Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости компании С начала открытия экспорта Россия недополучила около 8 миллиардов рублей

С начала открытия экспорта Россия недополучила около 8 миллиардов рублей

21 Сентября 2011
С начала открытия экспорта Россия недополучила около 8 миллиардов рублей

 

Юрий Белоусов, координатор проектов IDK.ru поделился своим мнением относительно необходимости государственного контроля за качеством зерна.

 

- Юрий Михайлович, Вы недавно выступали на круглом столе по вопросу контроля за безопасностью и качеством зерна. Какова Ваша позиция по сохранению государственного контроля за оборотом зерна в нашей стране?

 

- Я лично считаю, что контроль со стороны государства необходим. Должны быть единые правила работы на рынке для всех участников без исключения. Создание таких правил и контроль за их соблюдением не может быть передан в частные руки. Иначе каждый для себя начнет создавать преференции. Попробуйте себе представить наши автомобильные дороги без правил и знаков дорожного движения. Каким образом сами участники дорожного движения могут сами себя отрегулировать? Представьте, во что это превратится. У кого больше автомобиль, например, тот, наверное, и будет прав. А не хочешь рисковать, – не выезжай на дорогу, сиди в кустах, иначе тебя снесут. На нашем с Вами рынке произойдет тоже самое.

 

- Юрий Михайлович, тем не менее вопрос ставится так, что данный контроль создает дополнительные поборы для бизнеса.

 

- Единственный аргумент тех лоббистов, которые выступают за ликвидацию государственного контроля, сводить к разговору о том, что контроль излишен, потому что у нас коррумпированные чиновники, и что для бизнеса это оборачивается дополнительными поборами за проведения такого контроля. Тогда давайте разделим данную проблему на две составляющие. Первая – это сама система государственного контроль. А вторая – система его исполнения, кто и как его осуществляет. В настоящий момент речь идет только о том, как организована система исполнения данного контроля. Кого-то не устраивает факт, как данный контроль осуществляется исполнителями. Но разве можно из-за того, что кто-то из чиновников ненадлежащим образом исполняет свои функции ликвидировать саму систему? Таким образом можно ликвидировать многие органы власти, сотрудники которых работают ненадлежащим образом.

Но в данном случае у этих сотрудников существуют должностные инструкции. Существует система мотивации и личной ответственности. На мой взгляд, необходимо работать над этим, а не доводить данную проблему до абсурда, требуя ликвидировать саму систему контроля.

 

- В прессе звучат реплики, что для возрождение данной хлебной инспекции необходимы деньги, что это дорого, и где вообще брать эти деньги? В чем целесообразность данных инвестиций для государства?

 

- Спасибо за то, что попросили осветить экономику вопроса. Несколько цифр на вчерашний день. Европейская пшеница торгуется на уровне 210 евро за тонну, переводим на доллары – получается 300-302 доллара за тонну. Пакистан и Египет также сейчас платят 300 долларов за тонну пшеницы.

 

 

 

Вчерашние котировки по Америке -750 центов за бушель. Умножаем на коэффициент 0,3674 (перевод объемных показателей в доллары за тонну), у нас получается цифра 280 долларов/тонна. А вчерашняя цена нашей российской пшеницы на FOB (Новороссийск), стоит 250 долларов за тонну. Чувствуете разницу? Разница в цене с европейской 50 $/тн, а с амерканской 30 $/тн. Но там есть еще затраты на фрахт. Если мы берем стоимость пшеницы на CIF (Новороссийск ) – это цена на вагоне в порту, то здесь цена еще ниже – 6200 руб./тн., а это уже получается порядка 215 долларов за тонну.

А теперь посчитайте разницу между СПОТ-овыми ценами, по которым торгуется пшеница на международных рынках и стоимостью российской пшеницы в портах России. Получается, что дисконт составляет минимум 50 $/тн (долларов за тонну). Одной из причин такого дисконта является недоверие к качеству.

Покупатели считают, что зерно, которое приходит в порт назначения может оказаться не тем, которое было загружено. А у нас в стране нет органа, который защищал бы интересы экспортеров и за пределами Российской Федерации. И вот здесь теряется репутация нашего зерна на мировом рынке. Любой потребитель может опротестовать качество полученного продукта, а мы не имеем органа, который бы отстаивал интересы России на международных рынках. Поэтому на мировом рынке наше зерно торгуется с большим дисконтом, так как покупатель возможные потери заранее закладывает в стоимость контрактов.

А теперь итоговые цифры. С начала открытия экспорта Россия уже отгрузила 5 миллионов 400 тысяч тонн. Умножьте этот объем на цену дисконта в 50 долларов. Получается 270 млн. долларов. Умножьте на текущий курс рубля, и у вас получится сумма около 8 миллиардов рублей. Это, по сути, те деньги, которые Россия недополучила в результате репутационных рисков.

 

- А сколько на Ваш взгляд стоит создание полноценной структуры, которая бы на себя взяла функции контролера и арбитра в подобных ситуациях?

 

- Давайте посчитаем, сколько стоит возрождение хлебной инспекции. Одна лаборатория это приблизительно 2 миллиона долларов. В эту цифру входит оборудование, помещение и так далее. Сколько нам необходимо таких центров? Раньше было 74. Два миллиона долларов умножьте на эти цифры и вы получите порядка 150 миллионов долларов. Используя те деньги, которые мы уже недополучили, мы могли бы реально запустить институт контроля, и обеспечить заработную плату достойную этим чиновникам на год вперед, за счет тех потерь, которые мы сегодня имеем в результате этих репутационных рисков. Вот простой ответ.

Таким образом, бесплатная и обязательная сертификация возможна. Если она будет бесплатной и чиновник, осуществляющий сертификацию, будет получать достойную зарплату, то в этом случае порядок будет на внутреннем рынке, а на внешнем Россия сможет отстаивать интересы.

 

- Нужен ли такой орган для создания цивилизованной биржевой торговли?

 

- Подобный орган нам также необходим и для создания биржевой площадки, на которой нам будет нужен собственный арбитр и по контролю учета и контролю качества торгуемого товара.

Владимир Владимирович Путин давно высказал идею о торговле нашими стратегическими товарами за рубли. Так вот, запустить российский биржевой рынок с теми инструментами, которые на текущий момент имеются – невозможно. А если у нас еще и не будет государственного инспектора, то тогда мы никогда не сможем привлечь на наши торговые площадки западных инвесторов.

Поделиться: