Выберите ваш город
Или укажите в поле

Рынок спецтехники 2017

27 Апреля 2017
Рынок спецтехники 2017

Ситуация, складывающаяся на рынке строительной техники РФ, очень непростая: объемы строительных работ и, как следствие, спрос на строительную технику продолжают сокращаться. Однако в 2017 г. можно ожидать рост продаж новой строительной техники.  

О том, какая обстановка сложилась на рынке строительной техники в настоящее время, какие новинки и улучшения внедряют производители для повышения качества работ, как отразился процесс импортозамещения на рынок спецтехники рассказывают эксперты ведущих компаний специально для журнала «СтройПромЭксперт».

 

2017 год в самом разгаре. Как Вы можете описать обстановку на рынке спецтехники, которая уже сложилась в текущем году?

 

Отвечает Говядинов Алексей, коммерческий директор ООО «Грюнвальд»

 

— 2017 для нашего предприятия начался хорошо. Далеко идущие выводы делать рано, но благоприятные тенденции вселяют надежду. Сам по себе этот год для нас важнее, чем несколько предыдущих. Компания запускает новый современный завод. Это, конечно же, судьбоносный шаг и в тоже время определенный риск в условиях усиливающейся конкуренции и все ещё сложной макроэкономической обстановки. Принятое решение было основано на глубоком анализе обстановки, мы считаем, что рынок начинает восстановление и, запуская новые мощности, мы сработаем на опережение и сможем удовлетворить возрастающий спрос.

 

Отвечает Калинин Сергей, руководитель службы маркетинга группы компаний GIRAFFE

 

— По сравнению с 2014 годом рынок новых башенных кранов в России упал примерно в 9 раз. По данным Росстата и ФТС, в 2016 году было произведено и ввезено около 75 башенных кранов. Рынок достиг своего исторического дна, уровня 2009 года, и по итогам первого квартала 2017 года говорить об улучшении ситуации пока не приходится.

Сложившийся внутренний спрос едва позволит выйти на точку безубыточности одному краностроительному заводу. Сегодня на российском рынке представлены 3 отечественных производителя: объединённое предприятие «Одинцовский машиностроительный завод» и «Строммашина»; «Ржевский краностроительный завод» (РКЗ) и «Литейно-механический завод» (ЛМЗ, выпускает технику под брендом GIRAFFE), а также около 20 зарубежных производителей, включая 2 частично локализованных производства.

Такое положение дел в первую очередь обусловлено общим спадом в строительной отрасли и отсутствием у застройщиков видения среднесрочных перспектив.

Рыночная ситуация усугубляется отношением к башенным крана как со стороны эксплуатирующих организаций, так и со стороны контрольных органов: старая техника используется до последнего, невзирая на её износ и потенциальную аварийноопасность. Не смотря на многочисленные аварии, новые башенные краны приобретаются не тогда, когда старые отслужат своё, а когда у компании есть свободные средства и уверенность в дальнейших заказах. Башенный кран расценивается не как оборудование повышенной опасности, о состоянии которого необходимо заботиться, а как капиталовложение, которое должно принести максимальную прибыль.

В сложившейся ситуации у отечественных производителей башенных кранов существует две возможности удержаться на плаву во время затяжного спада жилищного строительства: это переориентация на производство грузоподъемной техники для промышленных объектов, финансирование которых не прекращается, и развитие экспортных поставок за пределы СНГ.

 

Отвечает Евгений Римский, менеджер департамента по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery

 

— В настоящее время ситуация на рынке остаётся довольно сложной. В то время, как горнодобывающие компании чувствуют себя относительно уверенно, новых значимых проектов в строительном секторе не так много. Крупные компании, работающие в нефтегазовом секторе, продолжают вести активную деятельность. Но средний и мелкий бизнес не могут похвастаться активным спросом.

В связи с этим сохраняется тенденция сравнительно высокого спроса на технику большого класса (в особенности на класс 85 тонн), тогда как спрос на технику строительного класса (20 – 30 тонн) в общем объеме остаётся не слишком высоким.

 

Отвечает Лыков Дмитрий Иванович, главный менеджер по продажам строительной и промышленной техники ООО «МАНИТУ ВОСТОК»

 

— Российский рынок строительной спецтехники показал заметный рост в 2016 году. Эта тенденция имеет место и в 2017-м.

В сегменте строительных телескопических погрузчиков по-прежнему наибольшим спросом пользуются машины малой грузоподъемности – до 4 т. В данном классе наиболее популярны, например, у клиентов Manitou погрузчики с вылетом стрелы до 10 м и до 14-18 м. По данным таможенной статистики, в первом квартале 2017 года доля строительных «телескопов» Manitou выросла на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го.

Стоит отметить резкое сокращение предложения на рынке б/у техники. В кризисные годы (2015 г – первая половина 2016 г) спрос на подержанную технику был очень высокий, и уровень предложения ему соответствовал: многие компании были вынуждены прекратить деятельность и избавиться от профильных активов, на рынке предлагалось много подержанной техники. Сегодня же найти стоящую технику на вторичном рынке практически невозможно. Более того, запретительные санкции, такие как утилизационный сбор, сделали невыгодным импорт б/у техники хорошего качества из Европы.

Помимо прочего, в настоящий момент для рынка характерна ситуация, при которой производится модернизация спецтехники в целях оптимизации ее себестоимости. Например, многие машины из стран Европы оснащены двигателями экологического стандарта Евро-4, которые не совсем подходят для эксплуатации в России, особенно в отдаленных регионах, где зачастую топливо имеет достаточно низкое качество и не соответствует экологическому классу такой техники. Поэтому машины модернизируются под потребности клиентов в России и странах СНГ. В то же время некоторые клиенты стремятся выиграть в цене и делают выбор в пользу менее производительной машины с опциональным выбором функционала навесного оборудования. Стоимость такого оборудования будет заметно ниже.

Дополнительно отмечу, что сейчас для рынка также характерен достаточно высокий спрос на строительные телескопические машины со стороны арендных компаний.

 

Какие новинки и технологии сейчас внедряют производители спецтехники для повышения качества работы?

 

Отвечает Говядинов Алексей Алексеевич, коммерческий директор ООО «Грюнвальд»

 

— Для нас основными принципами в работе остается качество и надежность. Для поддержания этих параметров на высоком уровне мы осуществляем инвестиции в развитие производственной базы и проводим регулярное обучение персонала. Например, сейчас мы ведем работы над устройством новой покрасочной линии и новой дробеструйной камеры.

 

Отвечает Калинин Сергей, руководитель службы маркетинга группы компаний GIRAFFE

 

— Благодаря локализации производства современных монокабин и систем управления башенными кранами мы расширили возможности интеллектуальных функций башенных кранов. Сейчас мы расширяем возможности системы управления и безопасности техники: помимо уже реализованных функций зон ограничений работы и защиты от перегрузок мы внедряем систему компенсации раскачки груза при сильном ветре; систему защиты от столкновений при работе в пересекающихся зонах; разрабатываем систему запоминания однотипных операций. Эти и другие нововведения позволят не только облегчить труд крановщиков на технике GIRAFFE, но и значительно повысить безопасность эксплуатации техники и уменьшить риск «человеческого фактора» при эксплуатации.

 

Отвечает Евгений Римский, менеджер департамента по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery

 

— Лидирующие производители нацелены на построение долгосрочных взаимоотношений с клиентами. Для этих целей они стараются разработать комплексные предложения, которые помогут клиенту максимально эффективно выполнять поставленные задачи. Наша компания также не является исключением. В основу нашей продукции положена первоклассная гидравлическая система собственной разработки, именно она позволяет добиваться высоких показателей производительности и надежности. Подразделение НИОКР активно работает над разработками все более совершенного оборудования. Дополнительно мы активно работаем в направлении разработки программных инструментов. Так относительно недавно был представлен сервис отчетности о работе технике Consite, который позволяет оценивать эффективность эксплуатации техники, а также оперативно реагировать на возникшие внештатные ситуации. Такие решения позволяют повысить прибыльность наших клиентов.

 

Отвечает Лыков Дмитрий Иванович, главный менеджер по продажам строительной и промышленной техники ООО «МАНИТУ ВОСТОК»

 

— Одной из новых технологий сейчас является внедрение в машины системы телеметрии, которая предусмотрена пока далеко не у всех производителей. На некоторых видах техники Manitou, например, она уже устанавливается: в машины встраиваются бортовые компьютеры, которые имеют возможность передавать информацию дистанционно посредством сотовой или спутниковой связи.

Установка систем телеметрии самим производителем техники является новой тенденцией на рынке. Раньше внедрялись системы слежения стороннего производства, которые не полностью интегрировались в машину. Это, в свою очередь, давало возможность получать лишь ограниченное количество информации о работе техники, в частности, данные о потреблении топлива и местонахождении машины. Для обеспечения функционирования современных систем телеметрии устанавливаются датчики, с которых бортовой компьютер периодически производит считывание информации о различных показателях: расходе топлива, работе двигателя, функционировании гидросистемы, параметрах работы шасси, загрузке машины и т. д. Данные анализируются компьютером и в зашифрованном виде передаются по каналу связи.

 

В настоящее время происходит процесс импортозамещения. Как он отразился на рынке спецтехники?

 

Отвечает Говядинов Алексей Алексеевич, коммерческий директор ООО «Грюнвальд»

 

— Не стоит считать, что поддержка государства является основным двигателем продаж коммерческого транспорта. Сегодня клиент прекрасно осведомлен, разборчив и знает, чего он хочет от техники. Спасибо нашим иностранным конкурентам, что заставили нас постоянно поднимать уровень качества и технологий. Ведь недостаточно сделать просто дешевый продукт. Люди умеют считать. И часто на первое место выходит не первоначальная стоимость, а стоимость владения и стоимость на вторичном рынке.

Мы рады, что смогли достойно выдержать конкуренцию с именитыми иностранными производителями. Надеемся, что поддержка государства поможет нам уверенно развиваться, как предприятию. На сегодняшний день многие российские производители выпускают технику очень высокого уровня и это правильно, что государство помогает делать ее более доступной для потребителей. Благодаря этому растет культура эксплуатации техники, а с ней и экономика перевозок.

 

Отвечает Калинин Сергей, руководитель службы маркетинга группы компаний GIRAFFE

 

— Техника GIRAFFE в большинстве своем не имеет отечественных аналогов, мы остаемся единственным российским производителем быстромонтируемых башенных кранов, которые раньше поставлялись исключительно из-за рубежа.

Импортозамещение затронуло не только отечественных производителей башенных кранов, в связи с ростом курса валют, чтобы сохранить конкурентную цену зарубежные компании задумались о локализации производства.

 

Отвечает Евгений Римский, менеджер департамента по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery

 

— В настоящее время к строительной технике предъявляются все более жесткие требования для признания ее происхождения российским. Также производителям было объявлено, что в будущем данные требования будут только ужесточаться, что лишь осложнит процесс локализации производства. Производители работают в направлении соответствия требованиям, однако это довольно сложный и долгий процесс.

 

Отвечает Лыков Дмитрий Иванович, главный менеджер по продажам строительной и промышленной техники ООО «МАНИТУ ВОСТОК»

 

— Процесс импортозамещения не оказал значительного влияния на сегмент телескопических погрузчиков для строительства, так как конкурентоспособных российских производителей данного типа техники пока нет.

При этом импортозамещение довольно ощутимо в сегменте навесного оборудования. За счет того, что импортное оборудование может обладать рядом функций, которых нет у отечественного, оно часто имеет более высокую стоимость. В России достаточно много собственных производителей такого навесного оборудования, как ковши и вилы, которое не требует применения высоких технологий для изготовления, но пользуется постоянным спросом.

В свою очередь, импортная техника позволяет, как правило, присоединять к ней разнообразные «навески» стороннего производства. Например, строительный телескопический погрузчик Manitou дает возможность подключать к нему широкий спектр навесного оборудования (захваты, ковши, вилы, гидравлическое оборудование), обеспечивая подачу гидропотока и манипуляцию данным оборудованием. В связи с этим погрузчики Manitou могут называться Tool Carrier («носитель инструмента»).

 

На что стоит ориентироваться при выборе спецтехники российского и импортного производства?

 

Отвечает Говядинов Алексей Алексеевич, коммерческий директор ООО «Грюнвальд»

 

— Как я заметил ранее, важным фактором является остаточная стоимость. Помимо этого, сегодня есть возможность выбрать технику наиболее точно подходящую под потребности клиента. При выборе не стоит торопиться: сегодня аксиома о том, что импортное однозначно лучше Российского более не актуальна.

 

Отвечает Калинин Сергей, руководитель службы маркетинга группы компаний GIRAFFE

 

— Нужно понимать, что современная техника это не просто металлоконструкции и комплектующие. Идеальный инструмент, оптимально решающий поставленные задачи создается благодаря синтезу конструктивных решений, производственных решений и сервисного обслуживания.

Сегодня группа компаний GIRAFFE не только разрабатывает и воплощает в жизнь решения в сфере грузоподъемного оборудования любой сложности, но и ведет клиента на всех этапах жизненного цикла товара: от индивидуальных форм оплаты, гарантийного обслуживания и обучения клиентов работе с новой системой управления и безопасности до утилизации техники по программе Trade-In.

 

Отвечает Евгений Римский, менеджер департамента по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery

 

— Выбор любой техники должен, в первую очередь, начинаться с понимания рабочих условий и поставленных задач. Зачастую к нам обращаются клиенты с запросом на конкретную модель, но в процессе коммуникации выясняется, что для их рабочей площадки и под их задачу требуется другая модель или другая комплектация. В этом вопросе здесь самый главный помощник – это дилер, который понимает рабочие условия и сможет предложить максимально эффективный вариант. Многие компании в России ориентируются, в первую очередь, на закупочную цену, но когда речь идет о строительной технике, на прибыльность в конечном итоге влияет большое количество факторов: это и скорость выполнения операций, и надежность оборудования, и время, требуемое на проведение обслуживания, и даже то, на сколько оператору комфортно работать, ведь в итоге именно он напрямую влияет на объем выработки. В этой связи важно просчитать экономическую эффективность приобретения той или иной техники и делать свой выбор на основе комплексного анализа.

 

Отвечает Лыков Дмитрий Иванович, главный менеджер по продажам строительной и промышленной техники ООО «МАНИТУ ВОСТОК»

 

— При определении параметров выбора строительной спецтехники имеет смысл, в первую очередь, разделить ее на относящуюся к премиум- или эконом-классу.

Безусловно, первичный спрос остается за клиентом, который, прежде всего, ориентируется на стоящие перед ним задачи, а также на имеющиеся в распоряжении финансовые ресурсы и предполагаемые инвестиции. Например, у потенциального покупателя есть проект по перегрузке некоторого объема материала из точки А в точку Б за ограниченное время. Клиент анализирует, насколько рассматриваемая им машина соответствует этой задаче. Если техника эконом-класса позволяет ему с ней справиться, то не совсем нецелесообразно рекомендовать более дорогостоящий вариант.

Но существуют задачи, которые лучше всего выполнит техника премиального сегмента. Например, телескопические погрузчики предназначены специально для подъема груза на определенную высоту. При этом, если выполняемые работы требуют от техники большой производительности, надежности и длительности эксплуатации в течение смены, клиенту понадобится погрузчик именно премиум-класса. То есть спецтехника из этого сегмента, скорее, будет востребована в проектах, предполагающих максимальные нагрузки и продолжительное использование.

 

Как Вы можете прокомментировать ситуацию с рынком аренды спецтехники в России?

 

Отвечает Говядинов Алексей Алексеевич, коммерческий директор ООО «Грюнвальд»

 

— С учетом роста культуры эксплуатации и обслуживания техники и доступности хороших расходных материалов этот бизнес становится все более интересным. Мы присматриваемся к нему. Ждем спроса от крупных перевозчиков.

 

Отвечает Калинин Сергей, руководитель службы маркетинга группы компаний GIRAFFE

 

— На фоне общего спада спроса на башенные краны, в сфере гражданского строительства именно арендное направление сохранило свои объемы.

Безусловно, эта категория клиентов является для нас целевой в текущей ситуации, и мы разработали ряд спецпредложений, ориентированных на предприятия, сдающие башенные краны в аренду. Помимо традиционного пакета услуг по доставке, монтажу, техническому обслуживанию кранов для крупных застройщиков и арендных компаний мы предлагаем индивидуальные решения в вопросах сервиса. Мы также развиваем собственное арендное направление.

В настоящий момент арендные краны GIRAFFE завершают строительство стадионов к ЧМ-2018, застраивают жилые комплексы по всей России, помогают расширяться промышленным предприятиям.

 

Отвечает Евгений Римский, менеджер департамента по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery

 

— Значительная доля продаж в России приходится на новую спецтехнику, хотя в последнее время растет доля аренды. Прежде всего, увеличилось число тех, кто приобретает машины с целью сдачи в аренду. Причина в отсутствии стабильного объема работ у большинства компаний, что не позволяет расширять парк собственной техники. А те компании, которые располагают большим парком, начали также сдавать его в аренду, чтобы он не простаивал.

 

Какие тенденции на рынке спецтехники наблюдаются сегодня? Чего ждать от зарубежных и отечественных производителей?

 

Отвечает Говядинов Алексей Алексеевич, коммерческий директор ООО «Грюнвальд»

 

— Сегодня все больше внимания уделяется показателю собственной массы техники. Это связано с ужесточением контроля и высокими штрафными санкциями. Мы, как и другие производители, активно боремся за снижение собственной массы полуприцепов. Главное не впадать в крайности. Ведь качество наших дорог все ещё не высокое и нужно сохранить баланс веса и конструктивной прочности.

 

Отвечает Калинин Сергей, руководитель службы маркетинга группы компаний GIRAFFE

 

— Прежде всего, стоит обозначить, что сегодня отечественные башенные краны по своим техническим характеристикам и используемым конструктивным решениям ничем не уступают европейским аналогам. Отечественное краностроение уже освоило производство всех типов кранов от быстромонтируемых грузоподъемностью 3-5 тонн до башенных кранов повышенной грузоподъемности, предназначенных для строительства крупных промышленных объектов, АЭС, ТЭС.

Отечественное машиностроение долгое время не могло раскрыть свой потенциал, сегодня же появился спрос на высокотехнологичную продукцию российского производства и это рождает огромные перспективы развития промышленных предприятий.

На сегодняшний момент мы не только освоили передовые технологии краностроения, но и можем самостоятельно развивать их, следуя за изменяющимся потребительскими предпочтениями.

 

Отвечает Евгений Римский, менеджер департамента по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery

 

— В 2016 г. рынок замедлил падение, по сравнению с 2015, когда рынок сократился вдвое.

Рынок экскаваторов в прошлом году сократился на 10% по сравнению с 2015.

Рынок погрузчиков сократился на 6%, это если не учитывать китайских производителей, которые традиционно сильны в нашем регионе.

В целом, похоже, что рынок в 2016 г. достиг своего дна, а также адаптировался к введённому утилизационному сбору. Потому в 2017 г. возможен небольшой рост.

Как всегда, главным фактором развития спроса будет общая экономическая ситуация, которая по-прежнему зависит от цен на нефть и стабильности рубля. Также очень важна сейчас геополитическая составляющая.

 

Отвечает Лыков Дмитрий Иванович, главный менеджер по продажам строительной и промышленной техники ООО «МАНИТУ ВОСТОК»

 

— Рост спроса на строительную спецтехнику в первом квартале 2017 года, равно как и в целом в 2016 году, имеет взрывной характер. Это связано с тем, что в сфере строительства постепенно появляется финансирование для запуска новых и возрождения начатых ранее проектов. Однако это происходит в условиях, когда у поставщиков нет в наличии необходимого для выполнения работ оборудования, а для его производства требуется время.

Таким образом, на рынке строительной спецтехники в России можно обозначить тенденцию хаотично складывающегося спроса. Ожидается, что ситуация, когда поставщики пытались избавиться от скопившихся машин, изменится. Чтобы удовлетворить спрос, в ближайшее время производители начнут аккумуляцию техники на российских складах, где хранятся ввезенные растаможенные машины, и на складах временного хранения, в том числе на европейских.

Кроме того, ожидается возобновление финансирования от производителей в виде лизинговых программ, платежей с отсрочкой и в рассрочку, поддержки решений по выкупу б/у техники и trade-in.

Поделиться: