Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта Госдума ставит под сомнение бессрочные лицензии на фумигацию

Госдума ставит под сомнение бессрочные лицензии на фумигацию

6 июня 2025
Госдума ставит под сомнение бессрочные лицензии на фумигацию

Бессрочные лицензии на работу с ядами I класса опасности — звучит как сюжет из фильма ужасов, но это реальность российского фитосанитарного контроля. Почему одни компании годами используют самые токсичные вещества без повторной проверки? Кто выдает справки о дезинфекции, даже не выходя в поле? И почему в 2025 году всё может измениться?

Время пересмотреть бессрочность

В Государственной думе предложили отказаться от бессрочных лицензий на выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию (фумигации). Новый законопроект уже опубликован на сайте думской системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД), и его инициаторы подчеркивают, что существующая система создает реальную угрозу общественной и экологической безопасности.

В центре проблемы — вещества I класса опасности. Эти пестициды обладают чрезвычайной токсичностью, а их неправильное применение может привести к трагедиям. В России ежегодно фиксируются инциденты, связанные с утечками и отравлениями. В некоторых случаях речь идет о летальных исходах. Такие вещества требуют не просто повышенного внимания, а регулярной переаттестации и проверок на всех уровнях применения от хранения до утилизации.

Однако сегодня этого не происходит. Бессрочная лицензия, выданная один раз, дает право на фумигацию без необходимости регулярного обновления документов и прохождения повторных проверок. По сути, это означает, что компания, получившая разрешение, может десятилетиями использовать самые опасные химикаты без подтверждения соответствия требованиям безопасности. Именно это, по мнению законодателей, и создает «регуляторную дыру» в системе.

Более того, в пояснительной записке к законопроекту указано, что бессрочные лицензии выданы преимущественно на работы с пестицидами наивысшего уровня опасности — то есть теми, при нарушении условий обращения с которыми риск возрастает в разы. Без четкого механизма пересмотра таких разрешений сложно обеспечить безопасность ни на объектах аграрной сферы, ни в прилегающих территориях.

Скрытая опасность за документами

Серьезную тревогу вызывает и отсутствие прозрачности в процессе контроля. Согласно официальным данным Россельхознадзора, в России действует 64 лицензии на право проведения фумигационных работ с использованием пестицидов от I до IV классов опасности. Но только пять из этих лицензий прошли полноценные проверки за последние семь лет. Это значит, что почти 60 компаний из списка работают без какого-либо внешнего мониторинга.

Проблема осложняется тем, что после получения лицензии компания не обязана предоставлять обновленную информацию о техническом оснащении, транспортных средствах, сотрудниках и складских помещениях. Все документы подаются один раз — при первичном оформлении. Далее органы контроля не получают даже сведений о том, продолжается ли деятельность или компания уже прекратила работу. Существуют случаи, когда лицензии переходят к другим операторам — но эти изменения нигде официально не отражаются.

В результате складывается картина полной непрозрачности. Инспекторам, выезжающим на профилактические визиты, часто недоступна информация о том, какой техникой и по каким маршрутам перевозятся пестициды, где именно они хранятся, и есть ли у водителей соответствующие разрешения. В большинстве проверенных дел отсутствовали актуальные документы: из 64 лицензий, оформленных после 2018 года, только четыре компании предоставили действующие договоры аренды транспорта и складов, а также документацию по ДОПОГ. Остальные 60 дел содержали устаревшую, либо вовсе отсутствующую информацию.

Нарушения не ограничиваются бумажной частью. На практике также выявляются серьезные отклонения от требований. В июле прошлого года заместитель руководителя ФКП «РФО» (структура Россельхознадзора), заявила, что отдельные компании фальсифицируют отчетность, а именно в документах указано, что фумигация проведена, хотя на самом деле процедуры не проводились. Это может означать, что грузы перемещаются без должной дезинфекции, что повышает риск распространения карантинных объектов, а также контакт людей с особо опасными веществами.

Даже единичные случаи таких нарушений — уже тревожный сигнал, а учитывая потенциальные последствия, речь идет о вопросе национальной безопасности. Контроль за фумигацией должен быть не выборочным, а регулярным и всеобъемлющим.

Контроль — это не формальность

На фоне выявленных проблем депутаты предлагают провести системную реформу подхода к фумигационным лицензиям. Первое ключевое предложение — отмена бессрочности лицензий. Взамен должна быть введена система обязательного регулярного продления, с проверкой технического состояния, документации, кадрового состава и материально-технической базы. Это повысит ответственность лицензиатов и позволит контролирующим органам оперативно выявлять нарушения.

Второе предложение касается конкретизации лицензионных требований. В частности, места хранения высокотоксичных пестицидов должны быть изолированы от любых других видов продукции или оборудования. Склад должен быть оборудован системами вентиляции, противопожарной защитой, системами контроля доступа и средствами индивидуальной защиты.

При перевозке фумигантов необходимо строго соблюдать требования международного соглашения ДОПОГ. Это значит, что транспорт должен быть оснащен необходимыми средствами безопасности, а водитель должен иметь специальную подготовку, удостоверение и опыт работы с опасными грузами. Допуск к перевозке должен предоставляться только после прохождения всех инструктажей и проверки состояния транспорта.

Особое внимание предлагается уделить актуальности всей документации. Законопроект предусматривает обязательное подтверждение лицензии не реже одного раза в три года. В рамках подтверждения лицензиаты будут обязаны представить:

- Действующие договоры аренды складов и транспорта;
- Технические паспорта и допуски на используемое оборудование;
- Документы о прохождении обучения и переаттестации персонала;
- Заключения о соответствии условий хранения и транспортировки требованиям безопасности.

Такая мера должна исключить возможность использования фальшивых данных и ликвидировать «серые зоны» в отрасли, когда работа продолжается при полном отсутствии контроля.

Реакция на инициативу уже поступила от профессионального сообщества. Многие эксперты поддерживают изменения, отмечая, что усиление контроля над опасными веществами давно назрело. Тем более что в Госдуме параллельно рассматривается другой законопроект — об ускоренном применении пестицидов в сельском хозяйстве. Если один закон расширяет возможности аграриев, то другой должен обеспечить безопасность этих процессов.

Фумигация с использованием пестицидов I класса опасности — это высокорисковая сфера, требующая жесткого регулирования. Уход от бессрочных лицензий, усиление прозрачности и регулярный контроль — это не просто бюрократия, это механизм защиты здоровья людей и природной среды. Только системный подход позволит избежать трагедий и обеспечить устойчивость агропромышленного комплекса.

Поделиться: