Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости проекта Льготы закончились, но надежда на дополнительные средства остается

Льготы закончились, но надежда на дополнительные средства остается

4 апреля 2025
Льготы закончились, но надежда на дополнительные средства остается

Льготы на перевозку зерна и рыбы железнодорожным транспортом в 2025 году были исчерпаны уже через два месяца после запуска программы, что стало неожиданным ударом для аграриев и рыбаков. Минсельхоз приостановил прием заявок из-за быстрого исчерпания лимитов, что привело к острому дисбалансу между спросом на поддержку и доступными ресурсами. Ситуация требует немедленного решения, чтобы избежать роста цен, сокращения поставок и потери конкурентоспособности отрасли.


Кризис льгот: как это произошло?

Минсельхоз России объявил о приостановке приёма заявок на субсидии для железнодорожных перевозок зерна и рыбы через две недели после 26 февраля 2025 года. Причина — исчерпание лимитов, которые были исчерпаны за два месяца вместо ожидаемых девяти. В текущем году на поддержку перевозок выделено 8,3 млрд. рублей, что на 2 млрд. рублей больше, чем в 2024 году. Однако лимиты на перевозку зерна (1,92 млн. тонн) и рыбы (70 тыс. тонн) оказались недостаточными. Для сравнения, в прошлом году аналогичный эффект наблюдался только к сентябрю. Это стало неожиданностью для рынка, поскольку рост спроса на льготы превзошёл все прогнозы.

Льготы распространяются на ключевые товары: зерновые культуры, рыбу и рыбную продукцию, минеральные удобрения, овощи, а также продукты переработки масличных и зерновых культур. В 2025 году лимит на перевозку рыбы был увеличен более чем в два раза — с 31,49 тыс. тонн до 70 тыс. тонн. Однако с 1 февраля компенсация за перевозку рыбы снизилась со 100% до 50% от тарифа, что, возможно, спровоцировало массовый спрос на оставшиеся средства.

Ранее, в 2023 году, Владимир Путин поручил увеличить субсидии для рыбохозяйственного комплекса, в том числе для лососевых видов, чтобы поддержать экспорт и развитие отрасли. Однако текущая ситуация показывает, что спрос превысил ожидания даже при увеличении лимитов. Это связано с ростом объёмов перевозок из-за высокого уровня экспорта, ажиотажем вокруг сокращения компенсаций для рыбы и непредвиденным ростом числа участников программы.

Последствия и риски для рынка

Эксперты предупреждают о негативных последствиях. Без льгот аграрии и рыбаки будут вынуждены компенсировать транспортные расходы за счёт повышения цен на продукцию. Это может привести к росту стоимости зерна, рыбы и других товаров на внутреннем рынке. Для малых и средних предприятий, чья прибыль и так невелика, такие издержки могут стать неподъемными, что снизит их конкурентоспособность.

Кроме того, срыв поставок становится реальным риском. Без поддержки часть грузов может быть перевезена более дорогими или менее эффективными видами транспорта, что замедлит цепочки поставок. Это особенно критично для сезонных товаров, таких как рыба или овощи, где сроки доставки напрямую влияют на качество продукции.

В рыбной отрасли, несмотря на увеличение лимита, снижение компенсации до 50% вызвало ажиотаж: компании массово подали заявки, чтобы воспользоваться льготами до их исчерпания. В зерновом секторе проблема усугубляется высоким уровнем экспорта, который требует оперативных перевозок. Без поддержки часть поставок может сорваться, что ударит по репутации российских производителей на мировых рынках.

Решения и перспективы: как исправить ситуацию?

Минсельхоз и правительство столкнулись с необходимостью оперативного реагирования. Одним из вариантов является расширение лимитов за счет дополнительного финансирования. В прошлые годы подобные ситуации решались за счет выделения резервных средств. Например, в 2023 году, когда лимиты на перевозку зерна были исчерпаны к маю, было добавлено 3 млрд. рублей. В текущем году, учитывая остроту проблемы, аналогичные меры могут повториться, но требуются значительные объемы — до 4–5 млрд. рублей.

Эксперты предлагают пересмотреть подход к планированию. Важно ввести систему динамического распределения средств, которая позволит корректировать лимиты в режиме реального времени. Также стоит усилить контроль за использованием субсидий, чтобы избежать массовой подачи заявок в начале года.

В долгосрочной перспективе Министерству сельского хозяйства необходимо пересмотреть методологию прогнозирования, включив в расчёты не только объёмы, но и сезонность спроса, динамику экспорта и климатические факторы. Например, включить в льготы новые категории товаров или восстановить 100%-ную компенсацию для рыбы.

Рынок ждёт решений: производители уже рассматривают альтернативы, такие как транспортировка продукции автомобильным транспортом или хранение до следующего года, но оба варианта сопряжены с рисками. Правительству необходимо скоординировать усилия, чтобы избежать коллапса в аграрном секторе.

Исчерпание льгот на перевозку зерна и рыбы за два месяца — это вызов для системы государственной поддержки сельского хозяйства. Ситуация подчеркивает необходимость пересмотра подходов к планированию и распределению средств. Правительство, вероятно, выделит дополнительные ресурсы, но долгосрочное решение требует адаптации системы к динамике рынка. Без этого АПК может столкнуться с ростом цен, срывом экспорта и ухудшением условий для малых производителей.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться:

Быстро с 1С-Битрикс