Соусы перспективны

25 Октября 2017
Соусы перспективны

По данным «Новостей торговли», аналитики прогнозируют рост и активное развитие российского рынка соусов, что связано прежде всего с расширением потребительских предпочтений и возрастающей популярностью этого продукта, постепенно осуществляется переход к группе готовых соусов, растут продажи универсальных по своему назначению соусов.

Майонез vs сметана

В 2012-2016 гг продажи майонеза и майонезных соусов в России выросли на 5,8%: с 720,2 тыс т до 762,0 тыс т. В 2013 г показатель продемонстрировал рост. В 2014-2015 гг рост сменился снижением, т.к. в условиях сокращения доходов на фоне кризиса население стало покупать продукты питания более экономно. Однако в силу небольшой стоимости соуса и высокой сочетаемости с другими продуктами в рационе россиян сокращение показателя было достаточно недолгим. Уже в 2016 г спрос на майонез и майонезные соусы начал расти.
Причины популярности майонеза и майонезных соусов разнообразны. Во-первых, для россиян майонез стал универсальным соусом, который активно используется в процессе приготовления салатов, холодных закусок, а также при употреблении горячих мясных, рыбных и других блюд. Во-вторых, потребители предпочитают майонез из-за доступной цены и длительного срока хранения. Основным конкурентом майонеза на российском рынке является сметана. Однако стоимость сырьевой составляющей в молочной промышленности высока, поэтому цена на сметану по отношению к майонезу оказывается заметно выше. Кроме того, срок годности сметаны существенно уступает сроку годности майонеза и майонезных соусов, что также сказывается на ее конкурентоспособности. Популярности соуса способствуют также активные маркетинговые действия лидеров рынка, расширяющих ассортимент и виды упаковки.
В 2017-2021 гг продажи майонеза и майонезных соусов в России будут расти. Предпосылкой для этого будет восстановление рынка после падения 2014-2015 гг. Однако темпы прироста продаж будут постепенно снижаться по причине близости российского рынка майонезной продукции к фазе насыщения. По оценкам BusinesStat, к 2021 г значение показателя достигнет 805,0 тыс т.
Именно эта товарная категория, как считают специалисты, будет развиваться в России, но в отличие от ряда западных стран сложные соусы все еще уступают по объемам потребления моносоусам – майонезу и кетчупу. Актуальна для российского рынка и проблема специализации соусов.

Культурные особенности

Усилия крупных игроков рынка соусов, направленные в последние два года главным образом на развитие культуры потребления, похоже, увенчались успехом. Активный рост и развитие относительно новой для рынка ниши – соусы и дрессинги - увеличили число желающих играть в новой категории и закрепиться в этой нише. Однако с сегментацией на рынке соусов все еще не определились. Вариантов существует множество. В категории соусы рассматривают такие сегменты, как холодные, горячие соусы, заправки для салатов. Майонез и кетчуп выносят за рамки категории, а соусами называют все появившиеся новинки, в частности выпускаемые на основе майонеза или кетчупа.
Производители предлагают и свои методики оценки рынка. Так, по данным компании "Синко-Трейд", соусы показывают самую высокую динамику, а наибольшие показатели роста у майонезных, томатных и экзотических (кисло-сладких) соусов.
При оценке сегментов рынка соусов необходимо учитывать, что существуют факторы, искажающие реальные объемы и сегментирование рынка. Во-первых, компании, проводящие исследования рынка, как правило, четко не обозначают для респондентов различия между соусами, кетчупами и майонезами. В результате ряд марок, под которыми выпускаются кетчупы, лидируют в опросах и по соусам. Также нет четких различий между томатными и соусами чили, экзотическими и фруктовыми соусами. горячие соусы (употребляются в разогретом виде, не требуют дополнительного приготовления); заправки для салатов – изготовлены на различной основе (майонез, растительное масло, уксус, сметана, сыр и т.д.), предназначены специально для салатов).
На западноевропейских рынках соусы не уступают по объему майонезам и кетчупам. На западных рынках существует четкая специализация соусов: соусы предназначаются для конкретных блюд. Большой популярностью пользуются прозрачные салатные дрессинги на водно-масляной основе и томатные соусы для использования в горячем виде, а отделы с соусами нередко являются для розничных сетей имиджевыми, так как по широте ассортимента соусов покупатели делают вывод об ассортименте розничного магазина в целом. Игроки рынка соусов считают, что развитие рынка зависит от вкусовых предпочтений, а также от культурных особенностей потребления.

Поделиться: