Агропромышленный комплекс играет важную роль в развитии экономики нашей страны и в части внедрения цифровых технологий имеет большой потенциал. Уже сегодня крупные российские сельскохозяйственные компании активно внедряют технологии искусственного интеллекта (далее – ИИ) в свою деятельность, используя системы мониторинга, анализа данных и автоматизации процессов, применяя методы машинного обучения, нейронные сети и другие технологии.
Всего Минсельхоз России оперирует с 18 информационными системами. На очереди их интеграция на единой цифровой платформе.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2025 № 1822 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 710» по 31.12.2030 продлен эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Также дополнен перечень сведений, обмен которыми организуется при проведении эксперимента.
К основным направлениям внедрения технологий искусственного интеллекта в отрасли можно отнести беспилотную технику, моделирование данных, автоматизацию сельскохозяйственных процессов: автономная техника для посева, выращивания и уборки урожая; выявление с помощью дронов зон с угрозой урожаю (выявление болезней, вредителей сельскохозяйственных культур); повышение урожайности сельскохозяйственных культур с помощью прогнозирования на основании построения моделей использования полей/ сельхозугодий по историческим данным, погодным условиям, спутниковым снимкам при составлении/ расчете идеального севооборота для конкретного поля; расчет количества и состава удобрений на каждый метр поля; мониторинг состояния полей по спутниковым снимкам (засоренность, границы, необходимость рекультивации земель); мониторинг за состоянием крупного рогатого скота; селекция особей поголовья с приоритетными характеристиками; мониторинг выполнения технологических регламентов на птицефабриках, мониторинг выращивания поросят (сокращение смертности при кормлении самкой – ИИ мониторинг); прогноз загрузки производственных площадок с помощью ИИ (подбор оптимального варианта распределения производства из всех доступных сценариев распределения заказов по производственным площадкам для максимального покрытия спроса при минимальных издержках); прогноз спроса на производимую продукцию (ИИ позволяет учесть множество факторов, влияющих на построение прогноза, его точность), как следствие - сокращение потерь скоропортящейся продукции, точность планирования производства; контроль соблюдения санитарных норм на производстве мониторинг труда рабочих на конвейерной линии и т.д.
Агробизнес в России движется по пути достижения максимальной цифровой зрелости, которая способствует росту конкурентоспособности и экономической эффективности компаний. Правительством РФ реализуются меры поддержки для стимулирования аграриев к применению современных цифровых решений и оборудования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предоставляется поддержка в виде льготного кредитования для сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий на закупку и внедрение программного обеспечения, в том числе с использованием искусственного интеллекта, на дооснащение техники и оборудования автоматизированными системами, закупку дронов (размер субсидии, предоставляемой уполномоченным банкам, составляет 50 процентов ключевой ставки, льготная ставка составляет не более 12,5% годовых, а сроки кредитов варьируют от 2 лет до 8 лет в зависимости от направления расхода).
Кроме того, Минцифры России предоставляются:
1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2019 № 1598 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, с применением льготного кредитования», а также с Постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 № 1780 «Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» предусмотрено льготное кредитование – на разработку, внедрение и приобретение российских программных продуктов;
2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 № 550 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий» (Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), а также с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 № 555 «Об утверждении Правил предоставления субсидии в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий» предусмотрена грантовая поддержка – на разработку и внедрение российских систем в целях ускоренного замещения критически важных иностранных продуктов.
На текущем этапе в области информационных технологий в отраслях АПК по многим ключевым направлениям сохраняется зависимость от цифровых решений иностранного производства.
Многие предприятия в растениеводстве, животноводстве, хранении, переработке зерна и других отраслях сельского хозяйства сегодня оказались
в определенной зависимости от зарубежного программного обеспечения.
Таким образом, одной из приоритетных задач отрасли является замещение критически важного отраслевого иностранного программного обеспечения.
В Минсельхозе России создан отраслевой комитет «Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы» и индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в ключевых отраслях экономики по направлениям «Агропромышленный комплекс» и «Рыбохозяйственный комплекс», включающие представителей крупнейших отраслевых компаний.
Перед ИЦК стоят задачи определения критических направлений, требующих первоочередного импортозамещения, оценки проектов, проведения ранжирования их значимости и представления итоговых критически важных предложений в ОК для последующего проведения конкурсного отбора проектов на получение государственной поддержки на разработку и внедрение российских решений в отрасль.
В 2022 году Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию (перечень Поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина по итогам конференции «Цифровая индустрия промышленной России» от 16.06.2022 № ММ-П10-10127) в целях реализации мероприятий по импортозамещению критически важного отраслевого программного обеспечения поддержано 6 проектов ИЦК «Агропромышленный комплекс» в области управления сельхозпроизводством, свинокомплексом, молочным заводом, маслоэкстракционным заводом, жировым комбинатом, элеватором, управление стадом КРС, которые получили грантовую поддержку государства и в настоящее время реализуются в установленном порядке.
Проект 1: «Разработка программно-аппаратного комплекса учета производственных операций на свинокомплексе «Свинофон». Проект направлен на импортозамещение в IT ландшафте преобладающего использования системы Cloudfarms – системы автоматизированного ввода оперативных данных по операциям и событий с животными разных половозрастных групп.
Проект 2: «Внедрение системы управления стадом крупного рогатого скота». Проект направлен на импортозамещение в IT ландшафте молочной отрасли преобладающего использования системы сбора и анализа информации, получаемая с доильного оборудования, систем управления стадом, систем контроля питания и других систем уровня АСУТП в ПО Dairy Comp 305 (производства США).
Проект 3: «Управление элеватором, маслоэкстракционным заводом и жировым комбинатом». Цель проекта – создание единой цифровой среды сквозного автоматизированного учета и управления производством, повышение эффективности производства за счет снижения вероятности простоев, остановки снижения производительности по причинам отсутствия, нехватки сырья, повышение точности, достоверности и оперативности предоставления информации (в т.ч. формирования выходных документов), сокращение объемов бракованной продукции за счет оперативного контроля качества, а также исключение (минимизация) влияния человеческого фактора за счет создания условий, исключающих искажение отчетности.
Проект 4: «Разработка ПО для управления производством молока на заводе». Проект по замене решений SAP и Hoegemann из Германии, CSB из Британии, Wondeware, Proleit из США. Система управления всеми этапами производства молочного предприятия.
Проект 5: «Доработка и внедрение системы управления сельскохозяйственным производством на базе отечественного ПО». Цель проекта: импортозамещение, внедрение отечественной системы управления сельскохозяйственным производством на базе сервиса «История поля»; повышение урожайности за счет повышения скорости принятия управленческих решений на 5%; снижение операционных затрат на агрономическую службу за счет оптимизации осмотров полей с помощью дронов на 7%; снижение расхода гербицидов за счет понимания видового состава растительности и применения оптимальных гербицидов на 5%; замена решения Cropio (Кропио) (Cropwise Operations) подсистемы Syngenta Group (китайская компания с центрами разработки в Европе, но с мощностями у Google).
Проект 6: «Разработка и подготовка к серийному производству в Российской Федерации роботизированного комплекса агрономического анализа почвы (РКААП) «АГРО-ПОЧВА». Цель проекта: решение проблемы сохранения прибыльности агропредприятий за счет более рационального использования минеральных удобрений (по потребности каждой из зон поля) и снижения расходов предприятия на их закупку; получение сферой агропромышленного производства России ресурсов для собственного развития и обеспечения технологического суверенитета; использование технологии для оценки явлений, снижающих урожайность сельскохозяйственных производств от установленных целевых значений.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» одним из приоритетных направлений является переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания. Достижению поставленной цели способствует внедрение в сельское хозяйство передовых цифровых и интеллектуальных технологий, роботизированных систем.
Цифровизация сельского хозяйства направлена на повышение эффективности и устойчивости его функционирования путем кардинальных изменений качества управления, как технологическими процессами, так и процессами принятия решений на всех уровнях иерархии, базирующихся на современных способах производства и дальнейшего использования информации о состоянии и прогнозировании возможных изменений управляемых элементов и подсистем, а также экономических условий в сельском хозяйстве.
Мировая практика и опыт успешных отечественных сельскохозяйственных производителей показывают, что применение современных цифровых технологий позволяет сформировать оптимальные почвенно-агротехнические и организационно-территориальные условия, обеспечивающие в течение всего жизненного цикла сельскохозяйственной продукции значительное повышение урожайности растений, продуктивности животных и производительности труда, снижение материальных затрат на топливо, электроэнергию, средства защиты растений, оплату труда и другие виды расходов, сохранение плодородия почв и защиту окружающей среды.
Реализация перехода АПК к «цифровому сельскому хозяйству» основывается на внедрении передовых цифровых и интеллектуальных технологий («точное» земледелие, интернет вещей, анализ больших данных и др.) и создании цифровых предприятий, таких как «умное поле», «умный сад», «умная ферма», «умная теплица» и т.д.
Концепция формируемых цифровых предприятий заключается в широком применении компьютерной и коммуникационной техники, роботизированных машин, программного обеспечения для сбора, анализа, хранения и передачи информации, а также методов поддержки принятия управленческих решений.
Формирование эффективных управленческих решений и технологических сценариев в цифровом сельском хозяйстве основывается на анализе массивов различных данных об объектах производственного процесса (растения и животные), окружающей их среде (почва, погодные условия, микроклимат и т.д.), а также технических средствах производства (сельскохозяйственные роботы, машины и оборудование).
Формирование цифровой интеллектуальной технической системы для контроля параметров и управления продукционными процессами при возделывании сельскохозяйственных культур требует решения следующих задач:
- создание информационных систем для сбора и анализа данных о состоянии почв, растений или животных, окружающей среды, микроклимата
с применением облачных технологий и технологий интернета вещей;
- создание информационной системы и технических средств для получения и оперативной обработки информационных потоков, определяющих особенности роста и состояния сельскохозяйственных растений или животных;
- разработка унифицированных средств передачи данных с учетом специфики сельскохозяйственного производства;
- разработка машинных технологий с применением роботизированных (в том числе беспилотных) технических средств для реализации управляющих воздействий в автоматическом режиме.
Д.М. Хомяков, профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова