ВТО и российский рынок мяса. Современное состояние и перспективы

ВТО и российский рынок мяса. Современное состояние и перспективы

13 Апреля 2012
ВТО и российский рынок мяса. Современное состояние и перспективы

Дмитрий Поздняков, исполнительный директор Северо-Западной Мясной Ассоциации 

В декабре прошлого года был, наконец, подписан протокол о вступлении России в ВТО. После этого должен пройти период в 220 дней, и мы станем членом данной организации, что называется, фактически. В этой связи большинство участников рынка волнует ряд вопросов: как вступление в ВТО повлияет на отечественный мясной сектор, подорожает ли мясо для потребителей, что станет с отечественным сельским хозяйством и кто окажется в выигрыше?

 

Посмотрим на современное положение отечественного мясного рынка. По итогам 10 месяцев прошлого года, общий объем промышленного производства основных видов мяса (свинины, говядины, мяса птицы, баранины) составил 3 млн 700 тыс. тонн в пересчете на убойный вес, что на 9% превышает показатель 2010 года. Из всего произведенного мяса более 60% приходится на мясо домашней птицы, чуть менее 28% на свинину и около 11% на говядину. Производство баранины составляет менее 0,3% от общего объема.

Несмотря на динамичный и устойчивый рост производства мяса птицы и свинины в последние годы, Россия остается одним из крупнейших мировых покупателей этого сырья. По оценкам нашей ассоциации суммарный объем импорта свинины, свиных субпродуктов и свиного шпика, товарных свиней в перерасчете на убойный вес за 10 месяцев 2011 года составил около 955 тыс. тонн. Это немного больше чем в 2010 году.

К сожалению, продолжается снижение поголовья скота и промышленного производства говядины. В 2011 году наметился наиболее резкий его спад. Только в январе-октябре оно сократилось почти на 10% по отношению к предыдущему периоду. Суммарный объем импорта говядины и говяжьих субпродуктов за 10 месяцев составил около 610 тыс. тонн. Это также немного больше, чем за аналогичный период 2010 года.

Самое стабильное положение у производителей мяса птицы. Например, в октябре прошлого года объем его производства во всех сельхозорганизациях России составил 248 тыс. тонн. Это является рекордным месячным показателем за всю историю птицеводства России.

Всего за январь-октябрь 2011 года в стране было произведено чуть более 2 млн 300 тыс. тонн мяса птицы в убойном весе, что на 12% больше, чем в 2010-м.

Импорт мяса птицы в Россию стабильно сокращается. В минувшем году он составил 330 тыс. тонн, сократившись на 9%.

Если не принимать во внимание ситуацию с говядиной, то положение дел в российском мясном секторе можно считать весьма неплохим. Безусловно, те меры поддержки, которые наше правительство предоставило отечественным сельхозтоваропроизводителям, сыграли свою позитивную роль в динамичном развитии отрасли. Квотирование импорта мяса и государственная программа развития сельского хозяйства стали своего рода «спусковым крючком» для массивных инвестиций в отечественный агропром.

Но время не стоит на месте, и мы вступаем в ВТО. Пожалуй, одним из самых важных положительных аспектов является то, что Россия сохранит на ближайшие годы возможность применение режима тарифного квотирования в отношении мяса. Размер квоты на свинину составит 400 тыс. тонн. По отношению к 2011 году он сократится на 70 тыс. тонн, или на 14%, и при этом не будет облагаться пошлинами. Пошлина на внеквотный ввоз снизится с текущих 75% до 65%. Такое снижение пошлин, безусловно, повысит конкурентоспособность импортной свинины на российском рынке. По оценкам специалистов Ассоциации, стоимость свинины на рынке может немного снизиться: от 3 до 10%.

 

Более кардинально изменится ситуация с импортом живых свиней. В соответствии с подписанными документами, начиная с 2012 года пошлины на импорт живых свиней сократятся с текущих 40% до 5%. Напомню, что пятипроцентная пошлина на так называемый «живок» уже действовала в России до 2009 года включительно. В период с 2007 по 2009 годы импорт этих животных рос чрезвычайно активно и по итогам 2009 года он достиг пиковых отметок – 112 тыс. тонн. Возвращение к 5%-й пошлине и отсутствие квот может вызвать скачкообразный рост импорта. И этот вопрос сейчас очень волнует наших свиноводов. Хотя стоит отметить, что за последние 2-3 года в отечественном свиноводстве произошли весьма серьезные положительные сдвиги. Сектор стал более конкурентоспособным, существенно выросло производство. Можно предположить, что объемы поставок импортного «живка» если и превысят пиковые значения 2009 года, то незначительно, да и его доля в общероссийском убое свиней может составить от 3 до 4%.

Объем квоты на импорт мороженой говядины, по условиям нашего членства, составит 530 тыс. тонн, на импорт охлажденного мяса – 40 тыс. тонн. При этом размер пошлины при внутриквотном ввозе составит 15%, т. е. останется на сегодняшнем уровне, при внеквотном составит 55%, т. е. повысится на 5%. Между тем, у наших зарубежных коллег появилась своего рода «лазейка», позволяющая «обойти» пошлины. Речь идет о так называемой «дорогой говядине» стоимостью более 8 долларов за 1 кг. Договор предусматривает, что такой продукт можно будет завозить в страну в неограниченных количествах, т. е. без квот по ставке 15%. Правда, в соответствии с подписанными условиями существует оговорка, что объем поставок не может быть выше 8 тыс. тонн в год, и в случае значительного превышения этого количества Россия имеет право применить «защитную оговорку», т. е. пересмотреть условия. Ситуация с «дорогой» говядиной, безусловно, может «дорого» обойтись отечественным производителям. Пару лет назад под видом такого мяса вне квот к нам завозились десятки и даже сотни тысяч тонн обычных, совсем «не премиальных» отрубов.

В отношении мяса птицы ситуация складывается наиболее благоприятно. Размер квоты на импорт этого мяса утвержден на уровне 364 тыс. тонн. Ставки таможенных пошлин внутри квоты и вне ее сохранены на прежнем уровне – 25 и 80% соответственно. Рынок мяса птицы остается одним из самых защищенных секторов российского животноводства. За последние годы наши птицеводческие предприятия достигли действительно выдающихся результатов и смогли удовлетворить спрос со стороны населения на качественный и недорогой продукт. Уже сейчас отечественные птицефабрики, в том числе благодаря усилиям нашей ассоциации, стремятся выйти со своей продукцией на азиатские и европейские рынки. И в этом вопросе членство России в ВТО должно стать реальным подспорьем.

В заключение я хотел бы коснуться еще одной важной темы – обязательств России в отношении обеспечения соответствия системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного законодательства правилам ВТО. В соответствии с соглашением, применяемые у нас санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры должны быть основаны на международных стандартах и подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска. Между тем, Россия сохранит право применять более жесткие требования по сравнению с указанными в международных стандартах. При этом мы сможем активно участвовать в деятельности профильных международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций.

В этой связи существенно возрастает значение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также научных учреждений, занимающихся разработкой и внедрением применяемых в стране нормативов. Как я уже отметил, российские требования более строгие, чем те, которые применяются на Западе. И на это есть серьезные причины. Все хорошо помнят крупную вспышку заражения людей бактерией эшерихия коли в благополучной Германии, окончившуюся десятками смертей и выявлением диоксина в мясной продукции. Еще одно серьезное происшествие – «меламиновый» скандал в Китае (входящем, кстати, в ВТО), после которого сотни детей стали инвалидами. И это только начало целого ряда инцидентов, причиной которых стал либо плохой контроль со стороны ответственных служб, либо либеральность законодательства, отвечающего за здоровье людей и животных.

В Доктрине продовольственной безопасности России прописан плановый уровень продовольственной независимости по мясу и мясопродуктам – не менее 85%. Сейчас этот показатель равен 73%. То есть своего мяса нам по-прежнему не хватает, даже вместе с импортным. Пока мы едим его значительно меньше, чем, например, в США или странах еврозоны. Учитывая тот факт, что россияне еще не достигли медицинской нормы потребления мяса, равной, по данным НИИ питания Российской Академии Медицинских Наук, 75-80 кг в год, нашему государству следует активнее пропагандировать среди населения правильное и сбалансированное питание, тем самым достигая двух целей: улучшения здоровья нации и поддержки отечественного производства.

Поделиться: