10 апреля министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев выступил с докладом на заседании итоговой Коллегии Минсельхоза России.
Стенограмма выступления министра:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде всего хотел бы поприветствовать всех участников и гостей коллегии Минсельхоза России.
В этом году мы уже неоднократно говорили о результатах работы отрасли за прошлый год, и на агрономическом совещании, которое традиционно проходит в январе на ВДНХ и на Форуме сельхозпроизводителей в Краснодаре.
Сегодня здесь мы поговорим не только о достигнутых успехах, но и о ключевых задачах, которые предстоит решить.
В работе коллегии принимают участие главы регионов, представители Правительства Российской Федерации, профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, Общественной Палаты РФ, Общественного совета при Минсельхозе России, региональных органов власти, отраслевых союзов и ассоциаций, представители науки и образования аграрной отрасли.
Мы постарались собрать ключевых представителей отрасли. Потому что за теми успехами, о которых мы говорим, стоит Ваша напряженная повседневная работа - всех тех, кто сегодня работает в агропромышленном комплексе. Подведение итогов позволяет оценить последовательность нашей стратегии развития и необходимость ее корректировки.
В прошлом году рост производства сельхозпродукции составил 2,6% даже несмотря на высокую базу прошлых лет. Напомню, что за последние 5 лет общий рост превысил 20%. И это очень солидный результат.
У нас есть все возможности, чтобы сохранить такие темпы развития с учетом приоритетной поддержки отрасли Правительством.
В 2017 году получен рекордный урожай зерновых – 135,4 млн тонн зерна. Это – двукратный рост за 5 лет. За этот период мы увеличили производство пшеницы более, чем в два раза (85,9 млн т), гречихи – в два раза (1,5 млн т), сои – в два раза (3,6 млн т), рапса – в 1,6 раза (1,5 млн т). Сбор овощей вырос на 12% (16,4 млн т), тепличных овощей – в 1,6 раза (922 тыс. т). Сбор фруктов увеличился на 10% (2,94 млн т).
Достойный результат получен и в животноводстве. Производство мяса за 5 лет выросло на четверть (14,6 млн т).
Даже в такой сложной подотрасли как производство молока в 2017 году достигнут прирост в 1%, пусть пока и незначительный, но это первые ласточки. Важно, что и молочное животноводство вышло на траекторию роста. И по нашим расчетам, ежегодный прирост молока будет составлять не менее 500 тыс. тонн ежегодно.
Рост сельхозпроизводства стал драйвером развития пищевой промышленности, которая в 2017 г. выросла на 6%.
Наиболее динамично развивающимся сектором аграрной экономики остаются фермерские хозяйства. Это наш приоритет.
Сегодня фермеры получают финансовую поддержку по нескольким направлениям: несвязанная поддержка, субсидии на литр молока, льготные кредиты и гранты. За последние 4 года поддержка фермеров выросла на 30% - с 8 до 12 млрд руб.
В 2018 году мы продолжим поддержку фермеров, и сделаем акцент на стимулировании их к объединению в сельхозкооперативы. С начала года Минсельхоз уже одобрил 4,5 тыс. кредитов фермерам на 31 млрд руб. То есть число фермеров, получивших льготные кредиты
за 3 месяца этого года в 1,5 раза больше, чем за весь прошлый год. Мы настроили механизм льготного кредитования.
Результаты нашей с вами работы позволили выполнить основные показатели Доктрины продовольственной безопасности Россия. Отечественная сельхозпродукция насытила внутренний рынок, мы отказываемся от импорта в пользу российской сельхозпродукции. За 5 лет импорт продовольствия сократился на 29% (до 28,8 млрд $). Рост сельхозпродукции позволил нам увеличить свое присутствие на мировом агрорынке, экспорт продукции российского АПК увеличился на 24% до 20,7 млрд $.
Еще 20 лет назад мы были страной, которая была вынуждена импортировать сельхозпродукцию для своих нужд, а сегодня Россия заняла первое место в мире по экспорту пшеницы и второе – по экспорту зерновых в целом. Активно растет экспорт сахара, свинины, птицы. Экспорт мяса птицы и молочной продукции вырос на 70%, готовой мясной продукции в 2 раза. Существенный потенциал у кондитерской отрасли.
Президент в своем Послании поставил задачу: через 4 года продавать за рубеж больше продуктов питания, чем ввозить в страну. Нам есть над чем работать, чтобы выполнить эту задачу.
Для дальнейшего успешного развития сельского хозяйства нам необходимо обновлять производственные мощности и дальше. Пока по всей стране модернизировано только 30% предприятий АПК.
Совершенно очевидно, что это потребует инвестиций в отрасль. Наши «точки роста» - молочное и мясное скотоводство, овощеводство и садоводство, модернизация техники и оборудования, развитие сельских территорий и аграрной науки.
Механизм льготного кредитования по ставке до 5%, который мы запустили в прошлом году, позволил сельхозпроизводителям не отвлекать оборотные средства на обслуживание кредитов до получения возмещения из бюджета, как это было ранее.
Освободившиеся средства сельхозпроизводители и фермеры начали вкладывать в строительство и реконструкцию тепличных и молочных комплексов, закупку техники.
В результате в 2017 году на каждый рубль господдержки привлекалось 6,5 рублей инвестиций. А общий объем инвестиций в отрасль вырос на 3% по итогам года.
Инвестиции в развитие бизнеса позволяют повышать производительность труда, создавать на селе новые рабочие места, увеличивать заработную плату. По итогам 2017 г. она выросла на 12%.
Господдержка позволяет сохранять на приемлемом уровне рентабельность производства. Растет число прибыльных хозяйств.
Но все эти достижения: рост производства и экспорта, невозможно достичь без дальнейшей системной работы в сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Вы лучше меня осведомлены о потерях, которые несет отрасль от вируса АЧС, птичьего гриппа, ящура и других заболеваний животных.
За 10 лет распространения АЧС зарегистрировано более тысячи вспышек в 53 регионах страны. Мы потеряли почти 1 млн поголовья, прямой ущерб достиг почти 5 млрд руб., а непрямые потери оцениваются в десятки миллиардов рублей. Мы все еще не можем остановить распространение вируса.
Вчера вирус АЧС был обнаружен в готовой мясной продукции, привезенной из Беларуси.
Складывается впечатление, что наши коллеги из ветеринарной службы Республики Беларусь скрывают наличие вспышек АЧС на территории республики. И это ставит нас перед необходимостью ужесточения контроля при ввозе продукции из сопредельных государств.
Борьба с африканской чумой свиней должна стать бескомпромиссной, федеральные и региональные ведомства должны в конце концов начать работать скоординировано, бросить на это все силы и добиться перелома в динамике распространения вируса.
Учитывая поручение Президента усилить меры контроля и расширить полномочия Россельхознадзора по контролю за деятельностью региональных ветслужб, рассчитываю, что в перспективе мы сможем навести порядок в этой сфере.
Соответствующие законопроекты нами подготовлены, и мы рассчитываем на их оперативное принятие.
Не менее важно обеспечить ветеринарную безопасность в личных подсобных хозяйствах. Около 40% вспышек зарегистрированы среди домашних свиней.
Владельцы ЛПХ должны соблюдать ветеринарные правила так же, как это делают сельхозорганизации и фермеры. Необходимо наделить ветеринарные органы полномочиями по беспрепятственному доступу в личные подворья для проверки соблюдения ими ветеринарных требований по содержанию сельхозживотных. Также предлагаем ввести административную ответственность для граждан, которые не предоставляют сведения о числе сельхозживотных в своих хозяйствах.
Мы не победим АЧС без решения проблемы с дикими кабанами, где фиксируется 40% вспышек. Единственной мерой, которая способна обеспечить быстрое улучшение ситуации по АЧС является депопуляция кабана. Я уже говорил об этом на прошлой коллегии, но видимых улучшений пока нет.
Думаю, что если вернуть полномочия по охоте в Минсельхоз, мы сможем организовать оперативную работу по отстрелу кабанов, что сразу значительно снизит распространение вируса. Наши коллеги из Белгородской области сейчас ведут эту работу.
Уважаемые коллеги! Наведение порядка в сфере контроля за качеством производимой продукции становится для нас стратегической задачей для защиты интересов отечественных сельхозпроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
Это здоровье нации и авторитет, лицо нашей страны в мире.
Мы разработали и запускаем комплекс мер, который начнет действовать со второго полугодия 2018 года.
С 1 июля 2018 года вступят в силу электронная ветсертификация и маркировка молочной продукции.
Маркировка позволит получать полную информацию о содержании в продуктах заменителей молочного жира, изготовленного на основе растительных масел.
Вместе это даст возможность проследить весь путь молока – от фермы и до прилавка магазина.
Мы уверены, что эти нововведения обеспечат защиту рынка от недобросовестной конкуренции, которую многие российские производители молока реально ощутили на себе в 2017 году.
По оценкам экспертов, в прошлом году в Россию было ввезено более 150 тыс. т «сыроподобной продукции», которая произведена из растительных жиров и молочной сыворотки. Если пересчитать эти объемы на молоко, то получится почти 1,5 млн тонн сырого молока, которое не было закуплено у наших отечественных производителей молока.
Мы не намерены мириться с этим. Министерство разработало дополнительный комплекс мер для защиты интересов российского молочного рынка. Прежде всего, мы предлагаем включить в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю «сыроподобную продукцию». Это позволит контролировать ее ввоз при пресечении государственной границы России.
Будут внесены изменения в технические регламенты, регулирующие производство молочной продукции. Считаем необходимым запретить использование сухого молока при производстве сыра, а также запретить использование растительных жиров при производстве всей молочной продукции.
Важно кратно ужесточить ответственность за несоблюдение технических регламентов. Такое поручение тоже дал Президент по итогам форума сельхозпроизводителей и мы рассчитываем, что найдем взаимопонимание с другими ведомствами. У меня нет сомнений в том, что наши предложения будут реализованы.
Законодательные изменения должны коснуться и контроля за безопасным обращением с пестицидами. Как показала практика применения закона о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, в течение последних семи лет, нормы контроля за пестицидами в России не обеспечивают должной эффективности и должны быть изменены.
Консультации на правительственном уровне убедили нас в том, что требуется разработка нового законопроекта, в котором будет четко будет писан предмет контроля и механизмы его реализации. Это особенно важно сделать сейчас, поскольку как показывают ваши проверки, несовершенством российского законодательства активно пользуются как российские, так и иностранные компании, производящие агрохимикаты.
Уважаемые коллеги, мы с вами работаем в ситуации глобальных изменений на мировом рынке.
Конфликт экономических интересов провоцирует настоящие торговые войны, которые так или иначе коснутся и наших с вами интересов. Поэтому нам важно выработать и проводить взвешенную и продуманную политику сотрудничества с нашими иностранными партнерами.
Прежде всего, это касается Китая, это крупнейший импортер российских продуктов питания. В 2017 году рост экспорта составил 10% (3,5 млрд долларов).
Недавно у нас состоялась встреча с представителями крупнейшей китайской корпорации КОФКО, на которой обсуждались перспективы развития сотрудничества. В том числе, возможное расширение экспортных поставок в Китай пшеницы, сои, масличных культур, а открытие рынка для другой сельхозпродукции из России.
Вчера на совещании с производителями мяса, мы обсудили наши планы по открытию китайского рынка для российской говядины, мяса птицы и свинины. Уверен, что мы укрепим собственные позиции на китайском рынке.
Особый вопрос для всех нас – состояние земельных угодий. Увеличения объемов производства, повышение урожайности невозможно без улучшения качества земель сельхозназначения.
Земля для российского крестьянина была и остается кормилицей, основой материального благополучия и нашей великой культуры. Но вместе с тем мы нередко имеем дело с ситуацией, которую не встретишь в других странах, – брошенные сельхозугодья. При этом абсолютно реально вернуть 10 млн га. Чтобы вернуть земли в сельхозоборот, нам приходится «подталкивать» собственников, в том числе через законодательные меры. Определенный опыт в этом направлении накоплен и мы продолжим совершенствовать законодательство в этой сфере. Мы готовим три основных законопроекта:
1. Первый позволит сделать процедуру изъятия более быстрой, простой и эффективной. Законопроект позволит сократить сроки за счет исключения необходимости органами Россельхознадзора подтверждать факт неиспользования земельных участков в течение трех лет с момента выявления такого факта;
2. Второй повысит налоговую ставку до 10% от кадастровой стоимости. Это должно стимулировать недобросовестных собственников продавать такие земли или вводить их в оборот. Считаем налоговую ставку, не превышающую сегодня 0,3% кадастровой стоимости земель сельхозназначения, экономически не обременительной для собственников.
3. Третий позволит установить простой порядок признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
В этом году мы продолжаем наращивать посевные площади – в этом году они превысят 80 млн га. Увеличатся посевы под сою и рапс, лен, ячмень и овощи.
Весна уже вступила в свои права на Юге страны. Полным ходом идет посевная на Дону и Кубани, в Ставрополье, Крыму и на Северном Кавказе.
В этом году впервые аграрии получили господдержку уже в феврале. Минсельхоз перечислил в регионы субсидии на общую сумму 114 млрд руб., из них на сегодняшний день регионы уже перечислили сельхозпроизводителям 19 млрд руб. Спасибо тем регионам, кто оперативно довел господдержку до аграриев еще в феврале. Это позволило сельхозпроизводителям эффективно подготовиться к посевной и осенью мы соберем не менее 110 млн тонн зерновых.
Наша главная цель на 2018 год – сохранить позитивную динамику, которую отрасль демонстрирует на протяжении последних лет.
Вчера я обсудил текущую ситуацию в отрасли с Президентом. Он разделяет позицию о том, что необходимо к текущему финансированию отрасли в размере 242 млрд рублей предусмотреть дополнительно еще 30 млрд руб.
Эти средства нужно направить на развитие сельских территорий, льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты, модернизацию техники и оборудования.
Кроме того, в последующие годы стоит пересмотреть подходы к распределению средств господдержки и большую часть направлять в регионы Сибири и Дальнего Востока, потому что в этих территориях с учетом более сурового климата всегда будут выше издержки и затраты на развитие отрасли. Это будет справедливо.
Мы стоим перед серьезными вызовами, связанными с необходимостью переориентировать многие направления на экспорт, повышать свою эффективность, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке.
Благодарю за внимание.