Приоритет производителям

8 Ноября 2017
Приоритет производителям

Налогообложение хозяйств в России является льготным. Однако у специалистов есть пожелания к тому, чтобы сделать его еще более щадящим по отношению к производителям

Выбор формата

В экономике России сельское хозяйство занимает особое место, обеспечивая потребности населения в продовольствии и сырье для соответствующих отраслей перерабатывающей промышленности. В нем занято около 8,5% работающего населения страны, которые производят 3,7% ВВП. В России экономическая политика в сфере сельского хозяйства постепенно подгоняется под идеи развития научно-технического потенциала, инфраструктуры, реформируются системы налогообложения сельхозпроизводителей. С некоторых пор (введения продовольственных контрсанкций РФ) этому сектору экономики уделяется повышенное внимание.
В Российской Федерации также, как и в развитых зарубежных странах, сфера сельского хозяйства облагается налогом. Однако вместе с тем, сельскохозяйственный сектор имеет специфические налоговые льготы или специальный режим налогообложения, который связан с особенностями сельского хозяйства (такими как сезонность, зависимость от погодного фактора, преобладание мелких семейных производителей, разные типы почв и т.д.).
В сфере сельского хозяйства трудятся фермеры, которые по определению занимаются производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. А, согласно определению Налогового кодекса Российской Федерации, сельхозпроизводителем признается только то юридическое лицо, доля дохода от продажи сельхозпродукции которого составляет менее 70% от общего дохода. Деятельность сельхозпроизводителей в данном случае облагается налогом по особым, уникальным правилам налогообложения.
В Российской Федерации с 2004 года для сельхозпроизводителей установлен специальный налоговый режим – единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Следовательно, они освобождены от исчисления и уплаты НДС, при реализации произведенной ими продукции, но вместе с тем теряют право на возмещение входящего НДС.
Сумма входящего НДС по товарно-материальным ценностям, используемым в процессе производства сельскохозяйственной продукции (закупка материалов, техники, ГСМ) включается в затраты производства, увеличивая тем самым себестоимость продукции.
Однако отмена НДС не всегда является очевидным плюсом для хозяйства. Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета, приводят к тому, что приобретение основных средств обходится сельскохозяйственным товаропроизводителям на 18 процентов дороже, по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения. При применении общего режима налогообложения такие организации имеют к зачету НДС по закупаемым товарам по ставке, как правило, 18 %, а ставка НДС по реализуемой продукции составляет 10 %. При ЕСХН данная положительная разница при уплате налога исчезнет.
Как разъяснил Минфин РФ, доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей от оказания аналогичным компаниям услуг, относящихся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, учитываются в составе доходов и облагаются по ставке 20%.
Нулевую ставку по налогу на прибыль могут применять только сельскохозяйственные товаропроизводители. Ни о каких льготах для тех же трейдеров, к примеру, речь уже не идет. Поскольку сельхозпроизводителями официально признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию.
В итоге можно сказать, что хозяйство само выбирает — какой вид деятельности декларировать (по ЕСХН это необходимо делать заблаговременно на весь календарный год) и на какую систему налогообложения ему переходить.

Пожелания экономистов

Тем не менее многие экономисты, работающие в сельскохозяйственном секторе, полагают, что государство могло бы и больше дать селу в смысле льготного налогообложения (допустим в случае с транспортном налогом и пр.). Ведь сегодня учитываются такие модные темы, как продовольственная безопасность и продовольственное импортозамещение.
Система налогообложения, по их мнению, хоть и представляется льготной, однако это не гарантирует решения всех вопросов, возникающих в процессе деятельности организации аграрного сектора. Налоговое законодательство в первую очередь претворяет в жизнь фискальную функцию, при этом же регулирующая функция отодвигается на второй план. Налоговые механизмы, стимулирующие инвестиционную, инновационную и предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной сфере отработаны недостаточно, что приводит к возникновению в данной отрасли целого ряда проблем.
Ряд экспертов настаивает на дифференциации налоговых льгот. Ведь в Сибири одна урожайность, а на Кубани — другая, к примеру.
Сельскохозяйственная отрасль имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти особенности не так заметны в других отраслях народного хозяйства, но именно в агропромышленном секторе они оказывают большое влияние на получение финансового результата сельскохозяйственными организациями. Зависимость от природно-климатических условий, уровень плодородия почв, сезонность производства, уровень доходности, нерегулярность поступления денежных средств и другие объективные факторы оказывают прямое влияние на эффективность отрасли. Все это предполагает и внесение корректив в налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Есть также пожелания к налогообложению новичков, тех, кто только решил открыть свой бизнес. Согласно вышеупомянутому 70%-му критерию, сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, начиная свою деятельность, должны применять общую систему налогообложения. На самом старте эти хозяйства не имеют никакой выручки, а тем более - не выдерживают указанный семидясетипроцентный порог.
Также многие отмечают, что сельскохозяйственные предприятия уплачивают как федеральные, так и местные налоги. И при этом местные налоги могут существенно различаться и корректироваться в зависимости от целей, поставленных перед регионами. То есть в данном случае нужно учитывать и региональную специфику, но так, чтобы в условиях со сложными природно-климатическими факторами налогообложение было еще более «мягким».
Но это — пожелания специалистов. Федеральное, региональное и местное законодательство постоянно корректируются. Вполне возможно, что эти предложения отразятся в нормативной базе.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: