Нынешний механизм распределения зерна надо убирать.

Нынешний механизм распределения зерна надо убирать.

28 Февраля 2011
Нынешний механизм распределения зерна надо убирать.

Утверждения единого механизма распределения зерна из интервенционного фонда участники рынка - и производители зерна, и его потребители - ждали со второй половины прошлого года.

Решение правительства о реализации продовольственного зерна из госфонда через биржевые торги и распределение фуражного зерна по спискам хорошо уже тем, что наконец задает правила игры до конца сезона, считает исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов-младший.

Желание властей активнее влиять на рынок сельхозсырья понятно: в России растет продовольственная инфляция - в январе она составила весьма впечатляющие 2,6%, или около 30% в годовом измерении. При всем этом в 2011 году надо провести выборы в Госдуму, в следующем, 2012 году - президентские, потому инфляцию надо сдерживать всеми возможными путями, подчеркнул А. Сизов-младший.

Итоги февраля - первого месяца биржевых торгов зерном - демонстрируют сближение цен на интервенционное зерно и рыночное. Если в первые дни торгов основная масса товара фактически уходила по стартовой цене, весьма далекой от рынка, то в последние дни этот разрыв явно сократился. По отдельным регионам стоимость госзерна с учетом дополнительных расходов покупателей, связанных с получением этого товара, оказалась выше рыночной. Это дополнительный фактор, препятствующий обвалу цен.

Однако в перспективе реально снижение цен на зерно, которое, однако, не будет быстрым из-за неторопливого распределения зерна. Дело в том, что физическое перемещение выделенного товара может осложняться многочисленными проблемами: ответственные хранители не заинтересованы в быстрой поставке и могут затягивать отгрузку или повышать цены на свои услуги. Помимо этого возможны споры между покупателями и продавцами по качеству продукции.

Пример с распределением 900 тыс. т зерна, выделенных из госфонда еще в декабре 2010 года для потребителей Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, наглядно демонстрирует, насколько этот процесс может затянуться. Прошло два месяца, а это зерно не просто физически не попало потребителям - еще даже нет окончательно согласованных списков.

На фоне затянувшегося распределения зерна из госфонда правительство не очень много внимания уделяет дальнейшему развитию ситуации в июле-августе 2011 года. К этому времени сложится достаточно интересный момент: если сейчас государство пытается максимально снизить цены на российском рынке, то летом разница между мировыми и российскими ценами на пшеницу будет расти. Сейчас российская пшеница дешевле мировой примерно на 100 долл., а в середине лета этот спред может достигнуть 150 долл. на 1 т. Не исключено, что в такой ситуации рынок моментально «выстрелит» и все зерно моментально уйдет на экспорт. Как государство планирует выходить из этой ситуации, не понятно.

В рамках заявленных мер по реализации зерна потребители фуража будут биться за попадание в региональные списки «льготников» (ой, попадут ли?), а наши фермеры - надеяться на то, что цены не обвалятся. Между тем, ключевого инструмента для снижения рисков как производителей, так и потребителей - реальной ликвидной биржи, как не было, так и нет.

Вся эта непростая ситуация с распределением зерна из интервенционного фонда в очередной раз дала хороший повод задуматься: не пора ли принципиально менять механизм регулирования через интервенции? На наш взгляд, этот слабопредсказуемый и непрозрачный механизм надо убирать, уходя к гарантированным закупкам по минимальным ценам. В таком случае возникает меньше возможностей и соблазнов для «ручного» управления рынком.

Поделиться: