египта и Пакистана. Осознав свою ошибку, сегодня Украина возродила хлебную инспекцию, наделив ее широкими полномочиями.

В тоже время в России, начиная с 1996 по 2011 гг., постоянно пытаются разрушить существующую, успешно действующую, авторитетную на международном рынке государственную систему обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев сделал ряд важных шагов для наведения порядка в зерновой отрасли, дав поручение Правительству Российской Федерации до 1 октября текущего года представить предложения о наделении специально уполномоченного органа государственной власти функциями по контролю качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Восстановление государственных функций, осуществлявшихся ранее Государственной хлебной инспекцией не потребует больших материальных затрат – у нас пока еще есть сеть оснащенных всем необходимым оборудованием испытательных лабораторий и квалифицированные кадры с большим практическим опытом работы.

Кстати, о кадрах. Никто не отменял роль личности в истории. В истории зерновиков Оренбургской области, на мой взгляд, сыграла значительную роль бывший руководитель управления ГХИ, а затем директор Оренбургского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна» Шабанова Лидия Николаевна.

К сожалению, специалистов с таким широким диапазоном знаний качества зерна, начиная от поля и заканчивая реализацией продуктов его переработки, можно пересчитать по пальцам.

Новые административные реформы приводят к тому, что мы теряем лучших специалистов. И если возрождение хлебной инспекции затянется на годы, то мы не сможем восстановить самое бесценное – профессионалов.

Мы понимаем, что мало кто любит контролеров, но правила на рынке зерна должны быть едиными и им необходимо подчиняться.

Поэтому сейчас, в переломный момент изменений в системе государственного контроля за качеством зерна, мы просим поддержки зернового сообщества в деле восстановления ряда утерянных функций по государственному контролю качества зерна.

В частности, на рынке зерна востребованы функции в части:

- контроля взаиморасчетов за сданное на хранение или проданное зерно;

- арбитража по качеству зерна и ведения количественно-качественного учета;

- проведения ежегодного мониторинга качества зерна нового урожая;

- сертификации качества зерна при экспортно-импортных операциях.

Думаю, что жизнь вскоре расставит все по своим местам и все мы будем работать на рынке зерна по единым узаконенным правилам, которые не потребуется менять по желанию отдельных лоббистов!

Поделиться: