Траки грязи не боятся

8 Ноября 2017
Траки грязи не боятся

Постепенно гусеничные виды техники (в т.ч. и сельскохозяйственной) «переобуваются» в металлическую резину. Однако и стандартный металл в России по-прежнему остается актуальным.

Климат и традиции

Исторической родиной первого гусеничного трактора является Россия. Родина лучших танков прошлого столетия. Именно российские тяжелые климатические условия поспособствовали изготовлению такой конструкции машины, которая могла преодолевать большие расстояния вне зависимости от ландшафта.
Общее устройство гусеничного трактора несильно отличается от аналогичной колесной техники. Главной же особенностью такой машины является большая тягловая сила при относительно небольшой скорости движения. Гусеничный ход обеспечивает трактору исключительную проходимость. Сегодня гусеничная техника производится крупнейшими кампаниями, такими, например, как John Deere или Caterpillar.

Типы гусениц

С прошлого века многие полагают, что гусеницы для трактора - это металлические звенья, скрепленные между собой. Действительно, большая часть гусеничных тракторов и по сей день имеют металлические гусеницы. Однако выбор покупателей такой техники ими не ограничивается и тракторы на металлических гусеницах иностранные производители в Россию не поставляют.
Гусеницы для тракторов бывают нескольких видов. По материалу изготовления гусеницы для тракторов бывают металлическими, резинометаллическими (резиноармированными) и резиновыми.
По типу используемого шарнира гусеницы могут быть как с параллельным шарниром, так и с последовательным.
По типу смазки шарнира гусеницы бывают сухие (или с открытым металлическим шарниром), закрытые, с резинометаллическим шарниром или игольчато-подшипниковым шарниром.
Достоинствами конструкции гусеницы с сухим шарниром является простота и надёжность в эксплуатации. Необходимый ресурс обеспечивают высокие механические свойства деталей шарнира.
При закрытом типе смазки шарнира оригинальное уплотнение из армированного полиуретана и резины обеспечивает полную герметичность шарнира, чем достигается наибольший срок службы гусеницы.
В гусеницах для тракторов с резинометаллическим шарниром между пальцем шарнира и звеном используется резиновая втулка, благодаря чему исключается трение сталь по стали и значительно повышается ресурс пальцев и звеньев гусеницы.
В гусеницах для тракторов с игольчато-подшипниковым шарниром в качестве втулки используется подшипник. Ресурс такой гусеницы для трактора значительно возрастает, но усложняется и конструкция.
По типу звеньев гусеницы для тракторов делятся на литые, штампованные и сварные. Одни гусеницы погут по ТТХ трактора и свои собственным характеристикам ездить по асфальту, а другие — нет.

Тяжелый металл

Самыми распространенными в России все-таки до сих пор являются металлические гусеницы с сухим или закрытым шарниром. Гусеничные цепи выполняют как с составными, так и с цельными звеньями. Составное звено гусеницы состоит из двух штампованных рельсов и башмака, соединенных болтами. Рельсы имеют два обработанных отверстия для запрессовки втулки и пальца, с помощью которых соединяются между собой звенья гусеницы, на нижней части башмака имеется шпора. Гусеницы с составными звеньями применяют на тракторах Т-100, ДЭТ-250 и т.д..
Цельное звено гусеницы представляет собой фасонную отливку, имеющую семь проушин для соединения соседних звеньев пальцами. Средняя проушина расширена и имеет утолщение -- цевку-- для зацепления с зубьями ведущего колеса. Звено имеет гладкие внутренние поверхности, ограниченные гребнями. Внутренняя поверхность служит беговой дорожкой для опорных катков, а гребни удерживают катки от боковых сдвигов. На наружной стороне звена имеется шпора. Гусеницы с цельными звеньями применяют на тракторах Т-180, ДТ-75 и др. Гусеница с цельными звеньями по сравнению с составными более проста по конструкции и технологии изготовления, имеет меньшую массу, но менее долговечна.
У тракторов тяговых классов 2-4 гусеничная цепь состоит из шарнирно соединенных звеньев. Звенья соединены стальными закаленными пальцами. Башмаки у таких гусениц не предусмотрены. К примеру, к данному виду относятся гусеницы упомянутого ДТ-75. Особенностью данного вида гусеницы для трактора является то, что они легко ремонтируются даже в полевых условиях.
Общей особенностью металлических гусениц для трактора является то, что для повышения износостойкости и срока службы гусеницы их звенья, а также соединительные элементы (пальцы, втулки) изготовляют из специальной высокомарганцовистой стали и подвергают термической обработке, а также используют резино-металлические шарниры, шарниры с игольчатым подшипником и т.д..

Резинометаллические гусеницы

Резиновые гусеницы представляют собой сплошные резиновые ленты в форме кольца, усиленные основой из тканевого или полимерного корда либо из тонких стальных проволочных канатов, завулканизированных внутри резины.
Существуют и конструкции резиновых гусениц, состоящих из отдельных траков, выполненных из резины с завулканизированными внутри металлическими соединительными деталями. Встречаются и комбинированные гусеницы с наружными износостойкими металлическими накладками, а также стальные гусеницы с резиновыми накладками.
гусеницы для трактора
Резиноармированные гусеницы для тракторов – это гибкие бесконечные гусеничные обводы на основе резин и полиуретанов, армированных высокопрочными полимерными или стальными кордными материалами.
Технология производства позволяет изготавливать резиноармированные гусеницы для тракторов с различным шагом, длиной, шириной и тяговым усилием техники в зависимости от конструктивных особенностей её ходовой системы.
В последние годы резиноармированные гусеницы для тракторов становятся более популярными. Российские и мировые изготовители тракторной техники ведут разработки и успешно внедряют резиноармированные гусеницы на своих тракторах.
Использование ходовых систем с резиноармированными гусеницами обеспечивает относительно высокую скорость движения (в том числе, по дорогам с асфальтовым покрытием). А также гарантирует высокие тягово-сцепные свойства, проходимость в условиях повышенной влажности, самоочищаемость от грязи и снижение расхода топлива и износа запчастей.
Минусом резиновых гусениц является то обстоятельство, что их нельзя перетягивать. Оператор должен четко следовать инструкции по натяжению резиновой гусеницы. Резиновая гусеница чувствительна к работе на крупно-абразивных поверхностях, таких как битый бетон, крупный щебень, строительный бой.
Тем не менее недостатки «резиновых» гусениц с лихвой перекрываются их достоинствами. Иначе бы иностранные производственные гиганты поставляли бы на российский рынок «танки».

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: