В числе различных вкусовых добавок, которые смущают многих потребителей и заставляют их возвращать продукт на полку, встречаются и такие компоненты, как ароматизаторы. Они бывают искусственными, натуральными и идентичными натуральным.
Если с первыми двумя все более или менее понятно, то последние, как правило, вызывают замешательство: слово «натуральный» по умолчанию внушает доверие, а слово «идентичный» это доверие заставляет пошатнуться.
В последние годы ароматизатор, идентичный натуральному, стали обозначать в составе как просто «ароматизатор», тем не менее методика его получения осталась прежней. Для того чтобы разобраться, что стоит за этими определениями, мы обратились к доктору биологических наук, ведущему научному сотруднику Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии РАН Ольге Багрянцевой.
Много ли ароматизаторов в наших продуктах?
Из примерно тысячи килограмм еды, которую за год съедает человек, на вкусоароматические вещества приходится примерно 500 г. Из них только 25 г поступают в пищу в составе ароматизаторов, которые целенаправленно добавляются в продукты. Остальные 475 г мы съедаем с овощами, фруктами, травами и так далее. Поэтому первое, на что следует обратить внимание, это на то, что съедаемого нами их количества все равно было бы недостаточно, чтобы нанести вред здоровью. Но о вредности и опасности говорить не приходится, поскольку все ароматизаторы – и натуральные, и идентичные натуральным, и искусственные – проходят многочисленные проверки. В настоящее время существует список разрешённых для пищевого производства вкусоароматических веществ, безопасность которых для потребителей, безусловно, подтверждена.
Что означает «ароматизатор, идентичный натуральному»?
Химическая формула ароматизатора, идентичного натуральному, полностью соответствует формуле ароматизатора, полученного из растительного или животного сырья.
В мире даже не существует технологий и методов, которые помогли бы отличить натуральный ароматизатор, полученный из природного сырья, от идентичного натуральному, полученного в процессе химического синтеза. Таким образом, ароматизатор, производимый при помощи химического синтеза, гораздо дешевле натурального, но при этом совершенно не отличается от него по химическому составу и свойствам.
Устоявшееся мнение, что все натуральное – обязательно полезное, не всегда корректно.
Многие растения содержат в своём составе такие биологически активные вещества, которые могут оказать негативное влияние на здоровье человека. Например, мята. Казалось бы, безобидная травка, но на самом деле в ней содержится в небольших количествах пулегон.
Поэтому, например, если концентрированные экстракты из мяты не очистить, то при их попадании в организм в большом количестве могут быть негативные последствия. Пулегон способен оказывать токсическое воздействие на печень. Но пугаться натуральных ароматизаторов тоже не стоит, поскольку при производстве вкусоароматических добавок из пищевого сырья и/или из продуктов растительного, животного или микробного происхождения ароматизатор проходит очистку от всех примесей, которые могут быть токсичны. На сегодняшний день деление ароматизаторов на натуральные, идентичные натуральным и искусственные уже устарело, хотя все ещё на слуху.
Теперь принята более лаконичная классификация: выделяют либо натуральные ароматизаторы, либо просто ароматизаторы.
Первая группа включает в себя ароматизаторы, полученные из натурального сырья.
Вторая – созданные в процессе химического синтеза вещества: либо искусственные, либо полностью повторяющие формулу натуральных вкусоароматических веществ, то есть идентичные им. Что касается искусственных ароматизаторов – да, они уже не повторяют формулу натуральных и синтезируются в лабораториях с нуля.
Но опять же: в пищевой продукции используются только те, которые входят в перечень разрешённых веществ и прошедшие токсикологическую оценку.
А что, если производитель добавит в продукт «убойную дозу» ароматизатора?
Это вряд ли. Ведь для достижения нужного вкуса/аромата добавки нужны в минимальном количестве. Содержание ароматизатора в продуктах как правило колеблется от 0,01% до 2% процентов, что совсем не много. Если переборщить, это не улучшит вкус, однако сильно повысит стоимость продукта, а в этом производитель не заинтересован.
Источник: «ПищеПромЭксперт»