Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости компании Шланговые и дождевальные системы для вноса навоза

Шланговые и дождевальные системы для вноса навоза

17 Августа 2010
Шланговые и дождевальные системы для вноса навоза

Утилизация навоза и навозной жижи – одна из важнейших составляющих рентабельности животноводческого предприятия. К примеру, навозная жижа считается уникальным быстродействующим азотно-калийным удобрением. Ценные питательные вещества находятся в ней в хорошо растворимой и легкодоступной для растений форме. При хозяйском отношении к органике можно значительно снизить затраты на минеральные удобрения для выращивания кормовых и сельскохозяйственных культур.

 

Поэтому современная система внесения навоза должна отвечать следующим требованиям:

– минимальные затраты на выполнение всех работ;

– удобство в повседневной эксплуатации;

– эффективность и производительность;

– максимальная надежность.

Наиболее экономичными считаются шланговые системы и самодвижущиеся дождевальные машины, которые позволяют вносить большое количество навозной жижи за смену, используя минимум техники. При этом для крупных животноводческих комплексов предпочтительнее первый вариант. Основной магистральный шланг прокладывают по земле к центру поля, на которое планируется внести навоз. К магистральному шлангу подсоединяют буксируемый. Один конец шланга раскручивают до самого дальнего угла поля, а другой подсоединяют к навесному аппликатору, который вместе со шлангом транспортируется трактором по полю челночным способом, пока не будет обработана вся земельная площадь. После завершения вноса, перед свертыванием шлангов в катушку, их очищают компрессором при помощи эластичного шарика, проталкиваемого по всей его длине сжатым воздухом.

Внесение жидкой органики с помощью самодвижущейся дождевальной машины оптимально для малых и средних ферм. В подобном случае катушка со шлангом устанавливается на краю поля. Отбуксировав сюда трактором тележку с дождевальной пушкой на всю длину шланга, включают подачу навоза высоконапорным насосом. Тележка начинает двигаться самостоятельно за счет сматывания катушки от привода редуктора гидротурбины.

Надо заметить, что шланговые системы появились в США и Канаде еще в 60-х годах прошлого века и первоначально использовались для утилизации сточных вод. Вскоре новую технологию по достоинству оценили крупные животноводческие комплексы и уже в конце 1970-х годов отдали ей предпочтение при удобрении полей. В Россию шланговая система пришла относительно недавно, с началом нового строительства крупных свинокомплексов.

Основной элемент системы – шланги для перекачки и внесения навоза, имеющие устойчивое к ультрафиолетовому излучению полиуретановое покрытие и внутренний армирующий слой из синтетического тканого волокна. Оно придает шлангу прочность при растяжении и не дает перекручиваться. Внешняя поверхность шланга также отличается большой прочностью, но чем больше острых камней будет в поле, тем он быстрее износится. Изнутри шланг защищен специальным покрытием для снижения трения. По различным оценкам, срок службы шланга ограничивается внесением 400 000–800 000 м? навоза. Предел прочности на разрыв обычно составляет от 10 до 40 тонн в зависимости от типа и диаметра. Диаметр основного магистрального трубопровода составляет 130–200 мм. Чем больше диаметр, тем меньше давления теряется по его длине и меньше энергии потребляется на перекачку.

Второй, не менее важный элемент шланговых систем – дизельная насосная станция. Важно, чтобы установленный насос был специально предназначен для перекачки навоза и оснащен измельчающим механизмом. Кроме того, если планируется перекачивать неразделенный навоз, необходимо перед основным насосом использовать погружной. Он оснащается встроенным режущим механизмом и имеет гидропривод от дизельного двигателя. Для удобства оператора на платформе монтируется стрела с лебедкой. Наряду с системой запуска двигателя управление насосной станцией должно иметь защитные системы, которые отключат двигатель в критических ситуациях. При низком давлении масла, например, перегреве или потере напора.

Кроме дизельного двигателя, соединенного с высоконапорным насосом, на платформе, как правило, монтируется компрессор, установка для запуска пыжей и очистки шлангов под давлением.

Для перевозки шлангов по полям, их равномерной укладки и сборки применяются прицепные транспортировщики. Они оснащены гидроприводом для контроля направления и скорости вращения барабана. Каждый транспортировщик, рама и подвеска которого отличаются большой надежностью, вмещает от 1200 до 1800 м шлангов. Для вноса навоза в поля используется два типа навесных аппликаторов, которые устанавливаются на трактор: культиватор с внутрипочвенным инжектором и аппликатор поверхностного вноса. Первый позволяет сразу заделывать органику в почву, поэтому является незаменимым инструментом для вноса неразделенного навоза. Последний чаще применяется для внесения жидкой фракции.

Ножевые или дисковые инжекторы открывают узкий разрез в почве глубиной приблизительно 5 см, в который попадает жидкий навоз. Это очень удобно при внесении навоза в междурядья пропашной культуры. Поскольку разрыхление, создаваемое такими инжекторами, невелико, небольшой должна быть и вносимая норма навоза, чтобы он не выливался на поверхность земли. Если требуется внести органику по всей ширине плуга, то есть до 30 см, используют инжекторы плугового разрыхлителя. Они открывают под поверхностью почвы горизонтальный разрез на глубине до 10 см. Плуговые разрыхлители служат препятствием для попадания в землю мусора, находящегося на поверхности.

Аппликаторы для поверхностного внесения также разделяются на два типа – низкопрофильные и разбрызгивающие (тарельчатые). Низкопрофильные вносят навоз через многочисленные сопла, расположенные низко над землей, чтобы избежать излишних потерь аммиака и распространения тяжелых запахов. Как правило, запахи не уходят за пределы физической ширины аппликатора, работающего на низком давлении. В разбрызгивающих аппликаторах жидкость выпускается выше над землей, и, ударяясь о тарелку, навоз распределяется на большую ширину. Для работы таких аппликаторов требуется более высокое давление, чем для низкопрофильных или инжекторов. При этом расстояние перекачки навоза максимально сокращается.

Вне зависимости от системы вноса аппликатор и инжектор рекомендуется оснащать шарнирной трубой, которая защищает буксируемый шланг от повреждения культиватором и при разворотах трактора. Гидравлический питатель распределяет навоз от подающей трубы по нескольким шлангам для равномерного внесения по всей ширине аппликатора/инжектора и исключения вероятности засорения отверстий. Особенно эта опция актуальна для плуговых культиваторов. Для точного контроля требуемого объема вноса в зависимости от скорости движения буксируемого трактора аппликатор оснащают электромагнитным расходомером с дисплеем, устанавливаемым в кабине трактора, чтобы оператор мог менять скорость для требуемой дозировки внесения. Для удобства работы в ночное время, а также возможности построения точных электронных карт полей с определением фактических объемов внесенного навоза рекомендуется оснащение буксируемого трактора системой GPS-позиционирования.

Преимущества шланговых систем по сравнению с другими способами очевидны. Как правило, в зависимости от мощности подающих насосных станций, концентрации навоза и дальности его перекачки можно внести от 1000 до 3000 м? органики в смену, справившись с работой в сжатые сроки. Это особенно важно для многих регионов России, где выпадает повышенное количество осадков или рано наступают холода. Для работы достаточно одного основного трактора (буксирующего шланг с аппликатором) мощностью 200–250 л.с., одного вспомогательного трактора мощностью 150 л.с. (для транспортировки катушек и укладки шлангов) и трех механизаторов.

При применении шланговой системы отпадает необходимость возить навоз по полю. При этом исключается излишнее уплотнение почвы, чего никак не избежать при применении цистерн для перевозки жижи. В результате земледельцам гарантированы более высокие урожаи. Не страдают сельские дороги, которые при транспортировке тяжелых цистерн в весенний период быстро приходят в негодность. При применении шланговой системы, включая культиватор с инжектированием и плуговые разрыхлители для заделки навоза в почву, происходит ее одновременная обработка. Хорошее проветривание земли, в которую был правильно внесен навоз, способствует его аэробному разложению. А значит, неприятные запахи не выделяются в атмосферу. Сохраняя воздух чистым, мы создаем комфортные условия для сельских жителей и отдыхающих на дачах горожан.

Использование шланговой системы с культиватором внутрипочвенного инжектирования позволяет на 50% снизить количество необходимого навоза для получения оптимальных урожаев. Это очень существенно для животноводческих комплексов, располагающих большими земельными наделами, поскольку внесенный навоз удовлетворит потребность в азоте большей площади посевов. Шланговыми системами можно вносить неразделенный навоз с содержанием сухих веществ не более 8–9%. Но предпочтительнее все-таки навоз разделять, так как внос жидкой фракции экономически более целесообразен по следующим причинам:

– в жидкой фракции концентрация твердых частиц минимальна (0,8–1,7%), ее можно перекачивать на более удаленные участки (на 70% дальше по сравнению с неразделенным навозом) или использовать насосные станции меньшей мощности, экономя топливо;

– для работы подойдут более тонкие шланги, что снижает стоимость самой системы;

– содержание NPK в жидкой фракции более сбалансировано, что позволяет вносить ее в зависимости от выращиваемых культур от 100 до 300 м3 на 1 га в год против 50–90 м3 неразделенного навоза;

– отделенная твердая фракция используется повторно в качестве подстилки для КРС или реализуется в виде высококачественного компоста;

– при перекачке не возникает трения твердых составляющих, вызывающего износ внутренней стенки шланга и замедляющего поток, а кроме того, исключается вероятность образования засорений.

Наиболее удобно вносить органику шланговыми системами на поля, расположенные в радиусе около 3–4 км от навозонакопителя. Крайние участки могут быть удалены не более чем на 6 км. При расстоянии свыше 7 км внос становится технологически сложным и, как правило, нерентабельным. Длина основного магистрального трубопровода может превышать 3 км в зависимости от концентрации навоза. Чем длиннее трубопровод, тем выше энергопотребление и меньше скорость потока при вносе в поле. Для поддержания определенной скорости потока на трубопроводе устанавливается второй насос – бустерная насосная станция.

Как поступить, если на пути прокладки шланга к полю встречается автомобильная или железная дорога или чья-либо собственность? В отдельных случаях решением проблемы станет закладка участка стационарной трубы с быстросъемными соединениями, горизонтальный прокол под магистралью. Если речь идет об автодороге нефедерального назначения, трудностей с согласованием в основном не возникает, так как дорожные управления предпочитают давать разрешения на прокладку трубопровода, нежели постоянно чинить дороги, по которым курсируют тяжелые цистерны с навозом. Избежать пересечения дорог и сократить расстояние перекачки удобрений также можно, создавая вблизи полей вспомогательные навозонакопители (лагуны). Это решение позволит сократить длину шлангов и мощность насосных станций, а также время, требуемое для вноса навоза. Если поля расположены в определенном направлении, для снижения затрат на приобретение системы целесообразно заменить часть магистрального шланга стационарным трубопроводом. Лучше использовать полиэтиленовую трубу диаметром 160–200 мм, заложенную ниже глубины промерзания и оснащенную ревизионными колодцами. Чтобы подключать шланг в нужных местах, на трубопроводе устанавливают гидранты. В период вноса навоза, в ночное время, когда работы не ведутся, рекомендуется оставлять магистральный шланг прямо на земле, организуя рядом мобильные посты охраны.

Предприятия, имеющие животноводческие комплексы до 800 голов КРС и 12 000 свиней, как правило, утилизируют всю полученную органику для удобрения полей, находящихся рядом с фермами. При этом оптимально использование самодвижущихся дождевальных машин. Впрочем, они могут эксплуатироваться и совместно со шланговыми системами, то есть вместо буксируемого шланга к концу магистрального подсоединяется дождевальная машина. Подобное решение позволит применять дождевальную машину для полива даже на большие расстояния.

Важно помнить, что перед применением самодвижущихся дождевальных машин необходимо разделить навоз сепараторами на фракции. Сепараторы удаляют из жидкого навоза практически все твердые составляющие, оставляя в получаемой жидкости только растворенные вещества, которые не засоряют дождевальные машины и легко перекачиваются обычными насосами.

Основным преимуществом при двойном использовании дождевальных машин является то, что периоды полива (лето) и вноса навоза (весна и осень) не пересекаются, а использование простаивающих весной и осенью дождевальных машин для вноса отсепарированной жидкой фракции навоза позволяет существенно снизить затраты. Без сомнения, подобная подкормка кукурузы на начальной стадии ее роста и кормовых трав после покоса благотворно отразится на урожае.

Поделиться: