Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости компании Ветеринарный контроль при перевозке продукции животноводства

Ветеринарный контроль при перевозке продукции животноводства

28 Марта 2016
Ветеринарный контроль при перевозке продукции животноводства

Какая продукция животноводства подлежит ветеринарному контролю? Какие именно ветеринарные документы должны сопровождать груз при его перевозке? Могут ли к административной ответственности за перевозку подконтрольной продукции животноводства без соответствующих ветеринарных сопроводительных документов привлечь перевозчика или экспедитора? Подробнее об этом рассказывает отрасли-права.рф.

 

Перевозка сельскохозяйственных животных и продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением их перевозки для личного пользования, является административно наказуемым деянием, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ. Гражданам грозит штраф в размере от 3000 до 5000 руб., должностным лицам и индивидуальным предпринимателям - от 30 000 до 40 000 руб., юридическим лицам - от 300 000 до 500 000 руб.

В примечании к указанной статье сказано, что под продуктами животноводства следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317.

Таким образом, казалось бы, уже из КоАП РФ становится понятно, перевозка каких именно товаров должна сопровождаться ветеринарными документами (ответ - товаров, перечисленных в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)). Однако не все так просто.

 

Какая продукция подлежит ветеринарному контролю?

В п. 1 ст. 2.3 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" сказано, что перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными документами, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза. При этом следует особое внимание заострить на том, что ст. 2.3 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 243-ФЗ, который вступил в силу с 13.07.2015.

В свою очередь, в Правилах организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 17.07.2014 N 281, действующих с 01.09.2015, уточнено: ветеринарные сопроводительные документы оформляются на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Но в п. 2.1 указанного Приказа содержится оговорка: оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную продукцию, включенную в обозначенный Перечень и одновременно приведенную в Приложении 3 к Приказу, должно производиться с 01.01.2018.

Следующий важный момент: до 01.01.2018 оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу Федерального закона N 243-ФЗ такие документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров (п. 3 ст. 4 данного Закона). Пока не начал действовать Приказ Минсельхоза России N 281, список подконтрольных товаров был приведен в Приложении 19 к Правилам организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422.

Представленные положения означают, что до 01.01.2018 ветеринарному контролю подлежат только те товары, указанные в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), которые также числятся в Приложении 19 к старым Правилам. Причем, если какие-то из этих товаров попали в Приложение 3 к Приказу Минсельхоза России N 281, ветеринарные сопроводительные документы в отношении них в обязательном порядке нужно будет оформлять только с 01.01.2018.

 

Какие ветеринарные сопроводительные документы нужны при перевозке?

Ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое состояние места его выхода, а также позволят идентифицировать подконтрольный товар. К ветеринарным сопроводительным документам относятся ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства и ветеринарные справки.

Одно из оснований для оформления ветеринарных сопроводительных документов - перемещение (перевозка) подконтрольного товара. В этом случае документы действуют с момента оформления и до окончания перемещения (перевозки) товаров. Если в качестве перевозимого груза выступают животные, ветеринарные сопроводительные документы действуют в течение пяти дней с момента оформления и до окончания перевозки.

Обратим внимание на еще один важный момент. К отсутствию ветеринарных сопроводительных документов приравнивается наличие этих документов, оформленных на бумажном носителе, если они заполнены разными чернилами, почерками, имеют исправления, неясный оттиск печати, не имеют печати, подписи, полного наименования должности, фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сертификат, всех требуемых сведений, включая дату выдачи. Это связано с тем, что при таких обстоятельствах ветеринарные сопроводительные документы считаются недействительными. То же самое касается их копий.

 

Кто отвечает за перевозку без ветеринарных сопроводительных документов?

 

Перевозчик?

Перевозчик, если он не является собственником подконтрольной продукции либо экспедитором, как правило, не выступает в качестве субъекта административной ответственности по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ.

А вот шофера к административной ответственности привлечь могут. Шофер автомашины, перевозящий животных и продукты животноводства, не имеет права выезжать в рейс без ветеринарного свидетельства. За нарушение этого требования он несет ответственность наравне с отправителем груза.

 

Экспедитор?

В отличие от перевозчика, у экспедитора ситуация складывается по-другому. Отношения, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности, регулируются Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. На основании п. 8 указанных Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору, которое должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона N 87-ФЗ экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. Причем экспедитор вправе проверить достоверность представленных клиентом документов и информации. А в случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Поделиться: