В непростые для сельского хозяйства и сельхозмашиностроения годы, когда каждое решение требует точного расчёта, аграрии и дилеры ищут новые способы поддержки отрасли. Главный редактор медиа «АПК Эксперт. Животноводство. Птицеводство» Елена Дядченко встретилась с Дмитрием Сергеевичем Чупшевым, заместителем генерального директора АО «Мособлагроснаб», чтобы обсудить, как аграрный сектор преодолевает вызовы, адаптируется к современным реалиям и готовится к будущему.
- Расскажите, как, по-вашему, прошел год для наших аграриев, для машиностроителей, и для вашей компании, как для дилера?
- Год выдался непростой и тяжелый, как часто говорят. Однако наш опыт, ведь компания работает с 1956 года, помог справиться с этим периодом. Мы помним времена и похуже, поэтому знаем, как их преодолевать. По выручке год сложился наравне с 2023-м, хотя доходность снизилась из-за роста затрат. Особенно подорожала рабочая сила, и приходилось поддерживать коллектив, чтобы сотрудники не искали новую работу.
План поставок тракторов «Кировец», подписанный с производителями, выполнен на уровне 2023 года. Значительного роста не было, но мы обеспечили достойный уровень. Также заметно возросла доля поставок через Росагролизинг — даже в два раза больше, чем в любой другой год. Это уже сложившаяся тенденция, и сейчас мы считаем Росагролизинг основным драйвером продаж сельхозтехники.
- Какие условия субсидирования приобретения тракторов действуют в Московской области, и как они поддерживают аграриев?
- Практически все наши клиенты получают субсидии через Министерство сельского хозяйства Московской области. Здесь предусмотрено 20% от стоимости трактора, но не более 3,5 миллионов рублей. Программа успешно работает уже более 10 лет, и аграрии о ней хорошо осведомлены.
Новинкой прошлого года стал пилотный проект, согласованный Минсельхозом с Росагролизингом. В рамках этого проекта субсидия выплачивается в виде авансового платежа по лизингу. Участники отбираются на конкурсной основе, где лизинговые компании представляют коммерческие предложения. Максимальная сумма субсидии составляет те же 3,5 миллиона рублей, но есть ограничение по минимальному тяговому классу тракторов. Участвуют только российские производители выше пятого тягового класса.
Основными игроками здесь выступают «Кировец» и «Ростсельмаш». Работа велась совместно, но победителем, как обычно, стал «Кировец». Он традиционно занимает большую долю рынка Подмосковья, ведь аграрии полюбили этот трактор. И в этом есть определенная уверенность в завтрашнем дне.
-Может ли подобная схема субсидирования быть распространена на другие регионы России?
-Думаю, да. В реализации проекта участвовало также казначейство, и потребовалось множество согласований с ними. Это пилотный проект нашего заместителя министра сельского хозяйства Игоря Николаевича Жарова. Можно сказать, его мечта сбылась – проект дошел до финального результата.
Полагаю, что в этом году программа получит более широкое распространение. Если в прошлом году постановлением было предусмотрено только три трактора, то сейчас она, вероятно, выйдет на новый уровень. Другие регионы, думаю, тоже обратят внимание на эту практику и начнут ее внедрять.
В итоге все выглядит так, что хозяйство получает новый трактор, оплачивая только сумму НДС – около 700 тысяч рублей. Уже в первом квартале 2025 года эту сумму возьмут в зачет. То есть на момент получения трактора требовалось найти всего 700 тысяч, при том, что стоимость трактора составляет от 15 до 19 миллионов рублей. Машина уже прибыла в хозяйство, работает и начинает приносить доход.
- Как завод решает проблему обеспечения запчастями, учитывая высокий спрос, и какую роль в этом играет складская инфраструктура дилеров?
- Склад на заводе — это одно, но гораздо эффективнее, когда запчасти находятся ближе к конечному потребителю. Поэтому завод придерживается позиции, что дилеры должны иметь собственные склады в регионах. У нас с советских времен сохранилась мощная складская инфраструктура, которая никогда не была загружена на 100%. Это позволяет нам хранить и обрабатывать большой объем запчастей.
Ежегодно мы увеличиваем объем склада в стоимостном выражении не на десятки тысяч, а на миллионы рублей, закупая новые позиции для современных моделей тракторов. Мы поддерживаем постгарантийные тракторы, но невозможно предусмотреть все. В таких случаях нам помогает консолидированный склад в Санкт-Петербурге, откуда запчасти доставляются экспресс-доставкой через транспортные компании.
Особенно это важно для тракторов на гарантии, которая составляет три года у тракторов «Кировец». Веб-система позволяют оперативно обрабатывать запросы, а именно информация от клиента мгновенно доступна заводу, чтобы оценить ситуацию, проверить наличие запчастей и принять решение. Благодаря этому трактор, как правило, уже на следующий день может вернуться в работу.
-Вы часто общаетесь с нашими сельхозпроизводителями. Расскажите, как вы, коллеги и клиенты видите 2025 год для отрасли?
- В сложившейся ситуации многие заняли оборонительную позицию, как тигр перед прыжком. Все действия происходят с тщательным просчетом и расчетом. Наши клиенты внимательно следят за каждым рублем, чтобы он был использован максимально эффективно. Именно поэтому высокопроизводительные тракторы «Кировец» остаются востребованными.
Их применение — будь то работа с широкозахватными орудиями, большими прицепами или перевозка зеленой массы и овощей — показывает стабильный спрос. На сегодняшний момент наша квота на первый период уже законтрактована.
Более того, за каждым трактором уже закреплен конкретный потребитель. Частичные авансы сделаны, завод знает, какую комплектацию заложить. Таким образом, мы сформировали портфель заказов для завода до мая месяца от нашего региона. Теперь остается только принимать тракторы с завода, отгружать их и запускать в работу, а затем сопровождать их эксплуатацию.
Крестьяне — люди крепкие духом, с многолетним опытом, и их непросто сломить. Даже если разговор с фермером начинается с серьезного, напряженного лица, всегда находится тема, которая вызывает улыбку. И становится ясно, что не все так плохо, как может показаться на первый взгляд.
- Каковы ваши впечатления от «Агрос-2025»? Насколько важны такие площадки, где можно лично встретиться и пообщаться?
- Эволюция развития сельского хозяйства показывает прямую зависимость: несмотря на сокращение численности работников на сельскохозяйственных предприятиях, общий объем производства, количество выращенной продукции и производительность продолжают расти. Это стало возможным благодаря внедрению новых технологий и современной техники.
Именно такие выставки помогают нам становиться более современными и совершенными. Сегодня особенно заметна роль цифровизации и искусственного интеллекта, которые открывают новые резервы для повышения производительности труда. Например, мы видим, что тракторы «Кировец» уже серийно комплектуются двумя автопилотами. Это лишь один из примеров того, как инновации меняют отрасль.
-Какие отзывы вы получаете о автопилотах, которые поставляете?
- Cognitive Agro Pilot, система параллельного вождения поставляется через Росагролизинг. Для нас это первый год активных поставок. Есть определенные сложности, особенно в Московской области, где сигнал подавляется помехами. Например, в районе ЦКАД настройка системы может быть затруднена. Однако эта технология давно применяется и даже на постгарантийные тракторы устанавливают такое оборудование.
В прошлом году мы заключили эксклюзивный контракт с компанией «Сельхозмашины» на поставку автопилотов EFIX. Они хорошо себя зарекомендовали в условиях подавления сигнала, успешно работают в Курской и Белгородской областях. Мы приняли решение сотрудничать с ними, так как точность работы без станции РТК составляет не более 5 сантиметров. А новая модель, которая выйдет в 2025 году, будет еще точнее — до 2,5 сантиметров. Это исключает необходимость дополнительных поправок от станций РТК.
Мы видим развитие именно в этом направлении, особенно для тракторов, используемых в овощеводстве и животноводстве. Импортные тракторы с передним ВОМ для работы с триплекс-комбинациями при заготовке кормов становятся очень дорогими. А партнеры с Востока пока не предлагают качество, сравнимое с европейско-американским, к которому мы привыкли. Многие аграрии бережно хранят старые импортные тракторы, как «выходной костюм», для узкоспециализированных работ, например, для скашивания травы или работы с комбайнами на уборке овощей.
Тем не менее, я призываю обратить внимание на российские тракторы. Они как минимум в два раза дешевле, на них действуют программы субсидирования, включая федеральную программу 1432 и региональные меры поддержки. Приобрести новый трактор можно на выгодных условиях, даже без аванса. Функционал современных российских тракторов достаточно широк, так как они могут выполнять почвообработку, транспортировку и другие задачи даже в базовой комплектации.
К тому же, механизаторы теперь имеют комфортные условия работы благодаря автопилотам. Думаю, их сопротивление переходу на российскую технику продлится недолго, и мы уже наблюдаем, как механизаторы пересаживаются на российские тракторы. Например, вчера мы встречались с блогерами-механизаторами, большинство из которых используют «Кировцы». У всех все работает. Конечно, бывают моменты, но здесь важно участие дилерского центра: мы всегда готовы оказать поддержку.
Мы много лет работаем на рынке и понимаем его требования. Готовимся к сезону заранее, работаем без выходных и праздников, как и в сельском хозяйстве. Если мы не выполним обязательства однажды, то в следующий раз нам уже не позвонят.
Источник: «АПК Эксперт»