8 Ноября 2017
Лед тронулся

Согласно последнему аналитическому отчёту компании Technavio («Глобальный рынок льдогенераторов на 2017-2021 годы»), ожидается, что в течение прогнозируемого периода мировой рынок льдогенераторов будет расти ежегодно более чем на 8 процентов.

Из истории вопроса

Выпиливать из реки или озера куски льда, укутывать их соломой, чтобы медленнее таяли, люди умели еще в позапрошлом веке. Мало того, в XIX веке в США и Англии продажа льда стала очень доходным бизнесом. Поначалу лед возили в корабельных трюмах на острова Карибского бассейна — предполагалось, что туземцы высоко оценят этот экзотический для них продукт. Но бизнес не пошел, поскольку они не знали, как лед употребить. Тогда поставщики льда попробовали толкать его согражданам. И товар оказался ходовым, поскольку холодильников в то время еще не было.
Основное производство льда в США находилось на озерах Новой Англии, квоты на его добычу имело множество компаний. Тем не менее льда не хватало, и его приходилось завозить. В этом завозе участвовали и российские бизнесмены. Так, в 1851 году договор на поставку 250 тонн льда по цене $75 за тонну был заключен с правителем русских северных колоний Николаем Розенбергом. Затраты на добычу и транспортировку тонны льда составляли около $2,5, таким образом, поставщик получил $18 125 чистой прибыли.
Холодильник, в конце концов почти похоронивший этот бизнес, был изобретен в 1850 году американским врачом Джоном Гори, который таким образом впервые показал, как получить искусственный лед. И в принципе натуральный лед мог быть выдавлен с рынка уже к концу XIX века. Однако это произошло только после того, как американцы поставили на поток производство относительно компактного электрического холодильника. К 50-м годам прошлого века искусственный лед как пищевой продукт окончательно победил естественный.

Кубики, гранулы и чешуйки

Принципиально льдогенераторы не отличаются от холодильников. Специалисты делят это оборудование на две группы: льдогенераторы для получения кускового или формового льда, который используются в общепите и торговых точках, и генераторы для мясного, рыбного и хлебопекарного производства, где применение льда предусмотрено технологией. Стоимость льдогенератора зависит от его производительности.
Принцип действия льдогенераторов, представленных на современном рынке, зависит от их технических характеристик. Принцип работы этих машин один для всех: вода подается в испаритель, где она намерзает на поверхности механизма и в последствии отделяется путем воздействия горячего пара и ножей.
Сейчас потребителям предлагаются установки с разными охладительными системами (водными, воздушными). Существуют модели заливного типа, которые не требуют подключения к канализационной и водопроводной системе. Такую технику приобретают в основном небольшие кафе и бары, характеризующиеся невысокой производительностью. Потребители могут выбрать модели как со встроенным бункером, так и с отдельным. Первый вариант конструкции снабжается водяной охлаждающей системой. Он обычно применяется в небольших помещениях и, как правило, монтируется прямо в барную стойку. Оборудование с выносным накопителем льда отличается большей производительностью. При этом ему требуется больше места для установки.
Крупные торговые сети и рестораны, как правило, имеют собственные льдогенераторы и готовый лед не покупают. В большинстве универсамов чешуйчатый пищевой лед, используемый для выкладки охлажденной рыбы, мяса и морских деликатесов — внутреннего производства.
Кубиковый лед больше подходит для использования в салат-барах, чешуйчатый — для выкладки рыбы и деликатесов, толщина его слоя в витрине должна быть не менее 10 см. Машины для производства льда могут изготавливать кубики льда различных размеров, включая полные кубы, полукубы и обычные кубики. Этот лёд тает очень медленно, что позволяет пользователям значительно сократить потребление льда.
Выбор мощности льдогенераторов во многом зависит от торговой площади магазина. Так, например, магазины малого и среднего формата оборудованы льдогенераторами мощностью от 120 до 300 кг льда в сутки, а в гипермаркетах они производят до 2,5 т.

Оптимистические перспективы

Продажи льдогенераторов на российском рынке идут в основном через дилеров, сами иностранные производители офисы в России, как правило, не открывают. В частности, предлагается оборудование итальянских фирм Eurofrigor, Brema, завода Castel MAC SpA (торговые марки Icematic, Scotsman), испанские машины модельного ряда IQ, французские фирмы Geneglace, немецкие аппараты Maja и Kuechenbach.
В последние годы основные характеристики льдогенераторов улучшились. Это обусловлено измененным подходом изготовителей к производственному процессу. Прежде всего, они ужесточили требования к комплектующим, а это, соответственно, повысило качество основных компонентов, компрессоров и конденсаторов.
Долгое время разработчикам не удавалось в достаточной мере контролировать процесс образования коррозии на рабочих поверхностях техники. Сегодня этот контроль стал земетно эффективнее. Возможность предупреждать проблемы, возникающие из-за низкого качества воды, появилась за счет разработки новых систем фильтрации. Если не так давно к программируемым электронным панелям у потребителя был некоторый дефицит доверия, то теперь это - надежные системы, не раз подтвердившие на практике свою действенность.
Сегодня льдогенераторы обладают способностями адаптироваться к температуре окружающей среды, оповещать о возникающих неполадках, оперативно генерировать нужный объем льда, очищать используемую воду и многое другое.
Функциональные возможности многих современных машин, производящих лед, можно расширять новыми опциями. Для этого потребуется пиробрести дополнительные элементы и оборудовать ими аппарат, то есть «апгрейдить» его. Это позволяет сэкономить средства потребителей, ведь вместо покупки дорогостоящей новой модели можно усовершенствовать уже имеющуюся установку.
Эксперты дают оптимистический прогноз относительно рынка льдогенераторов. Развитие этого рынка во всём мире в основном обусловлено прежде всего растущими потребностями производителей льда в учреждениях здравоохранения и общественного питания. Возрастающий спрос на холодные и смешанные напитки и постоянное расширение предприятий общепита по всему миру увеличивает объёмы продаж новых льдогенераторов.

Поделиться: