Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости проекта Мнение. Электронное будущее российского пищепрома.

Мнение. Электронное будущее российского пищепрома.

21 Июля 2014
Мнение. Электронное будущее российского пищепрома.

Важный и своевременный документ подписал Дмитрий Медведев – Концепцию комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронной форме.

И сразу же появились публикации, в которых утверждённая Концепция приравнивается к проекту электронной ветеринарной сертификации, неудачный старт которой до сих пор обсуждают на разных уровнях – вплоть до совещания у Владимира Путина. Вот уж, как говорится, в огороде бузина, а в Киеве – дядька.

Утверждённый Правительством Российской Федерации план работы по переводу в электронную форму документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов и неудавшийся проект электронной ветеринарной сертификации имеют между собой только одно общее – слово «электронная». С таким же успехом можно объявить равнозначными воздушное судно и больничную «утку», которую по-научному тоже называют судном, передает Fishery.

В чём разница между двумя этими документами? Во-первых, в принципиальном подходе к объекту регулирования. Концепция, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года №1213-р, должна «оцифровать» только ту информацию и только те требования, которые содержатся в уже действующих или планируемых к утверждению регламентах. Поэтому если в п.1 ст.30 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» сказано: что «переработанная пищевая продукция животного происхождения не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе», то никто не требует производить в отношении такой продукции ветеринарно-санитарную экспертизу. Ни в бумажной, ни в электронной форме. А вот новая редакция приказа Минсельхоза №422 требует ровно обратного – обязательной ветсанэкспертизы для переработанной продукции животного происхождения. В соответствие со ст.4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»: «Переработка (обработка) – тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов». Получается, что мороженная обезглавленная горбуша (или любая другая рыба), доставленная в порт, уже является переработанной пищевой продукцией и не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе. В случае реализации правительственной концепции так и будет, но это не устраивает то ведомство, которое сплошняком пропускает через свои разрешительные документы, весь рыбный поток.

Кстати, именно про это ведомство и говорятся в концепции такие слова: «Для возможности реализации скоропортящейся продукции некоторые предприятия вынуждены оплачивать услуги по ускорению оформления документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов». Точнее не скажешь.

Утверждённый правительством документ сейчас попадёт в «плотные слои атмосферы», там, где даже из самой прекрасной идеи могут выжать все соки. Очень важно, что в перечне исполнителей плана мероприятий концепции головным исполнителем определён Роспотребнадзор. Также очень важно, что в самой концепции чётко говорится о том, что она основана на распоряжении Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 года №299-р. Этим распоряжением была определена «дорожная карта» по освобождению Россельхознадзора от несвойственных ему функций. Сведущие люди хорошо знают, какую изжогу до сих пор вызывает это распоряжение на Орликовом переулке. Но распоряжение с контроля не снято, а прямая ссылка на него в Концепции электронного документооборота пищевой продукции показывает, что отвечать за исполнение (или неисполнение?) этого распоряжения придется.

И ещё несколько важных замечаний по поводу Концепции электронного документооборота пищевой продукции. Она будет носить добровольный характер, она будет реализовываться поэтапно в 2015 – 2020 годах и она не будет распространяться на товарно-сопроводительную документацию. Кстати, последнее обстоятельство также в корне отличает утверждённую концепцию от неутверждённого приказа о выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

Мы на развилке. Сейчас появляется реальная возможность на основании двух важных документов – поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 года №Пр-1568 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года №1213-р – подготовить системный правовой акт, в котором будет заложена юридическая платформа для регулирования Минсельхозом правил и процедур ветеринарной сертификации. Или другой вариант – проталкивать очередную (кажется, восьмую по счёту) версию приказа о ветсертификации.

Поделиться: