В строительстве на инновации спроса нет

В строительстве на инновации спроса нет

30 Апреля 2014
В строительстве на инновации спроса нет

В рамках Форума инвестиционных технологий InfoSpace, который прошел в Москве 26 марта, состоялось заседание секции «Инновации в строительстве и модернизация системы ЖКХ. Методы. Технологии. Материалы». На нем обсудили вопросы, связанные с техническим и технологическим перевооружением строительного комплекса, внедрением инновационных технологий и материалов в строительстве, законодательством в отрасли и многое другое. Вела заседание председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. Как передает rcmm.ru, вот о чем говорили некоторые участники заседания.

 

Не строить бизнес вслепую

 

Председатель правления Российского общества инженеров строительства (РОИС) Олег Лобов (фото слева) отметил, что одна из значимых тенденций сегодняшнего развития — замена все новыми и новыми материалами не только привычных, уже ставших традиционными, но и относительно недавно появившихся на строительном рынке материалов и конструкций.

— Когда в СССР была плановая экономика, можно было составлять программы развития производства, — сказал Олег Иванович. — Сейчас очень сложно ориентироваться, особенно малому и среднему бизнесу. К тому же у таких фирм нет достаточно средств, чтобы самостоятельно провести маркетинг.

Поэтому я обращусь к опыту Германии и Японии, которые работают в рыночных отношениях, но в то же время имеют структуры, которые разрабатывают программы производства не только строительных материалов, а самой разной продукции.

Мне пришлось в свое время побывать в Министерстве экономики Японии. В нем тогда состояло 13 тысяч чиновников. Я задал вопрос: что они в таком большом составе разрабатывают? Оказалось, балансы производства различных изделий, материалов, машин и т.д. Кому же нужны, эти балансы? Оказалось, всем предпринимателям! На мой вопрос — а может предприниматель не послушать ваших рекомендаций?, — мне ответили: « Да, вполне может, он волен принимать решения. Но что с ним тогда произойдет? Он попросту разорится». Потому что только государственный орган обладает максимально достоверной информацией о том, целесообразно строить то или иное предприятие, или нет.

Нечто подобное есть и на Тайване, там существует научно-технический совет, и ни одно крупное предприятие по производству тех или иных технических изделий без решения этого совета не строится.

Мне бы хотелось, чтобы в резолюции нашего собрания было записано предложение о том, что и нам нужно иметь тот или иной орган, департамент или что-то в этом роде, который бы составлял балансы с учетом политической обстановки, географического положения данного предполагаемого предприятия и потребности в его продукции. И выдавал рекомендации всем предпринимателям. Ведущая заседание Галина Хованская горячо поддержала это предложение.

 

«Вечные» дороги вместо вечных ремонтов

 

Изобретатель Александр Мартынов рассказал о том, что под эгидой РОИС разработаны новые технологии изготовления дорог. При этом отталкивались от самых лучших дорог, какие есть на сегодняшний день в мире — в смысле долговечности, надежности.

Аналогом ближайшим стали дороги в США, Там их делают из предварительно напряженных плит. Они как бусы нанизываются на канаты и обтягиваются во время строительства дороги. И она служит без ремонта 35—40 лет. А у нас если по нормам ремонт асфальтовых дорог должен быть через 3 года, то фактически их приходится ремонтировать через полгода.

Такая дорога по всем параметрам превосходит асфальтовое покрытие

— Мы получили патент на эту дорогу, — сообщил Александр Александрович. — Теперь нужно изыскивать средства на освоение новой технологии.

Любопытно, что отечественная технология, хоть и отталкивалась от американской, существенно отличается от нее, причем в лучшую сторону, потому что у нас отсутствует ряд промежуточных операций, которые есть у американцев. Сделано это за счет того, что плиты на заводе делают преднапряженными сразу в двух направлениях. Потом их «сжимают» через тонкую эластичную прокладку и получается такая же дорога, как в Америке, только операций меньше — всего три. Получается быстрее и дешевле при огромной долговечности самой дороги и экологичности ее строительства.

С учетом долговечности стоимость такой дороги в два раза ниже, чем асфальтовой! Более того, покрытие сборно-разборное, позволяет производить при необходимости быструю замену плит. А вообще такую дорогу, по словам Александра Мартынова, можно собирать и разбирать до 50 раз!

— Другой вопрос, что инновации сегодня не востребованы в России! — отметил изобретатель. — Наши инвесторы идут по пути снижения качества, квалификации рабочих, а этот путь — регрессивный и, если продолжать по нему идти, приведет к заметному снижению качества по всем направлениям. Выход один: нужно выбирать лучшие изобретения, государство должно их покупать и защищать за рубежом. А то дороги по нашей технологии начнут строить в той же Америке, а мы останемся с тем, что имеем.

Мышам — по вкусу. Людям — нет

О том, что инновации могут быть не только технического или технологического характера, но и организационного, заметил на заседании секциивице-президент Национального агентства по малоэтажному и коттеджному строительству Валерий Казейкин.

Он считает, что малоэтажное домостроение — это та отрасль, в которой без инновационных решений обойтись нельзя. В качестве примера он привел проект программы «Дом с участком». Дело в том, что когда строятся малоэтажные поселки, то в отличие от многоэтажных домов, и земля, и сети, и проект должны продаваться в одном пакете. Проект «Дом с участком» как раз и предусматривает такой вариант. Будущий застройщик приходит выбирать участок и проект дома. В результате он получает на руки два документа: один на землю, второй — проект дома. И уже тогда он может получить ипотечный кредит. Это и есть «не технологическая инновация», считает Валерий Казейкин.

Однако и без технологических инноваций в малоэтажном строительстве не обходится. Но вот проблема: большинство из них сегодня не находят спроса у населения. Почему?

Валерий Семенович привел в качестве примера инновационные блоки из пенопласта. Хорошие, энергоэффективные, но… их с удовольствием грызут мыши. Вот люди их и не берут.

Другая новинка — блоки «Керакам» — кирпичные, крупноформатные и тоже очень инновационные. Заводы по их производству стоят по 200-300 млн долларов. Но попробуйте в такой блок забить гвоздь или дюбель! Он весь потрескается. Потому и от них застройщики отказываются.

А вот еще пример неразумного подхода к внедрению инноваций в «малоэтажке» — панельные и панельно-каркасные дома. У нас в России, как сообщил Валерий Казейкин, возведено в последнее время около 200 заводов по их производству, в том числе заводы-автоматы. И почти все они на грани разорения. Потому что, когда планируют построить завод, экономисты в технико-экономическом обосновании пишут, что завод должен выпускать 1000 домов в год и тогда он окупается через три года. Но продают эти заводы в год 50, максимум 100 домов. И все накладные расходы, кредитные ресурсы, зарплата, все остальное — ложатся на эти 50-100 домов. Понятно, во сколько раз увеличивается цена каждого и во сколько раз благодаря в том числе и этому снижается спрос. И становится понятной банальная истина: сначала нужно было провести маркетинг и определить, кто такие дома будет покупать и в каком количестве.

Как тут еще раз не согласиться с выступлением Олега Ивановича Лобова: прежде чем что-то строить, нужно посчитать баланс и сделать грамотный прогноз.

Будем надеяться, что жизнь все-таки заставит наше государства пойти по этому весьма разумному пути!

Поделиться: