По мнению представителей фермерских организаций Ленобласти, площадь пустующих земель в регионе может сравниться по размерам с небольшим европейским государством.
В Ленобласти есть масса земельных участков, которые невозможно передать аграриям из-за того, что эти земельные доли не оформлены. Эту проблему в рамках международной выставки - ярмарки «Агрорусь-2011» озвучил председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России Вячеслав Телегин.
Он отметил, что земельная тема сегодня стала «проблемой номер один» для крестьян Ленинградской области. «В регионе есть пустующие участки, которые не могут отдать ни в аренду, ни в обработку, так как порядка 80% земельных долей не зарегистрированы», - отметил Телегин.
Большую проблему, по мнению экспертов, представляют участки пригодных для сельскохозяйственной обработки земель, которые находятся в собственности и при этом никак не используются. По словам члена экспертного совета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям Натальи Шагайды, в новой госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013 – 2020 годы предусмотрено два разнонаправленных механизма. Это штрафы и изъятие земель у нерадивых собственников и, с другой стороны, стимулирование вовлечения земель в обработку. И те, и другие меры воздействия сложно применить, отметила эксперт.
Так, в КоАП прописаны штрафы за не использование земель от 2 до 5 тыс. рублей для физических лиц и от 80 до 100 тыс. для юридических. «К какой категории относятся фермеры, непонятно, и это является почвой для возникновения коррупционных факторов», - отметила Шагайда.
Другая сложность, по ее словам, состоит в том, что сегодня отсутствуют четкие критерии, по которым можно было бы определить, используется земля или нет. Наконец, непонятно, кому надо давать субсидию для стимулирования использования земли, а кого штрафовать. «Или сначала надо всех штрафовать, а потом помогать субсидиями», - заключила Наталья Шагайда.
Рассуждений чиновников Яна Ефимович не слышала, однако совершенно с ними согласна. «Условий для фермерства у нас мало, - считает владелица конного двора "Форпост" из Всеволожского района. – Хотя у нас вокруг пустуют поля, практически невозможно взять землю в аренду, поэтому сено для лошадей возим из Тверской области. В нашем совхозе сено продается очень дорого и плохого качества, фермеры продают еще хуже. Хозяйству три года, и сейчас у нас шесть лошадей и две коровы, но со временем, думаю, будет больше. Развиваем семейное дело, коневодством увлечены родители. Мой годовалый сын Данила с шести месяцев ездит со мной на лошади, и, надеюсь, продолжит семейное дело».
По словам Яны, проблемы у людей, сменивших городское житье на деревенское, конечно, есть. И в то же время, имеются явные преимущества: «Свежий воздух, живем натуральным хозяйством - соседи, занимающиеся фермерством, обмениваются сельхозпродукцией. Правда, дороги бы нам получше…»
Своими соображениями по поводу схожих для всех фермерских хозяйств проблем поделился эксперт по оценке коллекционной сельскохозяйственной птицы Анатолий Вахромеев. По его словам, сотрудники экспериментального хозяйства Всероссийского Научно-исследовательского института генетики и разведения сельскохозяйственных животных не уверены в завтрашнем дне: «Несмотря на всю уникальность нашего хозяйства, в котором представлены 47 основных пород редкой сельскохозяйственной птицы, существует угроза, что территория, где она расположена, кому-то понравится. Слишком уж привлекательны земли Пушкинского района для инвесторов».
Кому охота вкалывать
В рамках выставки прошла и специализированная ярмарка вакансий, на которой всем желающим независимо от возраста и рода занятий предлагалось лучше понять, что такое работа полевода, животновода или механизатора и попробовать себя в этой роли. Любопытствующих было много, а вот желающих найти себе применение в сельском хозяйстве практически не наблюдалось.
Представитель животноводческого комплекса ЗАО «Котельское», ветврач Николай Смирнов пояснил ситуацию на примере своего хозяйства: «У нас огромное предприятие, более 300 человек работает, но специалистов много лет не хватает. Нужны механики, инженеры, электрики, животноводы, думаю, порядка 20% свободных рабочих мест в хозяйстве есть наверняка. Технику закупили новейшую, только работать на ней некому. Молодым специалистам нужно предоставлять жилье, но есть только то, что построили еще в советские годы. Оно занято. Свободное комфортностью не отличается. Поэтому у нас индусы и узбеки доярами работают, конечно, на законных основаниях. Их устраивает и зарплата и условия. А еще в 20 км от нас порт Усть-Луга строится, молодежь бежит туда. Там и общежитие предоставят, и заработать дадут. Не будем забывать и о том, что работа в сельском хозяйстве специфическая – нужно вкалывать от зари до зари, а там город строится, и совсем другие возможности».
Нас не учили продавать
Еще одну проблему сельского хозяйства Ленинградской области озвучила бригадир свиноводческого комплекса «Новая жизнь» Кингисеппского района Нина Сурво: «Я больше двадцати пяти лет на ферме работаю, когда пришла, всего тысяча хрюшек была, сейчас в 10 раз больше.
Но трудность состоит в том, что мы не можем реализовать нашу свинину. Прилавки Петербурга и области завалены импортной и белорусской мороженой свининой, а нашу продать не можем».
Между тем, выступая в рамках ХХ международной выставки-ярмарки «Агрорусь-2011», в которой приняли участие около 1500 фермерских и крестьянских хозяйств из 40 регионов России, а также представители АПК Беларуси, Германии, Индии, Латвии, Украины, Финляндии, Китая и Польши, вице-губернатор Ленинградской области Сергей Яхнюк сообщил о том, что урожай овощей и картофеля в 2011 году оценивается на 15% выше уровня прошлого года.
Кроме того, как отметил Яхнюк, по итогам первых семи месяцев 2011 года на 9% выросло производство мяса и яйца. Передовой отраслью, по словам вице-губернатора, является производство мяса птицы.
«Если бы был четкий заказ со стороны города, мы могли бы увеличивать объемы производства», - поделился Яхнюк, пояснив, что Петербургу ежемесячно требуется 13-15 тыс. тонн мяса птицы, тогда как Ленобласть уже сейчас производит 17-18 тыс. тонн.
К 2015 году планируется выйти на объем производства 300-350 тыс. тонн мяса птицы ежегодно.