Выберите ваш город
Или укажите в поле

Сладко ли кондитерам?

25 Сентября 2012
Сладко ли кондитерам?

Основную долю российского кондитерского рынка занимает отечественная продукция, а импортная — не более десятой его части. В 2011 году рынок вырос, в сравнении с предыдущим годом, на 3,4%

 

Рынок кондитерских изделий в 2011 году вырос благодаря сахаристой продукции, в то время как объем мучных изделий даже несколько сократился, говорится в исследовании Intesco Research Group. В 2011 году эта группа кондитерских изделий продемонстрировала спад на 1,1%. В прошлом году на сахаристые кондитерские изделия приходилось около 58% объема российского рынка. Самую большую долю в этом сегменте кондитерских изделий занимали печенье и шоколад, шоколадные изделия, на них приходилось соответственно 19,6% и 16,8% рынка. Десятая часть рынка представлена карамелью и другими кондитерскими изделиями, не содержащими какао.

 

Что любят — не любят

 

Производство карамели по итогам первых двух месяцев 2012 года составило 27,4 тыс. тонн, за год показатель вырос на 6%. Положительная динамика наблюдается по большей части подгрупп. Карамели леденцовой произвели на 10% больше. Производственная планка в отношении карамели с ликерными и медовыми начинками ниже на 25%, помадными и помадно-фруктовыми начинками — на 11%, марципановыми, ореховыми и шоколадными начинками — на 21%. Отрицательная динамика зафиксирована в отношении карамели с шоколадной глазурью — на 1%.

Производство жевательной резинки (покрытой или не покрытой сахаром), по итогам января-февраля 2012 г., упало относительно прошлогоднего показателя на 16% — до 4,8 тыс. тонн. При этом на 4% вырос объем производства шоколада и сахаристых кондитерских изделий — до 204,6 тыс. тонн.

 

Премиум в почете

 

В 2011 году объем рынка сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении вырос на 4%, а в 2012-м прогнозируется его дальнейший рост, сообщает Intesco Research Group. По данным компании, на рынке доминирует отечественный производитель. Доля импорта составляет немногим более 20%. В основном это карамельная и шоколадная продукция.

Важной тенденцией на рынке является рост доли продукции премиум-класса. Дешевые марки постепенно уступают свои позиции. Многие отечественные предприятия предлагают на рынок более качественные и дорогие торговые марки.

Лидерами по продажам кондитерских изделий по итогам 2011 года стали Москва, Московская область, Петербург, Самарская и Свердловская области. Доля Москвы в структуре реализации кондитерских изделий превышает 18%, Московской области — более 6%. Доли Петербурга и Самарской области составляли 4,3% и 3,9%.

 

Вафли и ВТО

 

Сегмент вафель превышает 13% объема российского рынка мучных кондитерских изделий. Объем российского рынка вафель в натуральном выражении в 2011 году, по сравнению с 2010-м, вырос всего на 0,9%. Почти весь объем российского рынка вафель занимает продукция отечественных производителей (более 94%).

Вафли в Россию поставляют производители из Украины, Польши, Германии, Австрии, Сербии, Турции, Франции, Болгарии, Бельгии, Италии и других стран.

Основными экспортерами вафель в Россию являются: Украина — 68% совокупного объема, Польша — 13,8%, Германия — 8%, Австрия — 2,4%. На все остальные страны приходится 7,8% всех импортируемых вафель.

По информации Intesco Research Group, наметившаяся ранее тенденция падения доли импорта в 2011 году сменилась ростом, и зарубежные поставки вафельной продукции увеличились: доля зарубежной продукции на рынке возросла на 0,6%. По оценкам компании, данная тенденция роста доли импорта в соотношении импортной и отечественной продукции в условиях реального членства России в ВТО сохранится до начала 2013 года, несмотря на прогнозируемое увеличение объема отечественного производства вафельной продукции.

 

Дорогие наши сладости

 

На рынке кондитерских изделий продолжается рост цен. Исследование Intesco Research Group «Рынок кондитерских изделий — 2012» показало, что структурно изменяющийся спрос на кондитерские изделия в 2011 году стимулировал очередной рост цен. По сравнению с предыдущим годом рост средней розничной цены составил: на печенье, кексы и рулеты, торты и карамель — по 10%; на пряники — 13%, конфеты, глазированные шоколадом — 9%, шоколад — на 14%, натуральные шоколадные конфеты с добавками — 8%, зефир и пастилу — на 17%.

В 2011 году розничные продажи кондитерских изделий выросли в стоимостном выражении более чем на 18%. Основными регионами сбыта продукции через розничную торговлю стали Центральный и Приволжский федеральные округа. В структуре розничных продаж кондитерских изделий доля Центрального ФО почти 36%, Приволжского — более пятой части, Сибирского — 10,5%, Северо-Западного — почти 10%, Уральского — 7,8%.

В первом полугодии 2011 года печенье, бисквиты и крекеры приобретали почти три четверти россиян, пряники — около 62%, вафли — треть населения, пирожные и галеты — каждый пятый. Мармелад пользовался спросом у половины населения, около 76% россиян потребляли плиточный шоколад.

В 2011 году средняя отпускная цена производителей на мучные кондитерские изделия выросла на 16,2%. В 2012-м розничные цены продолжают медленно увеличиваться.

 

 

Мнения экспертов:

 

 

Людмила Андрицова, зам. генерального директора Кондитерской фабрики Авангард:

 

— Кондитерский рынок в 2012 году возвращается к уровню 2006 года. Нет такого падения, как в 2008-м,но и нет подьема, который наблюдался в 2007 году. Рынок является сформированным и близок к насыщению.

Идет падение спроса на изделия среднего ценового сегмента. Сетевые магазины перестроились под более дешевый формат. Усилилась конкуренция, так как объемы рынка ограничены, что выражается в борьбе за полочное пространство. Новые игроки не появляются как среди производителей, так и дистрибьюторов.

В перспективе нас может ожидать усиление конкуренции между действующими на рынке игроками, дальнейшее падение спроса на продукцию среднего сегмента, увеличение дешевого формата как в продукции,так и в формате ее реализации, например, появление таких сетей, как Фикс-Прайсы (весь товар по 36 рублей). Для товаров премиум класса вероятен новый виток развития, усиление позиций известных брендов.

 

 

Михаил Саксонов, генеральный директор сети кафе «Сладкоежка»

 

 

— Ситуация сегодня практически докризисная, наметился динамичный рост рынка. Низкая инфляция и стабильный рубль фиксируют цены на сырье. Вступление России в ВТО поспособствует появлению на рынке новых сырья и производителей, что благоприятно скажется на ценах — как на сырье, так и на конечную продукцию.

 

Перечислю ожидаемые вызовы в порядке убывания:

 

1. Серьезный дефицит качественной рабочей силы сейчас — в будущем будет увеличиваться.

 

2. Фискальная политика федеральных властей на перспективу 5 лет для малого бизнеса по-прежнему непонятна: это касается налогов, социальных платежей и т. п.

 

3. В Петербурге наблюдается серьезный рост ставок аренды (острая нехватка площадей), превысивший докризисный уровень.

 

4. Ожидаемый серьезный рост стоимости услуг естественных монополий.

 

 

Кирилл Назаретский, генеральный директор компании «Гуэль-Хауз»

 

 

— Уже в феврале 2009 г. ситуация на рынке стала резко ухудшаться. С 10% до 20–25% выросла сезонная разница объемов производства. Падение рынка я оцениваю в минус 25–30% относительно 2008 года, затем ситуация стабилизировалась, но стагнация не принесла стабильности, так как арендные ставки, налоги и многие другие статьи расходов не уменьшились, стоимость сырья резко возросла, а представители сегмента HoReCa и розницы стали всеми способами пытаться понизить входные цены, чтобы не потерять в продажах из-за падающей покупательной способности населения. Соответственно, производители оказались зажаты, с одной стороны, нарастающей конкурентной ценовой борьбой за клиентов, количество которых таяло на глазах, с другой — ростом цен на сырьё и, как следствие, падением объемов производства и недостатком оборотных средств. В 2010-м и 2011 году рынок держался примерно на одном уровне, в 2012-м также не показывает никакого роста объемов производства. В наилучшем положении оказываются производители, имеющие помещения в собственности. Это основополагающий фактор не только выживания нашего рынка в кризис, но и в целом всей экономики. Считаю, что кондитерский рынок сегмента премиум и среднего сегмента постепенно будет вымываться, беднеть, а образовавшиеся пустоты будут заполняться новыми видами продукции, с другой, более примитивной экономикой производства, относящимися к суррогатам. Не значит, что это нельзя будет есть, такие продукты просто должны стать новым направлением кондитерского рынка.

 

Объем производства сушеных и консервированных фруктов по полному кругу организаций РФ в январе-феврале 2012г. т. (тыс. усл. банок)

 

 

Январь 2012

Февраль 2012

Январь-февраль 2012

Прирост января-февраля 2012 к январю-февралю 2010

Прирост января-февраля 2012

к январю-февралю 2011

Фрукты, ягоды и орехи сушеные тонн

43

167

210

-35%

-71%

Фрукты и ягоды (предварительно подвергнутые тепловой обработки) замороженные

77

115

192

9%

В 2,4 раза больше

Источник: all-market.info

 

Поделиться: