Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта ФАС готовит изменения для контроля цен на товары продовольственной корзины

ФАС готовит изменения для контроля цен на товары продовольственной корзины

25 сентября 2025
ФАС готовит изменения для контроля цен на товары продовольственной корзины

Вопрос формирования цен на продукты питания в России вновь оказался в центре внимания регуляторов. Федеральная антимонопольная служба подготовила поправки в закон о торговле и защите конкуренции, которые напрямую затронут крупнейших производителей и торговые сети. Суть изменений заключается в создании новой информационно-аналитической системы, которая позволит контролировать ценообразование от завода до прилавка. Одновременно ФАС предлагает закрепить понятие «доминирующего положения» в условиях чрезвычайных ситуаций, что способно изменить правила работы на локальных рынках.

Новая система учета цен 

Идея создания информационно-аналитической системы (ИАС) по отслеживанию цен на продукты питания родилась из практики, которая уже несколько лет применяется в ограниченном виде. Сегодня данные о динамике цен поступают в так называемые дашборды — панели визуализации, разработанные Федеральной налоговой службой. На них стекается информация из разных ведомств: Минсельхоз передает сведения об отпускных ценах отдельных производителей сельскохозяйственной продукции, а ФНС аккумулирует данные о ценах приобретения и реализации товаров крупнейшими торговыми сетями. Эти сведения собираются в основном по запросам, а состав отчитывающихся компаний постоянно меняется. В итоге аналитическая база получается неполной и подверженной искажениям.

ФАС подчеркивает, что при существующем механизме компании могут, как прекращать участие в системе, так и предоставлять данные в усеченном или интерпретированном виде. Особенно это становится актуально в случае, если дашборды будут использоваться не только для мониторинга, но и для выработки антимонопольных мер. В условиях угрозы штрафов или ограничений бизнес может пойти на искажение отчетности, чтобы избежать давления.

Предлагаемая ИАС должна решить эти проблемы. Ключевой принцип заключается в автоматизации сбора, обработки и анализа информации. Система станет обязательной для крупнейших участников, а предоставлять сведения будут производители и поставщики с выручкой от 5 млрд. руб. в год и торговые сети с оборотом от 30 млрд. руб. Формы отчетности и порядок сдачи данных определит правительство.

Одним из важнейших элементов новой системы станет обязанность участников рынка заранее информировать о планируемом повышении цен более чем на 30%. Срок подачи уведомления ограничен 30 днями. При этом компании должны будут не только зафиксировать сам факт предстоящего изменения, но и предоставить обоснование, например, рост издержек, изменение логистики, дефицит сырья или другие причины.

По замыслу разработчиков, ИАС даст государству инструмент раннего реагирования. Если данные покажут необоснованные скачки цен, ФАС сможет оперативно вмешаться и предотвратить монопольные злоупотребления.

Упрощение отчетности или новые барьеры для бизнеса

ФАС утверждает, что введение ИАС облегчит работу участникам рынка. Сегодня производители и торговые сети вынуждены отвечать на запросы множества ведомств — ФНС, Минсельхоза, региональных органов власти. Каждое ведомство требует информацию в своей форме, в разное время, что увеличивает нагрузку на бухгалтерские и аналитические службы компаний. Новый механизм должен объединить все эти запросы в единое окно: сведения будут стекаться в ИАС и далее автоматически распределяться по государственным структурам.

Для бизнеса это обещает снижение бюрократических издержек. Вместо десятков параллельных форм и регулярных запросов появится одна унифицированная система. В долгосрочной перспективе это может высвободить ресурсы компаний, которые сегодня тратятся на ручную подготовку отчетности.

Однако в отрасли есть и сомнения. Обязательность участия для компаний с оборотом выше 5 и 30 млрд. руб. означает, что под действие нормы попадут практически все крупные производители продовольствия и федеральные сети. Для них требования об уведомлении о росте цен свыше 30% могут стать дополнительным ограничителем. Если рост вызван резким подорожанием сырья или курсовыми колебаниями, уложиться в сроки предупреждения в 30 дней будет трудно.

Еще одна потенциальная сложность в обоснование повышения цен. Оно должно быть документально подтверждено, что требует оперативного сбора данных и подготовки пояснительных материалов. Для компаний с широкой продуктовой линейкой это означает значительные усилия, чтобы каждый скачок цен объяснить регулятору.

Тем не менее, авторы законопроекта подчеркивают, что именно прозрачность и синхронизация отчетности снизят риски манипуляций. В пояснительной записке отмечено, что существующая система дашбордов не дает достоверной картины динамики цен, а значит, не может служить основой для выработки взвешенных мер. Новый подход позволит не только контролировать рынок, но и повышать качество прогнозирования, что особенно важно в условиях волатильности сырьевых рынков и сезонных колебаний.

Доминирование в условиях ЧС и новые правила игры

Помимо создания ИАС, ФАС предлагает расширить рамки закона о защите конкуренции. Речь идет о признании доминирующим положения компаний, работающих в регионах, где введены особые правовые режимы, военное или чрезвычайное положение, режим контртеррористической операции или чрезвычайной ситуации.

Практика показывает, что именно в такие периоды возникает ажиотажный спрос на базовые товары: воду, продукты питания, предметы личной гигиены. Поставщики и розница не могут быстро увеличить объемы, и на рынке возникает временный дефицит. В такой ситуации даже средняя по масштабам компания получает возможность диктовать цены, так как покупатели готовы приобретать товары по любым условиям.

ФАС считает необходимым закрепить на законодательном уровне возможность квалифицировать подобные компании как занимающие доминирующее положение. Это позволит применять к ним весь спектр ограничений, действующих для классических монополистов, например, запрет удержания монопольно высоких или низких цен, изъятие товара из обращения, навязывание контрагентам невыгодных условий.

Таким образом, поправка направлена на защиту потребителей в экстремальных ситуациях, когда рынок перестает работать по обычным законам. По сути, речь идет о временном расширении антимонопольного регулирования, чтобы пресекать злоупотребления на локальном уровне.

Законопроект разработан по поручению председателя правительства Михаила Мишустина и в настоящий момент находится на стадии межведомственного согласования. ФАС не исключает, что в процессе согласования отдельные положения будут корректироваться. Однако в целом направление изменений обозначено четко: усиление прозрачности ценообразования и расширение инструментов реагирования в кризисных ситуациях.

Поделиться: