Выберите ваш город
Или укажите в поле

Морской экспорт зерна

17 августа 2020
Морской экспорт зерна

Эксперты отмечают стагнацию рынка экспорта зерна в летние месяцы и низкий спрос на фрахт судов. Постарались разобраться в причинах сложившейся ситуации и дать прогноз на сентябрь-октябрь 2020 года.

Основной объем экспортного зерна проходит через порты Азово-Черноморского бассейна. В транспортной системе, обеспечивающей логистику продукции на юге России, можно выделить глубоководные пункты в Новороссийске, Туапсе и на Таманском полуострове. Порт Кавказ действует как точка рейдовой перевалки с малых морских, речных и бортов типа «река – море» на крупные сухогрузы. Также в этот перечень входят мелководные терминалы Азовского моря. В последние годы большую роль в транспортировке зерна играют речные порты, поскольку основные зернопроизводящие регионы России находятся в районе Азово-Донского, Волго-Донского и Волжского речных бассейнов.

Традиционно на первое полугодие сельхозсезона приходится до 70% экспортных продаж из южных портов России. Но 2020 год оказался сложным для прогнозирования экспортного потенциала зернового рынка. Недавние аналитические данные «СовЭкона» говорят об обвале мирового рынка пшеницы и о снижении экспортерами цен в портах. «Не устояли и российские экспортные цены, которые за прошлую неделю опустились на $4 до $205 FOB. На фоне снижения экспортных цен экспортеры предприняли новую попытку продавить рынок пшеницы на российском Юге. Средние цены спроса в глубоководных портах на прошлой неделе снизились на 100 руб. до 13,650 руб./т (12,5%, без НДС)» (цитата по «СовЭкону»).

Отечественные экспортеры отмечают, что интерес к отечественному зерну традиционные потребители – Египет и Турция – проявляют неактивно. Новые контракты по этим направлениям заключаются в минимальном объеме. Участники рынка непривычно низкую активность связывают с последствиями пандемии. Кроме того, в связи с недавними трагическими событиями – взрыв в порту Бейрута – Ливан на неопределенное время выбыл из числа стран-импортеров российского зерна из-за разрушенной принимающей инфраструктуры.

И экспортеры, и судовладельцы говорят о том, что в летние месяцы они наблюдали слабую деловую активность и как следствие – низкий спрос на тоннаж. Хотя ставки на фрахт по традиционным направлениям сохранились на уровне прошлогодних. На перевалку из речных портов в порт Кавказ ставки составляют $8-10 за тонну, ставки фрахта на базисе Ростов – Мармара равны $20-22 за тонну.

Оживление рынка фрахтования ожидают в сентябре – октябре 2020 года. В первую очередь, эксперты прогнозируют повышение спроса на малотоннажные суда для вывоза урожая из Поволжья и Центрального региона, но диапазон ставок останется неизменным.

На повышение спроса на фрахт крупнотоннажных судов может повлиять переориентация экспортеров с традиционных направлений – Турции и Египта – на страны Северной Африки и Азии. По указанным направлениям уровень стоимости фрахта спрогнозировать сложно, хотя эксперты отмечают низкий уровень ставок.

Украина также является крупным поставщиком зерновых, сопоставимым по объемам вывоза с РФ. По географическому положению по отношению к покупателям она похожа на Россию, поскольку основу украинского экспорта составляют государства с выходом к Черному, Средиземному и Красному морям. Кроме того, Украина сильнее России на европейских рынках. Но по прогнозам, из-за сложных погодных условий 2020 году в Украине соберут меньше зерновых, чем в прошедшем году. Вместе с низким урожаем в Европе существует вероятность замещения потребности российским зерном, и следовательно, повышение спроса на морские перевозки.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: