Рынок молока: итоги 2014 г. и перспективы 2015 г

Рынок молока: итоги 2014 г. и перспективы 2015 г

5 Февраля 2015
Рынок молока: итоги 2014 г. и перспективы 2015 г

По оценке ИКАР, 2014 год для молочного сектора РФ выдался неоднозначным. С одной стороны, отечественная молочная отрасль, безусловно, сильно выигрывает от введения антисанкций. Так, доля импорта в общей емкости рынка до введения эмбарго составляла около 50% по сырам, 37% по маслу и 32% по сухому молоку. При этом доля на отечественном рынке стран, подвергшихся эмбарго, исключительно высока. Данный фактор бесспорно должен был бы создать благоприятные возможности для импортозамещения. С другой стороны, молочная отрасль является исключительно технологичной, капиталоемкой, с длинными сроками отдачи от инвестиций. В условиях девальвации рубля, а так же ограничения банковского финансирования, возможности для инвестиций в сельское хозяйство объективно снижаются, а уровень отраслевых рисков повышается.

В течение года численность поголовья коров в с-х организациях (СХО) РФ сократилась на 3,5%. Тенденция сокращения поголовья сохраняется второй год подряд (начиная с декабря 2012 года). На фоне сокращения поголовья имел место рост абсолютного показателя производства молока – с 14 млн. тонн в 2013 до 14,3 млн. тонн в 2014 Такое разнонаправленное движение стало возможным на фоне продолжения долгосрочной тенденции роста средней продуктивности в корпоративном секторе (в 2014 - на 7,6% по оценке ИКАР).

Отгрузки сырого молока на переработку в 2014 году (с учетом поставок из ЛПХ и фермерских хозяйств) увеличились и составили 16,9 млн. тонн, против 16,6 млн. тонн в 2013 году. В то же время во второй половине года отечественная молочная промышленность функционировала в условиях жесткого импортного эмбарго. На фоне острого дефицита ресурсов, переработчики перешли на производство продукции с более высокой добавленной стоимостью и, как следствие, с большей маржинальностью. Так, по предварительным оценкам, рост производства сыров всех видов увеличился по итогам 2014 года на 12%, масла, жиров и молочной пасты - на 14%, сухого молока всех видов – на 30%. Объем производства цельномолочной продукции в пересчете на молоко, в целом, сохранился на уровне прошлого года, что, частично, было достигнуто за счет более широкого использования использования заменителей растительного происхождения.

В целом в сентябре – декабре объемы рынков (производство + импорт, в том числе из Белоруссии) ряда видов молочной продукции, несмотря на рост отечественного производства, уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольшее падение наблюдалось в той части продукции, которая была наиболее зависима от импорта из стран, попавших под санкции, а именно – сыры (минус 22%). Но падение могло бы быть и большим, если бы не «белорусский пармезан». В 2015 году емкость рынка, возможно, будет продолжать сокращаться. Свою роль может сыграть девальвация, которая уже резко снизила конкурентоспособность импорта.

Средняя закупочная цена на молоко 1/с и в/с в 2014 году составила 20,59 руб/кг и 22,97 руб/кг соответственно. Рост по сравнению со средним значением 2013 года составляет 36,6% на молоко 1/с и 33,7% на молоко в/с. Темпы роста цен после крайне неблагоприятного 2013 года могли бы быть и меньшими, если бы не искусственное сокращение импортного предложения (эмбарго и девальвации национальной валюты).

С одной стороны, рост цен на сырое молоко стимулирует отечественных производителей к расширению производства, хотя возможности такого расширения и будут крайне ограничены в 2015 году. Стоит иметь в виду, что рост ключевой ставки ЦБ до 17% уже привел к переоценке процентных ставок по кредитам агрохолдингам. Многие инвестпроекты после пересмотра показателей могут оказаться нерентабельными.

Но с другой стороны, верхнюю границу цен на сырое молоко ограничивает покупательская способность россиян, неизбежное снижение которой приведет к мультипликативному снижению спроса на молочную продукцию. Производителям молока, переработчикам, оптовикам и ритейлерам придется пожертвовать определенной частью своей маржи, что бы сохранить приемлемый уровень продаж.

Поделиться: