В новое время АПК как ключевая область внутреннего рынка и экспорта в стране ищет новые ресурсы, в том числе - логистические и транспортные.
Что по перевозкам
Объем перевозки грузов по сети ОАО «Российские железные дороги» с января по август 2023 года вырос на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, достигнув 918,14 миллионов тонн, как указано в отчете компании.
Внутренние перевозки увеличились на 1,2% и составили 548,9 миллиона тонн за этот период. Международные перевозки выросли на 2,7% за восемь месяцев и достигли 369,2 миллиона тонн, включая 237,1 миллиона тонн через порты (рост на 1,9% по сравнению с январем-августом 2022 года) и 132,1 миллиона тонн через пограничные переходы (рост на 4,2%).
Импорт в январе-августе 2023 года увеличился на 8,2%, достигнув 51,4 миллиона тонн, включая 10,4 миллиона тонн через порты (рост на 13,7%) и 40,9 миллиона тонн через пограничные переходы (рост на 6,9%).
Транзитные перевозки выросли на 19,6%, достигнув 28,2 миллиона тонн, включая 933,9 тысяч тонн через порты (снижение в 1,3 раза) и 27,3 миллиона тонн через пограничные переходы (рост на 21,8%).
Экспортные перевозки увеличились на 0,4% за первые восемь месяцев текущего года, достигнув 289,6 миллиона тонн. Перевалка через порты увеличилась на 1,5%, составив 225,8 миллиона тонн, в то время как через пограничные переходы снизились на 3,3% и составили 63,8 миллиона тонн.
Экономично и паровозно
Правительство России расширяет субсидирование перевозок сельскохозяйственных грузов по железной дороге, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. Это решение позволит внести изменения в существующие нормы и упростить доставку различных сельскохозяйственных товаров. В частности, новые меры предусматривают субсидии для перевозки ржи, включая мукомольные предприятия в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Этот шаг направлен на поддержание стабильных цен на продукты, такие как хлеб, мука и другие продукты. Кроме того, расширенное субсидирование будет также применяться к перевозке минеральных удобрений в регионы Дальнего Востока, предоставляя льготы для всех аграриев в этом регионе.
Эти меры призваны снизить расходы сельскохозяйственных предприятий и повысить их рентабельность. Господдержка перевозок сельхозпродукции по железной дороге действует с 2019 года и предусматривает компенсацию потерь, возникающих из-за льготных тарифов на транспортировку таких товаров, включая вагоны и контейнеры. В текущем году на эти цели правительство выделило 6,3 миллиарда рублей.
Куда путь держим
70% грузов, связанных с сельскохозяйственной продукцией, которые перевозятся по железной дороге, направлены к припортовым станциям Российских железных дорог. В январе-июле текущего года перевозки зерновых грузов в припортовые станции увеличились в 2,6 раза, достигнув 7,7 миллиона тонн, а в направлении сухопутных пограничных переходов увеличились в 1,6 раза, достигнув 4,5 миллиона тонн.
Общий объем перевозок зерна по сети РЖД за 7 месяцев 2023 года составил 17,4 миллиона тонн, что на 45,4% больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Более 12,2 миллиона тонн из этой суммы предназначены на экспорт, что в 2,1 раза выше прошлогодних показателей. Только в июле было отправлено 2,3 миллиона тонн, что на 60% больше, чем в июле прошлого года.
Этот рост экспорта обеспечивается увеличенными отправками в порты Новороссийска, Тамани, а также в Казахстан и Киргизию. Одним из наиболее перспективных направлений является транспортировка зерна в порт Высоцк.
Сергей Мамедов, аудитор Счетной палаты, подчеркнул важность развития поставок сельскохозяйственной продукции на мировые рынки для России и отметил, что господдержка в этой сфере является важным инструментом для поддержания доходности сельского хозяйства.
Проект «Экспорт продукции АПК», реализуемый с 2019 года, выделил значительные средства на финансирование данной инициативы. В текущей структуре господдержки около 12,5% приходится на меры, направленные на снижение издержек при транспортировке сельскохозяйственной продукции. Этими мерами пользуются производители зерна, мукомольной, крупяной, масложировой продукции, сахара и кондитерских изделий.
Дон железнодорожный
Экспортные перевозки зерна из Ростовской области через Северо-Кавказскую железную дорогу (СКЖД) выросли в текущем году на 40,8%, что составляет 201,8 тысяч тонн. Эта информация была представлена на совещании между руководством Российских железных дорог и экспортерами зерна из Ростовской области.
На совещании обсуждались усилия, направленные на увеличение объемов перевозок в восточном и южном направлениях через международный транспортный коридор «Север-Юг» (МТК «Север-Юг»). Этот коридор предоставляет альтернативу морскому пути, соединяющему Россию со странами Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Однако для его полноценного функционирования необходимо реализовать дорогостоящий проект по строительству железнодорожного участка Решт-Астара в Иране. Этот проект позволит увеличить грузопоток с 1 до 15 миллионов тонн в год к 2030 году. Первые грузы по МТК «Север-Юг» планируется отправить в 2025 году.
РЖД также работает над увеличением грузопотока в этом направлении, переводя участок коридора Дербент - Самур - государственная граница на систему тяги переменного тока и расширяя пропускную способность пограничного перехода Самур.
Хотя экспорт зерна через СКЖД продолжает расти, эксперты не считают, что сухопутный коридор «Север-Юг» станет серьезной альтернативой морскому пути. Перевозки по железной дороге вряд ли будут конкурировать по стоимости с морскими перевозками.
Логика и логистика поставок в порты
«Сегодня мы готовы отправлять экспортные грузы в контейнерах в рамках организованных поездов с установленными расписаниями из Ростова-на-Дону в направлении Новороссийского порта, а также портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Это предоставляет возможность доставить продукцию Ростовской области на рынки Сибири, Дальнего Востока, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Китая и Монголии», - сказал эксперт.
Однако экспортёры Ростовской области выдвигают ряд логистических проблем, которые влияют на скорость отгрузки и прибыльность экспорта товаров из региона. Наталья Беседина, владелец и директор ООО «ВТА Лайн», отметила, что одной из основных проблем для экспортёров является недостаток оперативной информации о наличии подвижного состава.
«Проблема заключается не в количестве вагонов, а в информации, предоставляемой грузоотправителям о наличии вагонов и их количестве. Многие грузоотправители имеют сложности с поиском достаточного количества вагонов, так как их регулярные контрагенты не могут обеспечить их и не предоставляют информацию о доступности подвижного состава для экспорта», - подчеркнула спикер.
Представитель компании «Амилко» из Ростовской области также подтвердил эту проблему и рассказал о трудностях с отгрузкой из-за недостатка вагонов.
«Мы столкнулись с проблемой нехватки вагонов, когда в июле заключили контракт на поставку патоки в Казахстан. Мы до сих пор не можем выполнить этот контракт из-за того, что цистерны не пришли. Эта ситуация поставила нас на грани простоя, так как мы не могли отправить продукцию в Казахстан и не смогли удовлетворить других клиентов», - рассказал представитель «Амилко».
Беседина предложила создать интерфейс, который позволит владельцам грузов стыковаться с собственниками вагонов по мере их освобождения, чтобы эффективно планировать перевозки. «Важно иметь информацию о наличии вагонов на различных железнодорожных линиях для более эффективного планирования», - подчеркнула эксперт.
Куда едут удобрения?
Погрузка химических и минеральных удобрений на Свердловской железной дороге увеличилась на почти 10% с начала 2023 года. За январь-август 2023 года объем погрузки химических и минеральных удобрений на Свердловской железной дороге достиг 9,4 миллиона тонн, что означает прирост на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот рост перевозок связан с постоянным спросом на удобрения на мировом рынке и потребностями российских агропромышленных предприятий.
С начала текущего года объем экспортных отправлений удобрений через порты Северо-Запада, Дальнего Востока и сухопутные пограничные переходы увеличился на 22,6%, достигнув отметки в 6,7 миллиона тонн. Перевозки продукции в контейнерах выросли почти в 16 раз, составив 113,6 тысяч тонн. В частности, разработаны новые маршруты доставки удобрений в Китай, включая ускоренные контейнерные поезда через российские станции (Забайкальск, Наушки) и казахстанские станции (Достык, Алтынколь) приграничных районов.
Внутри страны также активно осуществляется отправка удобрений с направлением на станции Северной, Московской, Октябрьской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Горьковской железных дорог. Всего за текущий год было перевезено 2,7 миллиона тонн удобрений. Напомним, что ведущими предприятиями по отправке химических и минеральных удобрений на железных дорогах России являются компании из Пермского края, с основными станциями погрузки, такими как Березники-Сортировочная, Соликамск-2, Заячья Горка, Осенцы и Углеуральская.
Вам на какую ветку?
С начала 2023 года на Свердловской железной дороге (СвЖД) наблюдается рост погрузки химических и минеральных удобрений, который составил почти 10%. За восемь месяцев этого года было загружено 9,4 миллиона тонн таких грузов, что на 9,6% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Этот рост обусловлен устойчивым спросом на удобрения на мировом рынке и потребностью отечественных агропроизводителей.
Также следует отметить, что за январь-август 2023 года экспортные отправки удобрений через порты Дальнего Востока, Северо-Запада и сухопутные пограничные переходы увеличились на 22,6%. В общей сложности было отправлено 6,7 миллиона тонн продукции. Интересно, что перевозки удобрений в контейнерах увеличились практически в 16 раз, достигнув отметки в 113,6 тысяч тонн. Кроме того, внутренние перевозки удобрений в пределах страны составили 2,7 миллиона тонн.
Свердловская железная дорога охватывает территории Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Пермского края. В июле 2023 года на СвЖД было погружено 12,5 миллиона тонн грузов, что на 5,4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Грузооборот за август снизился на 7,4%, составив 18,1 миллиарда тарифных тонно-километров.
Наращиваем экспорт по шпалам
Согласно высказыванию экономиста Андрея Клепача, объем экспорта сельскохозяйственной продукции из России в среднесрочной перспективе может превысить $60 миллиардов, при условии решения логистических проблем. Он подчеркнул эту возможность в ходе форума "Зерно Сибири" в Барнауле.
Спикер также подчеркнул, что Россия имеет большой потенциал для экспорта продукции сельского хозяйства, но рост этого объема зависит от разрешения логистических проблем. Он считает, что при решении этих проблем объем экспорта может значительно увеличиться, особенно в направлении Азии, Ирана, Пакистана и Африки.
Он также отметил, что увеличение доходности сельскохозяйственного сектора сталкивается с ограничением в объеме экспорта и издержках. Для увеличения доходов необходимо разрабатывать стратегии развития сельского хозяйства в сотрудничестве с экспертным сообществом и ассоциациями.
Для реализации экспортного потенциала России, Клепач подчеркнул важность развития портовой логистики, железнодорожных пограничных переходов и строительства собственного зернового флота. Он заверил, что, хотя это потребует времени, все это осуществимо.
В 2022 году Россия экспортировала сельскохозяйственную продукцию на сумму более $41,5 миллиарда, что на 12% больше, чем в 2021 году. География российского аграрного экспорта включает около 160 стран мира, при этом дружественные страны составляют 82% от общего объема экспорта.
Источник: «АПК Эксперт»