Выберите ваш город
Или укажите в поле
14 Ноября 2016
Второе дыхание

Продажи новой строительной техники упали вдвое. Вместо этого вырос спрос на вторичном рынке, развитие которого сегодня сдерживает утилизационный сбор.

По оценкам "Комацу СНГ", рынок новой строительной техники в СЗФО в 2015 году сократился практически в 2 раза по сравнению с 2014 годом и составил около 700 единиц, или порядка 10 млрд рублей. Треть этого объема пришлась на Петербург и Ленинградскую область. По другим данным, в натуральном выражении рынок просел до 70%, но в денежном выражении падение было меньше из–за роста цен на технику вследствие девальвации рубля, сообщает www.dp.ru.

"По нашей оценке, в 2015 году рынок сократился на 60–70% по сравнению с позапрошлым годом. Но надо понимать, что не все производители декларируют продажи. Если смотреть на импорт, то мы наблюдаем снижение порядка 80%. Эти данные также не совсем корректны, так как у крупных производителей, таких как John Deere, есть свои складские мощности, то есть снижение импорта не означает прекращение продаж", — отмечает Валентин Кушнерев, директор по маркетингу John Deere.

 

Положительные сдвиги

В первой половине 2016 года темпы падения рынка строительной техники замедлились. Об этом, в частности, свидетельствует статистика по импорту. По данным ID–Marketing, за 6 месяцев 2016 года импорт по 26 видам строительной техники в Россию сократился на 21,8% в натуральном выражении (до 3349 ед.), при этом в деньгах он вырос на 2% — до $362 млн.

В денежном выражении в плюс вышли большие горные гидравлические экскаваторы (прирост 120%), гусеничные краны грузоподъемностью свыше 60 т (+55%), перегружатели (+74,7%), средние колесные погрузчики (+15,3%), тяжелый гусеничный бульдозер (+8,4%). В сегменте дорожной техники лучшие показатели по асфальтовым тандемным каткам (+78,5%), грунтовым каткам (+63,4%) и пневмоколесным каткам (+94,7%). В минусе оказался импорт башенных кранов (–76,1%), мини–, малых, средних и колесных экскаваторов (–67,9%, –57,9%, –44,5% и –64,8% соответственно), трубоукладчиков (–56,6%).

Положительную динамику демонстрирует колесная строительная техника (самосвалы, автобетоносмесители и др.). По данным Russian Automotive Market Research, в первом полугодии 2016 года продажи такой техники в России выросли на 8,3% по сравнению с первым полугодием 2015 года.

Благодаря эффекту низкой базы в Петербурге рост продаж выглядит впечатляющим — 123,5% (152 ед. против 68 ед. за аналогичный период), в денежном выражении объем рынка составил 742,3 млн рублей (+153,7%). Среди марок от конкурентов продолжает отрываться КамАЗ, чья доля в городе за год выросла с 43 до 62%. Резко увеличил продажи Mercedes–Benz (доля 26%, или 40 ед.). "Такой рост объясняется закупками в мае 2016 года одной компанией. Возможно, в дальнейшем мы не увидим таких впечатляющих темпов роста и объемов продаж", — отмечает Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research.

 

На старых запасах

Снижение курса рубля привело к увеличению стоимости импортной техники. На фоне высоких цен на иностранные марки техника отечественных производителей стала более выгодна. "Безусловно, в такой ситуации важно оценивать не только стоимость машины, но и все эксплуатационные издержки. В этом плане даже с учетом повышенных цен инвестиции в иностранную технику намного выгоднее", — уверяет Валентин Кушнерев.

Полного эффекта роста цен от девальвации в 2015 году еще не было видно из–за больших остатков машин, завезенных по курсу 2014 года.

 

Вторичный спрос

Участники рынка отмечают возросший спрос на подержанную технику. Так, в "Цеппелин Русланд" техника с наработкой в 2015 году достигла 70% в продажах компании. "В этом году рост рынка техники с наработкой прекратился, хотя она и продолжает составлять существенную долю в нашем портфеле продаж", — говорит Павел Лежнев.

"Драконовский мультипликатор базовой ставки утилизационного сбора на б/у строительную технику, ввозимую из–за рубежа, сильно ударил по поставкам из соседней Европы. За первые 3 месяца действия утилизационного сбора (февраль–апрель 2016 года) импорт б/у техники упал в 3 раза. Вкупе с повышением цен на новую технику в России, уменьшением предложения из Европы и общим снижением покупательной способности спрос на б/у технику сейчас очень большой, и наблюдается ее дефицит", — отмечает Василь Ужаев, начальник департамента регионального маркетинга ООО "Комацу СНГ".

По словам Романа Чуканова, менеджера по связям с общественностью ООО "Либхерр–Русланд", его компания прогнозирует усиление рынка б/у техники в сегментах неимпортируемого оборудования, не облагаемого избыточно высокими утилизационными сборами.

 

Разные прогнозы

Из–за сложной экономической ситуации эксперты расходятся в прогнозах развития рынка новой строительной техники. По оценкам "Цеппелин Русланд", его объем в 2016 году сократится на 20–25%. В российском представительстве JCB также ожидают падение рынка третий год подряд. "По нашим оценкам, оно составит около 15% в количественном выражении. Хотя в денежном выражении оно останется близко к уровню прошлого года из–за роста цен на технику в 2016 году", — считает Сергей Харитонов.

"Результаты первого полугодия 2016 года говорят о том, что рынок медленно, но восстанавливается. По последнему прогнозу Комацу, рынок новой строительной техники по Северо–Западу России в 2016 году на 3–6% превысит объем 2015 года", — говорит Василь Ужаев.

Поделиться: