Выберите ваш город
Или укажите в поле

Тракторные «навороты»

27 Апреля 2011
Тракторные «навороты»

Новые технологии позволяют производителям модернизировать технику и создавать более мощные тракторы. В современных моделях соединены последние достижения машиностроения и электроники. При этом механическая часть сельхозмашины стоит намного дешевле всех электронных новинок. В чем преимущество высокотехнологичных тракторов и нуждаются ли в них наши аграрии? 

 

Современные технологии предусматривают минимизацию человеческого труда при выполнении сельхозработ, поэтому в хозяйствах требуются тракторы большой мощности, считает Виктор Новиков, генеральный конструктор Головного специализированного конструкторского бюро (ГСКБ) (Чебоксары, производитель промышленных тракторов).

Cовременный рынок предлагает широкий выбор сельскохозяйственных машин и комплексных (комбинированных) агрегатов под любой трактор от 2 т тяги, говорит Александр Медведев, главный инженер Поволжской государственной зональной МИС (Самарская область). При этом мощность самого трактора в каждом конкретном хозяйстве выбирают в зависимости от площади обрабатываемых полей, их структуры, возделываемых сельхозкультур, агротехнических сроков выполнения технологических операций, степени квалификации механизаторов, наличия в хозяйстве других отраслей производства и других факторов, перечисляет эксперт.

 

No-till в сочетании с классикой

Техника большой мощности требуется и при работе по сберегающим технологиям, утверждает Михаил Маврин, директор департамента продаж сельскохозяйственной техники компании «Агромашхолдинг» (Москва, специализированная торгово-сервисная компания машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы»). «Для обработки почвы по no-till и mini-till, предполагающим, как правило, немалые размеры полей, необходимы посевные комплексы с шириной захвата 12 м и более, которые агрегатируются с мощными тракторами. Поэтому аграрии, работающие по этой технологии, отдают предпочтение тракторам тяжелых классов от 350 л.с.», – поясняет специалист. Кстати, выбор в пользу мощных тракторов с широкозахватными орудиями происходит и там, где необходимо в кратчайшие сроки выполнить большие объемы сельхозработ, добавляет он.

В агрохозяйстве «Золотухинское агрообъединение» инвестиционной компании «Иволга-Центр» (Курская область, производство зерновых культур и сахарной свеклы) под пахотные земли отведено 17250 га. Для подготовки такого большого объема площадей в оптимальные сроки в хозяйстве на посевных работах используются энергонасыщенные тракторы Challenger и John Deere 9430. Однако одних тракторов, пусть даже мощных, для обработки почвы мало, поэтому здесь применяют также высокопроизводительные посевные комплексы John Deere 730 с шириной захвата 13,8 м производительностью 120-140 га/сут. и культиватор Lemken Smaragd/Gigant с шириной захвата 10,2 м производительностью 150-170 га/сут. Сев осуществляют с помощью посевного комплекса John Deere 730. «Он выполняет за один проход культивацию почвы, посев и прикатывание. Тем самым он заменяет три менее мощных трактора, которые должны работать отдельно на каждой технологической операции», – доволен директор хозяйства Виктор Корольков.

С тем, что для работы по нулевой и минимальной технологии для посевных комплексов требуются тракторы мощностью от 270 л.с. и выше, согласен и Роман Мартынов, специалист по продукту тракторы, фронтальные погрузчики и кормозаготовка компании John Deere. Однако, по его словам, no-till подразумевает также использование опрыскивателей, которым требуются тракторы мощностью всего от 80 л.с.

 

Действительно, в «Золотухинском агрообъединении» на внесении удобрений применяются разбрасыватели минеральных удобрений Amazone 1200, а на внесении гербицидов – опрыскиватели Amazone 3000, которые агрегатируются с тракторами МТЗ-82 (Беларусь) классом тяги 1,4 т (78 л.с., или 57,4 кВт). А для выравнивания и подготовки почвы перед посевом сахарной свеклы используются компакторы Swifter (Чехия) с шириной захвата 5 м, агрегатируемые с Т-150К и Т-150 (Харьков, Украина) классом тяги 3 т (180 л.с., или 132 кВт).

Любая технология «затачивается» под условия земледелия, в том числе под контурность (размеры) полей, говорит Андрей Горгодзе, заместитель генерального директора компании «Агротехмаш» (Санкт-Петербург, производство тракторов и самоходной сельхозтехники). Естественно, в соответствии с этим выбирается и мощность трактора. «Например, если мощный трактор свыше 350 л.с. с широкозахватным орудием (например, сеялкой 18 м) использовать на поле небольшой площади (с длиной гона до 1 тыс. м), он будет оставлять слишком большую разворотную полосу, терять время на частые развороты и расходовать лишнее топливо. При этом много земли выйдет из оборота», – объясняет специалист.

Маврин настаивает, что решение, по какой схеме обрабатывать почву и трактор какой мощности применять, аграрий принимает прежде всего исходя из потенциальной урожайности, которую возможно получить в конкретной климатической зоне. При этом наиболее рентабельной (при условии хороших агроклиматических условий) он считает классическую технологию (вспашку). «Но при этом нужно помнить об энергетической нагрузке на 1 м ширины захвата комплексного или комбинированного агрегата, – замечает он. – Например, для 4-6-метровой ширины захвата может понадобиться трактор мощностью до 220 л.с.».

Однако Новиков считает, что мощность не главный показатель при выборе трактора. По словам специалиста, не менее важным является его вес. «Есть классификация тракторов по тяговым классам, в зависимости от которых довольно жестко регламентируется масса и мощность машины», – говорит он.

Владимир Чернышов, специалист по продукту корпорации AGCO (производитель, поставщик сельхозтехники), подразделяет тракторы, используемые в сельском хозяйстве, на садово-огородные 5-30 л.с. (класс тяги – 0,2), специальные и универсально-пропашные от 40 до 200-240 л.с. (класс тяги – 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3) и общего назначения от 150 до 600 л.с. (класс тяги – 3, 4, 5, 6, 8).

Медведев обращает внимание, что в России и за рубежом подходы к классификации тракторов отличаются. Если в нашей стране они делятся на классы по тяговому усилию на крюке в тоннах (0,6, 0,9, 1,4, 2, 3, 4, 5, 6-8 т), то в Европе – по мощности двигателя, при этом под одной маркой могут выпускаться тракторы, имеющие до восьми вариантов мощности двигателя, утверждает он. «Это делается для удовлетворения любых запросов потребителей. Например, Claas Axion 800 (Германия) имеет пять моделей – 120, 135, 144, 151, 165 кВт, Fendt 900 Vario AGCO (США) –140, 154, 176, 199, 220, 243 кВт, хотя при этом Fendt 800 Vario комплектуется только двумя двигателями 125 и 140 кВт», – поясняет эксперт.

С Медведевым соглашается Мартынов. По мнению специалиста, тракторы в России действительно разделяют по тяговому классу, западные же производители такой классификации не используют. По словам Мартынова, колесные тракторы условно можно разделить на три категории: общего назначения до 115 л.с., универсально-пропашные до 320 л.с. и с шарнирно-сочлененной рамой (полноприводные) максимальной мощностью до 600 л.с. Гусеничные тракторы классифицируются отдельно.

 

Мощность завозимая и необходимая

Сегодня тракторы мощностью от 150 до 600 л.с. выпускают как зарубежные, так и российские производители самоходной техники, а от 300 до 600 л.с. – только зарубежные, рассказывает Чернышов из AGCO. Основной спрос идет на тракторы в сегменте от 300 до 370 л.с. классической компоновки, а также колесные с шарнирно-сочлененной рамой от 430 до 570 л.с. и гусеничные зарубежного производства, утверждает специалист. По его словам, именно зарубежные тракторы, агрегатируемые с современными посевными комплексами, позволяют добиться максимальной производительности и экономии топлива в расчете на 1 га.

Действительно, в последние годы все ведущие западные тракторостроительные компании вышли на российский рынок, соглашается Медведев из Поволжской МИС. Это и концерны AGCO (Massey Ferguson, Fendt, Challenger, Valtra), CNH (New Holland, Case IH, Steyr), ARGO (Landini, McCormick), Claas (Claas, Reault), John Deere, JCB, Same Deutz-Fahr, перечисляет эксперт. В модельном ряде любой из этих компаний представлены тракторы мощностью от 43 кВт до 200 кВт, говорит он. На разработке же тракторов больших мощностей специализируются John Deere (9620, 368-393 кВт), New Holland (Т 9030, 399 кВт), AGCO (Fendt TRISIX Vario, 400 кВт), CNH (Case IH Steiger, 400 кВт). Не уступает им и Минский тракторный завод, который тоже производит машины большой мощности (МТ800 и МТ900, до 425 кВт), добавляет Медведев.

Российские заводы выпускают тракторы, предназначенные для работы по всем современным технологиям возделывания почвы, не уступающие зарубежным аналогам, не сомневается Горгодзе. ПТЗ производит колесные тракторы серии Кировец от 250 до 400 кВт, «Агротехмаш» – колесные тракторы серии Террион от 140 до 410 кВт и гусеничные тракторы КТЗ (ВгТЗ и ЧеТра) серии Агромаш ТГ, а Чебоксарский тракторный завод (входит в КТЗ) в рамках государственного заказа разработал Агромаш 315 ТГ мощностью 315 л.с., приводит примеры специалист.

Медведев среди удачных российских разработок упоминает К-744Р1-Р3 (до 265 кВт) Петербургского тракторного завода, АТМ-3180, -4200, -5280 (до 205 кВт) «Агротехмаша», отверточное производство, осуществляемое компанией «САРЭКС» МТЗ-82 -1221 и -3022 (по лицензии производят продукцию Минского тракторного завода), белгородскую сборку ХТЗ, ВТЗ, ВгТЗ (ВТ-150, -90), УВЗ (РТ-М-160) и ростовскую сборку Buhler.

По словам Мартынова, российские производители тоже выпускают тракторы требуемой мощности, однако зачастую ресурсов этих машин оказывается недостаточно. «Современные посевные комплексы предъявляют повышенные требования к гидравлической системе трактора. А в этой части у российских тракторов может быть проблема, так как их гидравлическая система не всегда обеспечивает должной производительности и надежности», – сетует специалист.

С тем, что у зарубежных тракторов большой мощности нет аналогов среди российских, соглашается и Геннадий Рязанов, директор агрофирмы «КРиММ» (Тюменская область, площадь – 30 тыс. га). Сегодня на полях хозяйства работают 120 тракторов мощностью от 80 л.с. до 450 л.с. компаний-производителей МТЗ (Беларусь), John Deere (США), Landini (Италия), Case (США), ХТЗ (Украина). Из них 50 тракторов МТЗ 80-150 л.с. (по словам директора, техника этого завода используется для работы с пропашными культурами, удобна в эксплуатации, обслуживании и гармонично сочетает в себе соотношение цена-качество) и 30 тракторов ХТЗ 165 л.с., которые агрегатируются с почвообрабатывающим оборудованием и используются во время уборочных работ для перевозки грузов. А вот пять агрегатов Landini в хозяйстве приобрели по необходимости из-за отсутствия в линейке МТЗ трактора нужной мощности 165 л.с. (раньше МТЗ тракторы такой мощности не выпускали), говорит аграрий. Тракторы Case здесь используются для почвообрабатывающих работ, а John Deere агрегатируется с сеялками. Однако импортной техникой директор недоволен из-за отсутствия должного сервисного обслуживания и запасных частей. «Я бы не покупал импортную технику (даже при наличии отличного сервисного обслуживания), если бы существовали аналогичные российские или белорусские тракторы большой мощности», – не сомневается Рязанов.

 

В агрофирме «Аграфеновская» (Ростовская область, 1289 га пахотных земель, выращивание зерновых культур, семеноводство) работой импортного трактора Lamborghini R6.180 PL (Same Deutz-Fahr, Италия) мощностью 185 л.с. довольны. «Этот агрегат заменил тракторы российского производства ДТ-75 и Т-150 и позволил нам сэкономить за год около 30 тыс. л дизтоплива», – радуется глава хозяйства Владимир Меркулов. По его словам, машина выполняет основной объем работ по подготовке почвы к посеву и уходу за парами. Ее использование позволило хозяйству значительно сократить время на подготовку почвы к посевным работам и улучшить качество сева, обеспечило комфортные условия для механизаторов и, что немаловажно, хорошее сервисное обслуживание. Помимо Lamborghini на балансе фермерского хозяйства находятся два трактора ДТ-75 мощностью 90 л.с., которые в настоящее время не используются, три трактора Т-150 мощностью 165 л.с., из которых эксплуатируется только один, два неиспользуемых трактора ЮМЗ-6 мощностью 60 л.с. и два работающих трактора МТЗ 82.1 мощностью 81 л.с.

Все основные виды работ по подготовке земли к посеву, уход за парами и глубокорыхление выполняет Lamborghini, который используется в хозяйстве практически круглый год по 20 часов в сутки, а также Т-150К и Беларусь 82,1 (в хозяйстве они эксплуатируются с апреля по август). Эти машины применяются на всех работах, связанных с выращиванием и уходом за пропашными культурами, а также выполняют роль вспомогательной техники, рассказывает Меркулов. «Наша агрофирма была создана в 1997 году, когда не было ни должного финансирования, ни выбора, – вспоминает руководитель. – Поэтому мы приобретали недорогую и не всегда новую технику, как и многие фермеры в тот период. И только позже начали избирательно покупать сельхозмашины. В 2005 году прибрели два трактора МТЗ 82,1. Трактор Lamborghini купили в конце 2007 года».

Напротив, в группе компаний «Артемида» (Республика Башкортостан, выращивание зерновых, сахарной свеклы, посевная площадь – 15 тыс. га) от использования трактора ДТ 75 не отказались. Он до сих пор эксплуатируется на животноводческом комплексе. В хозяйстве успешно применяют как импортную, так и отечественную технику. Владислав Осипов, главный агроном группы компаний, рассказывает, что тракторы МТЗ 82 (80 л.с.) и МТЗ 1221 (120 л.с.) используются на общехозяйственных работах, в частности на посеве технических культур (сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза), а также на работах по уходу за данными культурами: Т-150 – на вспашке и сплошной культивации паров, Ferguson (160 л.с) и Кировец К3180) – на вспашке и посевных работах. Но основная задача по обработке почвы и уходу за чистыми парами в хозяйстве лежит на New Holland ТG 285 (280 л.с.).

 

Тракторостроительные тенденции

В последние годы в тракторостроении отмечаются такие тенденции, как увеличение модельного ряда выпускаемых тракторов, рост их мощности, совершенствование двигателей, топливной аппаратуры, систем фильтрации и впуска воздуха, учет в конструкции требований экологии, совершенствование обычных и внедрение бесступенчатых трансмиссий, а также совершенствование гидрооборудования: повышение давления и увеличение числа операций, выполняемых гидромеханизмами; расширение применения электроники, автоматизации операций и процессов; увеличение использования подрессоренных мостов и их совершенствование; расширение употребления полимеров и новых материалов; создание комфортных и безопасных условий труда, рассказывает Медведев из МИС.

При этом для большей универсальности трактора основное внимание уделяется классической компоновке, габаритам, раздельному торможению и углу поворота передних колес свыше 50 градусов, уточняет Горгодзе из «Агротехмаша». С Горгодзе соглашается и Медведев. В настоящее время ведутся разработки по модернизации передних ведущих мостов: на современных тракторах угол поворота колес составляет до 55 градусов, говорит эксперт. Также большинство фирм внедряют подрессоренную гидропневматическую подвеску ПВМ и кабины, тем самым уменьшая вибрацию сиденья оператора, добавляет он.

Горгодзе также является сторонником широкого применения тракторов классической компоновки. Однако специалист считает, что интегральная компоновка трактора большой мощности с поворотной кабиной неприемлема для наиболее распространенных из ныне существующих агротехнологий. «Тем не менее трактор Claas Xerion с поворотной кабиной, управляемыми передним и задним мостами и интегральной компоновкой имеет радиус разворота 12 м, тогда как тракторы с шарнирно-сочлененной компоновкой такой же мощности, как правило, имеют радиус разворота до 7 м. Но они слишком широки для перемещения по дорогам общего пользования, да и в поле тоже широковаты», – утверждает специалист.

Для обеспечения маневренности гусеничных тракторов все современные конструкции имеют дифференциальные механизмы поворота, обеспечивающие плавный поворот без разрыва потока мощности на отстающем борту, добавляет Новиков из ГСКБ. По словам специалиста, это конструктивное решение позволяет увеличить производительность, снизить динамику, повысить топливную экономичность, а также уменьшить повреждение почвы при повороте трактора.

Помимо этого, все ведущие фирмы работают над созданием многофункциональных бортовых компьютеров, способных выполнять большое число функций отдельных систем узкого назначения, продолжает Медведев. Эксперт поясняет, что наряду с общепринятыми замерами числа оборотов двигателя, скорости движения и т.д. современные «мозги» могут регулировать буксование колес, управлять гидроклапанами и потоками масла гидросистемы, обеспечивать наиболее экономичный режим работы агрегата. А в управлении используются сенсорные панели, информация отображается на мониторах.

Кроме того, современные колесные тракторы имеют диапазон скоростей движения от 0,5 до 60 км/ч (модели JCB Fastrac 7000 – до 70 км/ч) и от 16 до 36 передач переднего хода в стандартной комплектации, продолжает Медведев. При этом диапазон рабочих скоростей увеличился до 15 км/ч. Интервал между передачами составляет около 1,2 км/ч. «Все фирмы предлагают на рынке сложные автоматические коробки с переключением без разрыва потока мощности, реверсивные, имеющие элементы автоматизации выбора передач в зависимости от частоты вращения двигателя и внешней нагрузки. КП могут программироваться оператором в соответствии с циклом выполняемых работ. Некоторые модели КП дают возможность выбора экономичного режима работы при частичной загрузке трактора», – объясняет эксперт.

Однако Маврин из «Агромашхолдинга» напоминает, что максимальная конструктивно возможная скорость большинства тракторов ограничена уровнем 40 км/ч положениями директив ЕС и ГОСТов (классы (С) 1-4), а для тракторов с максимально возможной конструктивной скоростью до 50 км/ч (класс Т (С) 5) предусмотрены более жесткие требования сертификации. По словам специалиста, максимальная скорость влияет исключительно на эффективность работы трактора в качестве тягача, ведь верхний предел скоростей выполнения агротехнических работ – 16 км/ч, а основной диапазон – 7-15 км/ч.

Того же мнения придерживается и Горгодзе. По его словам, способность развивать большую (свыше 40 км/ч) скорость – неоправданная и дорогая опция для трактора, тем более что скорость транспортировки зачастую ограничена множеством технических и правовых требований – конструктивная скорость буксировки прицепа, транспортировки орудия и другие ограничения для сельхозтехники на дорогах общего пользования.

С Горгодзе соглашается Новиков. «Такая высокая скорость нужна только для транспортных работ на дорогах общего назначения», – говорит специалист. Максимальная же скорость колесных тракторов должна быть на уровне 50 км/ч, для гусеничных достаточно 32 км/ч», – считает он.

Действительно, тракторы сегодня, как правило, имеют максимальную скорость 40 км/ч, констатирует Мартынов. «Конечно, некоторые модели могут развивать скорость 50 или даже 60 км/ч, но для этого требуются специальные шины», – обращает внимание специалист. По его словам, тракторы с максимальной скоростью 50 км/ч и выше популярны в Германии, где они широко используются не как полевые тягачи, а на транспортных работах. В России же скорость более 40 км/ч обычно не требуется. «Во-первых, большую часть времени трактор проводит в поле, где рабочая скорость не превышает 10-15 км/ч; во-вторых, двигаться на тракторе с полностью загруженным прицепом по российским дорогам со скоростью больше 40 км/ч зачастую просто небезопасно», – предупреждает Мартынов. Кстати, самый мощный трактор, производимый в настоящий момент компанией John Deere (модель 9630 номинальной мощностью 543 л.с.), имеет максимальную скорость всего 40 км/ч, замечает Маврин.

Пока эксперты и специалисты дискутируют о новых тенденциях в тракторостроении, аграрии оценивают технику на практике. Так, по мнению Королькова из «Золотухинского агрообъединения», отличительные особенности тракторов последних серий импортного производства типа John Deere – высокая надежность, низкий удельный расход топлива, комфортные условия для работы в кабине для механизатора, наличие кондиционера, шумоизоляция, хороший обзор поля и агрегата.

«Новые зарубежные тракторы дают возможность российскому механизатору работать так же комфортно, как работают их западные коллеги. Возможно, импортная техника подтолкнет российских производителей к созданию таких же хороших условий для механизатора, но по более доступной цене», – надеется Осипов из «Артемиды».

Поделиться: