2024 год запомнился рекордом — Россия впервые поставила за рубеж 109 миллионов тонн сельхозпродукции. Но уже в первом квартале 2025-го агроэкспорт обрушился на 14%, и этот тревожный сигнал прозвучал из уст самого вице-премьера Дмитрия Патрушева. Что случилось за несколько месяцев, и можно ли вернуть утренний рекорд?
Рекорд на паузе: как Россия стала нетто-экспортёром
2024 год стал знаковым для российского агропрома, так как первые в истории страна экспортировала 109 миллионов тонн сельскохозяйственной продукции. Это позволило уверенно удержать статус нетто-экспортёра продовольствия, что означало: страна не только полностью обеспечивала себя продуктами, но и стабильно поставляла их на мировые рынки в большем объёме, чем закупала.
Однако уже в начале 2025 года этот успех начал давать сбои. Экспорт продукции АПК в январе–марте 2025 года упал на 14% и составил $9 млрд. Для сравнения, за аналогичный период 2024 года выручка от экспорта была значительно выше.
Эту информацию озвучил вице-премьер Дмитрий Патрушев в ходе итогового заседания коллегии Минсельхоза РФ. Он признал, что динамика поставок просела по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а ситуация с экспортом складывается «непросто».
Причины спада, по словам Патрушева, лежат в двух плоскостях:
- Объективные внешние факторы — без уточнений, но можно предположить: глобальная нестабильность, логистические трудности, санкционные ограничения;
- Серьёзные недоработки ведомства, за которые никто, судя по всему, ответственности пока не понёс.
Это стало холодным душем после достижений 2024 года. Рекордный результат оказался хрупким и уязвимым, не на него теперь ориентируются при оценке успешности отрасли, а на контраст с текущими показателями.
Диагноз без лечения: кто отвечает за просадку экспорта
Вместо пространных рассуждений о причинах и возможностях, Дмитрий Патрушев перешёл к конкретике, и обозначил главное, а именно, что нужно оперативно исправлять ситуацию.
Он призвал усилить роль и ответственность сельхозатташе, а также активизировать работу Федерального центра развития экспорта продукции АПК. Этим структурам поручено не просто наблюдать за процессами и готовить справки, а влиять на экспортную политику в ручном режиме.
Проблема, по сути, двойная, с одной стороны, недостаточная эффективность системы продвижения российских агропродуктов на внешних рынках, с другой отсутствие быстрого реагирования на внешние вызовы. Это сочетание и дало эффект в виде снижения объёмов поставок.
Однако если взглянуть на ситуацию шире, становится понятно, что речь идёт не только о нерасторопности структур, отвечающих за экспорт, но и о недостаточной координации между Минсельхозом, внешнеэкономическими ведомствами и бизнесом. О таких проблемах отраслевые участники говорят давно, но лишь теперь они получили отражение на уровне правительственной риторики.
Симптоматика известна, а именно проблемы с сертификацией продукции, сложные таможенные процедуры, зависимость от валютной конъюнктуры и транспортных коридоров. Всё это сказывается на конкурентоспособности продукции и темпах её вывоза. Теперь к этим причинам добавился и кризис управления, если в 2024 году все механизмы сработали слаженно, то в 2025-м показали сбой. И пока нет понимания, как именно будут приниматься меры по исправлению курса. Выводы предстоит делать, но вице-премьер чётко дал понять — время для «анализов» крайне ограничено.
Экспорт под давлением: цифры, вызовы и ближайшие шаги
Минус 14% экспорта за первый квартал 2025 года — это не просто снижение цифр, а сигнал о том, что российский аграрный экспорт перестал быть устойчивым трендом, и превратился в переменную, зависящую от управленческих решений и внешней обстановки.
Учитывая масштаб поставок в 2024 году, текущее падение выглядит особенно контрастно. Рынки, которые ещё недавно открывались перед российскими компаниями, сейчас становятся менее доступными. Причин несколько:
- Снижение покупательской способности во многих странах-импортёрах;
- Жёсткая конкуренция на мировом рынке продуктов питания;
- Рост требований к безопасности и прослеживаемости товаров;
- Изменение логистических маршрутов, особенно в направлении Азии и Африки;
- Санкционная и политическая турбулентность, влияющая на возможность прямых поставок.
Однако важно отметить: несмотря на сложности, Россия сохранила статус нетто-экспортёра, а значит, у страны есть запас прочности. Но это вовсе не гарант стабильности в будущем. Статус может быть потерян так же быстро, как и получен, если механизмы продвижения продукции не будут модернизированы, а управленческие ошибки признаны и устранены.
Дмитрий Патрушев потребовал предпринять оперативные шаги, но пока неизвестно, какие именно меры будут реализованы, будь то перезапуск программы поддержки экспортеров, новые субсидии на логистику или агрессивная маркетинговая политика на внешних рынках.
Один из немногих озвученных инструментов — усиление роли сельхозатташе, то есть дипломатического сопровождения бизнеса за рубежом. Но этого может оказаться недостаточно, если не подключить весь спектр инструментов от межправительственных соглашений до маркетинга и цифровых платформ продвижения продукции.
Источник: «АПК Эксперт»