Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости компании Реформа теплоснабжения или привлечение инвестиций с помощью тарифа «альтернативная котельная»

Реформа теплоснабжения или привлечение инвестиций с помощью тарифа «альтернативная котельная»

28 Августа 2013
Реформа теплоснабжения или привлечение инвестиций с помощью тарифа «альтернативная котельная»

 

Сегодня Россия производит 44% мирового тепла, обладает самой разветвленной сетью центрального теплоснабжения, а в платежке жителя тепло занимает более 50%. При этом производители тепла получают убытки, аварийность теплосетей растет, а почти 30% жителей многоквартирных домов жалуются на недостаток тепла. Ответственность за проблемы сектора размывается между федеральными и региональными властями.

В этом году правила игры обещают изменить, установив в пилотных регионах экономически обоснованные ценовые параметры и назначив ответственными за управление тепловым сектором в крупных городах Единые теплоснабжающие организации (ЕТО).

Рынок тепла сравним с оптовым рынком электроэнергии и мощности, но к нему меньше привлечено внимание властей и масс-медиа. Когда строилась реформа энергетики, тепло вывели за скобки и закон «О теплоснабжении» появился только в 2010 году. Рынок очень непрозрачный, например, не учитываются объемы потребления тепла и потери в сетях.

На федеральном уровне устанавливаются предельные тарифы, а региональные энергетические комиссии устанавливают тарифы для каждой компании отдельно, чаще ориентируясь на политическую составляющую.

Тариф на тепло для конечного потребителя формируется на основе совокупности тарифов в данном регионе, и в базу попадает вся совокупность ТЭЦ и котельных – как эффективных, так и неэффективных. Тариф для населения, потребляющего 75% тепла, сдерживается государством, тогда как в общей структуре потребления доля промышленности, за счет которой субсидируется население, катастрофически сократилась за последние 20 лет.

Промышленные потребители отключаются от централизованного теплоснабжения, строят свои котельные, а отпуск ТЭЦ падает. Падает и общий объем загрузки ТЭЦ по теплу. Одновременно с этим огромными темпами растет число котельных, сжигающих газ. Сейчас доля котельных в производстве тепла – 67%, тогда как в Дании – 20%, в Финляндии – 25%.

Постоянно сдерживаемые тарифы на тепло не покрывают расходов даже на содержание станций и теплосетей. Приходится перенаправлять средства, полученные на рынке электроэнергии. В совокупности эти проблемы отражаются на возможностях по обновлению оборудования теплосетей. Приходится перераспределять выручку внутри компании, но вечно так продолжаться не может. Невозможно постоянно работать с отрицательной рентабельностью и поддерживать при этом необходимый уровень надежности.

Помимо того, что денег в тарифе меньше, чем нужно для нормальной работы, компании не могут их полностью собрать. По данным СПЭ на 1 апреля 2013 года, эта сумма уже составляла 100,5 млрд. руб. прежде всего, из-за долгов перепродавцов тепловой энергии, которые присваивают деньги, собранные у населения. Их доля в структуре задолженности составляет 77%.

По закону тепло – неотключаемый ресурс. Его подачу можно ограничить только на отдельные объекты, а, например, неплательщику в многоквартирном доме – нельзя, потому что отключить его одного в большинстве домов технически невозможно, не ущемляя добросовестных плательщиков.

Таким образом накопленное недоинвестирование сектора оценивается в 2 трлн. руб. Основная часть инвестиций требуется на ремонт теплосетей, 68% из которых – ветхие, отслужившие более 25 лет. Повреждаемость сетей в отопительный сезон с 2006 по 2011 год увеличилась в 1,7 раза. На их перекладку нужны большие средства, которые можно было бы получить из RAB-тарифа, но при сдерживании роста конечной цены уровнем инфляции при сохранении роста цен на топливо (15% – газ, 10% – уголь) RAB проблемы не решит. Потери в теплосетях составляют 20–30% при зарубежных 6–8%.

Быстрая массовая замена теплосетей без привлечения бюджетного финансирования невозможна. Можно менять сети постепенно, в течение 15-20 лет, если перейти на долгосрочный тариф альтернативной котельной. Это модель, в которой регулируется только конечная цена тепла для потребителя в регионе. Она определяется на основании стоимости строительства и эксплуатации потребителем собственного источника тепла – котельной.

В этом году принципиально важно внести в нормативно-правовую базу процедуру назначения единой теплоснабжающей организации и расширение ее полномочий с соответствующим усилением ответственности за надежность и качество, предоставление им права заниматься оптимизацией схем теплоснабжения.

В результате создается модель единого закупщика: ЕТО, закупая тепло в зоне централизованного теплоснабжения, обязана поставить тепло любому обратившемуся за данной услугой потребителю, принимая на себя всю ответственность перед ним за качество и надежность теплоснабжения вне зависимости от количества организаций, участвующих в этом процессе.

Альтернативная котельная и ЕТО тесно взаимосвязаны. Если мы назначаем в городе ЕТО, она меньше загружает неэффективные котельные. Высвобождается объем денежных средств, который можно направить на ремонт оборудования и теплотрасс. Таким образом снижается аварийность, уменьшаются потери, появляются новые оборотные средства.

Минэнерго РФ планирует назначить пилотные ЕТО уже в этом году в крупнейших городах – Москва, Петербург, Пермь, Екатеринбург, Красноярск и других. В этих регионах планируется применить комплексное решение: устанавливать срок, когда будет введена альтернативная котельная и назначает ЕТО, которая берет на себя обязательство модернизировать систему теплоснабжения.

Хочу подчеркнуть, что трудности реформирования теплоснабжения обусловлены высокой социальной зависимостью тарифных решений. Задача генераторов объяснить федеральным и региональным властям потенциал когенерации и добиться увеличения загрузки ТЭЦ.

Рост комбинированной выработки ТЭЦ и перевод тепловой нагрузки с котельных на ТЭЦ в значительной степени снизит потребление топлива и, как следствие, приведет к улучшению экономической и экологической обстановки в регионах.

Назрела необходимость ужесточить меры, вплоть до уголовной ответственности, за нецелевое использование средств, полученных управляющими компаниями в ЖКХ от граждан в оплату за потребленную тепловую энергию. Сосредоточить ответственность в руках Единой теплоснабжающей организации.

Чем меньше регулирующее вмешательство, тем больше вероятность того, что рынок начнет работать. Не следует опасаться значительного роста цен, ведь генерация пострадает больше других, если потребитель не сможет покупать ее товар.

 

Игорь Владимирович Миронов – кандидат юридических наук, директор НП «Совет производителей энергии»

Поделиться: