Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта Минус миллиарды — кого вычеркивают из списка господдержки

Минус миллиарды — кого вычеркивают из списка господдержки

8 июня 2025
Минус миллиарды — кого вычеркивают из списка господдержки

Поддержка аграрного сектора вновь на распутье: пока одни направления теряют миллиарды, другие — получают дополнительные средства. Как перераспределение бюджета влияет на отрасль и что стоит за сухими цифрами проекта поправок?

Минус по экспортным пошлинам: зерно без приоритета

Проект поправок к федеральному бюджету текущего года, опубликованный в думской системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД), вносит серьезные корректировки в распределение финансирования аграрного сектора.

Одно из наиболее заметных изменений — сокращение вдвое финансирования агропрома за счёт экспортных пошлин на зерно. В действующей редакции предусмотрено 53,3 млрд. рублей, а в новой версии только 28,7 млрд. Речь идёт о поступлениях в федеральный бюджет от экспорта зерновых за пределы стран – участниц Таможенного союза.

При этом средства остаются в бюджете под подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство» раздела «Национальная экономика». Формально это резерв, использование которого остаётся в компетенции Правительства РФ. Однако сокращение почти на 25 миллиардов рублей вызывает закономерные вопросы относительно текущих приоритетов поддержки сельского хозяйства.

Дополнительный удар по финансированию наносит почти шестикратное сокращение средств от продажи квот на крабовые аукционы. Изначально на эту статью планировалось направить 2,485 млрд. рублей, но в новой редакции бюджета сумма уменьшена до 430 млн. рублей, иными словами, изначальная сумма урезана на 2,055 млрд. рублей.

Для сравнения, в 2026 году объёмы ассигнований по этой статье останутся на уровне 4,8 млрд. рублей, а в 2027 — 3,9 млрд. рублей. Это указывает на то, что текущие сокращения касаются исключительно ближайшего бюджетного периода и, возможно, являются временной мерой, не отражающей долгосрочную стратегию.

Соответствующие поправки по зерновым пошлинам предполагается внести в пункт 17 статьи 21 закона 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Изменения по крабовым квотам отразятся в пункте 18 той же статьи. Таким образом, оба направления урезания закрепляются на уровне федерального закона.

Сокращение ассигнований из экспортных пошлин на зерно особенно критично на фоне сохраняющейся волатильности мирового рынка. В условиях усиливающейся конкуренции со стороны других стран-экспортёров, таких как Бразилия и Украина, снижение внутренней поддержки может поставить под угрозу конкурентоспособность российского зерна на внешних рынках. Это, в свою очередь, может отразиться и на доходах сельхозпроизводителей, и на общей валютной выручке агросектора.

Резкое снижение по одним статьям, рост — по другим

На фоне сокращения финансирования по крабовым квотам и зерновым пошлинам, правительство предлагает и повышение поддержки по другим направлениям. Так, общий объём финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия возрастает с 284,2 до более чем 326 млрд. рублей.

Это увеличение — почти на 42 млрд. рублей, выглядит как шаг в сторону восстановления баланса, но по факту означает перераспределение приоритетов внутри сектора. Вместе с тем, не все направления выигрывают от новых бюджетных решений.

Согласно ежегодному национальному докладу о ходе реализации госпрограммы, подготовленному Минсельхозом РФ в 2025 году субсидии на производство картофеля и овощей составят 3,7 млрд. рублей, тогда как в 2024 году было заложено 4,5 млрд., а фактически освоено 4,2 млрд. рублей. При этом освоение составило 99,9%, что подтверждает высокую востребованность и реализацию средств.

Таким образом, на 2025 год финансирование снижено на 500 млн. рублей по сравнению с предыдущим годом, что объясняется официально «сокращением заявленной потребности субъектов Российской Федерации».

Одновременно с этим Минсельхоз сообщает об отборе девяти инвестиционных проектов в области картофеле- и овощеводства на общую сумму 1,35 млрд. рублей. Это свидетельствует о продолжении государственной поддержки, несмотря на сокращение прямых субсидий.

Однако, как показывает статистика, производство картофеля в организованном секторе в 2024 году снизилось на 15,3%, составив 7,3 млн. тонн. Это значение соответствует среднему за последние пять лет, но не покрывает целевые показатели доктрины продовольственной безопасности РФ.

Кроме того, показатель самообеспечения картофелем сократился с 101% в 2023 году до 91,6% в 2024 году. Это значит, что Россия вышла за рамки установленного индикатора, что в долгосрочной перспективе может потребовать дополнительных корректировок в господдержке.

Снижение финансирования при высокой степени освоения бюджетных средств ставит под сомнение достаточность текущего уровня поддержки. Особенно с учётом сохраняющейся зависимости от климатических факторов и логистических рисков, влияние которых в последние годы только усилилось. Поддержка овощеводов в таких условиях приобретает критическую важность для обеспечения стабильности продовольственного рынка.

Снижение не в ущерб перспективам?

Наряду с фактом сокращения субсидий и колебаний по экспортным статьям, важной становится и динамика площадей под картофель. По данным Минсельхоза, в 2024 году посевные площади под картофель снизились с 313,7 до 281,3 тыс. гектаров. Это почти 32,4 тыс. гектаров потерь по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, в 2025 году ожидается незначительное увеличение — до 286,3 тыс. гектаров. Этот прирост может быть сигналом разворота тренда в сторону восстановления отрасли, особенно в условиях комплексной государственной поддержки.

Если сопоставить ожидаемое увеличение посевных площадей с инвестиционными проектами в картофеле- и овощеводстве, можно предположить, что власти делают ставку на точечное вложение средств в инфраструктуру и модернизацию, а не на прямое субсидирование объёмов.

Также важно учитывать, что инвестиционные проекты, поддержанные государством, предполагают не только расширение производственных мощностей, но и внедрение современных технологий хранения, переработки и логистики. Это может существенно повлиять на повышение эффективности всей цепочки от поля до прилавка и снизить потери при транспортировке и хранении.

В конечном итоге, представленная в СОЗД редакция бюджета демонстрирует смещение акцентов: от массового распределения через экспортные доходы к структурной и адресной поддержке приоритетных направлений. Однако реальное влияние этих решений можно будет оценить только по итогам следующего сельхозгода.

Остаётся открытым вопрос — смогут ли адресные меры в условиях снижения ряда других источников компенсировать падение производства и достичь ключевых показателей продовольственной безопасности. Но уже сейчас очевидно: на фоне урезания по одним статьям, другие — получают новый импульс развития.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: