Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости проекта Непрерывная подготовка кадров для отрасли АПК

Непрерывная подготовка кадров для отрасли АПК

4 декабря 2025
Непрерывная подготовка кадров для отрасли АПК

Современное аграрное образование стремительно трансформируется, переходя от традиционных форм к гибким цифровым форматам обучения. С учетом темпов цифровизации отрасли существенно возрастает и значимость запроса на специалистов в сфере АПК с различными цифровыми компетенциями.

С 2025 года реализуется отдельный федеральный проект «Кадры в АПК», который позволит усовершенствовать систему аграрного образования и привлечь в отрасль молодых специалистов. Фундаментом такой подготовки станет сеть агротехнологических классов, которые создаются в партнерстве между школой, аграрным вузом и бизнесом, чтобы, во-первых, дать детям комплексные знания, а во-вторых, сразу задать им четкую образовательную и карьерную траекторию. На данный момент при участие и под руководством Минсельхоза России создано более 1 000 агротехнологических классов, в которых обучаются свыше 16 тысяч детей. К 2030 году планируется увеличить число таких классов до 18 тысяч, вследствие чего ежегодно количество абитуриентов для профильных колледжей и вузов составит 115 тысяч человек.

Сфера образования должна готовить для отрасли сельского хозяйства агроинженеров и цифровых агротехнологов, специалистов по интернету вещей (ИВ, IoT), сенсорных технологий и геоинформационных систем, агроаналитиков и агрономов-генетиков, операторов дронов и сельскохозяйственных экологов.

Интернет вещей - это сеть физических устройств («вещей») с датчиками, встроенным программным обеспечением и возможностью подключения к интернету, которые обмениваются данными между собой и с другими системами без участия человека. Эта концепция позволяет «вещам» собирать информацию о своём состоянии и окружающей среде, а затем передавать её для анализа, что приводит к автоматизации действий и улучшению процессов в различных сферах, в том числе и АПК от «умного помещения» до агротехнологий.

Основываясь на таком запросе работодателей и отрасли в целом, вузы формируют новые образовательные программы.

В 44 образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минсельхозу России, обучаются по программам высшего и среднего специального образования более 288 тыс. человек.

В прошлом году в данных образовательных организациях успешно освоили программы ДПО 124 тыс. человек. Над этим работали не только высшие учебные заведения, но и 15 организаций дополнительного профессионального образования.

В образовательных организациях ведется подготовка специалистов по образовательным программам 110 профилей, связанных с цифровой трансформацией, в рамках различных направлений подготовки: Агрономия (35.03.04), Агроинженерия (35.03.06), Зоотехния (36.03.02), Землеустройство и кадастры (21.03.02, 21.04.02), Природообустройство и водопользование (20.03.02, 20.04.02), Продукты питания животного происхождения (19.04.03), Техносферная безопасность (20.03.01), Гидромелиорация (35.04.10), Лесное дело (35.03.01), Агрохимия и агропочвоведение (35.04.03).

В области ИВ в агровузах наиболее востребованы такие направления подготовки, как: агроинженерия, прикладная информатика, информационные системы и технологии. Среди востребованных дополнительных образовательных программ можно выделить следующие: биоинформатика, искусственный интеллект (ИИ) в бизнес-аналитике, цифровые инструменты и информационные технологии в профессиональной деятельности, диагностика и лечение болезней мелких домашних животных с применением цифровых технологий, цифровые технологии в образовании, основы кибербезопасности.

Образовательные организации активно интегрируются в сетевые партнерства, обмениваются инфраструктурными ресурсами, формируют совместные программы подготовки кадров и обеспечивают доступ к передовым научно-образовательным и производственным платформам.

В настоящее время накоплены большие цифровые базы знаний, в том числе в государственных информационных системах и ресурсах, которые уже сегодня должны включаться в образовательный процесс и активно использоваться в научно-исследовательской деятельности.

В учебный процесс повсеместно внедряются интерактивные методы, технологии геймификации и элементы игропрактик, что способствует повышению вовлеченности обучающихся и формированию у них актуальных цифровых компетенций.

Большое внимание уделяется изучению отраслевых государственных информационных систем (ГИС). Для этих целей создан Эмулятор ГИС, позволяющий в условиях, максимально приближенных к реальным, получать навыки работы в отраслевых системах. В 2025 – 2026 годах включено и планируется к реализации 69 самостоятельных учебных дисциплин и 287 учебных дисциплин в области растениеводства, в рамках которых с использованием Эмулятора ГИС уже изучаются отраслевые информационные системы.

Анализ текущей структуры занятости предприятий АПК показывает появление высокотехнологичных специальностей, связанных с цифровизацией и инновационным развитием отрасли: агрокибернетик, агробиотехнолог, специалист точного земледелия. Данные профессии отражают современные тенденции развития аграрного сектора и потребность в специалистах с новыми компетенциями.

Современные вызовы отечественного АПК – от цифровизации до развития биоэкономики – диктуют необходимость формирования гибкой системы управления научными исследованиями, создания инфраструктуры для эффективной коммерциализации разработок, а также подготовки кадров нового типа, способных работать на стыке различных дисциплин – от генетики и биотехнологий до цифровых платформ и искусственного интеллекта.

Современное аграрное образование должно идти в ногу с глобальными трендами – растущей роботизацией и цифровизацией сельскохозяйственного производства, которые существенно меняют структуру занятости и профиль необходимых компетенций в отрасли. Так, 27.02. 2025 было заключено трехстороннее соглашение № 2С/СОГ-1/03/9/1-С о взаимодействии между Минсельхозом России, Минпросвещением России и Минобрнауки России. Цель соглашения – совместная реализация комплекса мероприятий по модернизации системы подготовки кадров для сельского хозяйства.

Минобрнауки России применяет комплексный подход к разработке и реализации мер поддержки образовательных организаций аграрного профиля. Эти меры учитывают интересы и потребности представителей, как науки, так и бизнеса, что обеспечивает эффективную реализацию мероприятий, направленных на укрепление технологического суверенитета страны и повышение уровня продовольственной безопасности.

В структуре аграрных образовательных организаций Минобрнауки России расширен спектр направлений подготовки и специальностей, обновлена структура и содержание образовательных программ на основе междисциплинарного и практико ориентированного подходов, увеличена исследовательская составляющая. Реализация данной стратегии в подготовке специалистов позволяет сформировать кадровый резерв отрасли, отвечающий требованиям современного высокотехнологичного АПК.

Кроме того, этот шаг позволил повысить уровень финансового и материально-технического обеспечения аграрных вузов, а также эффективность подготовки кадров для АПК, обеспечил возможность для привлечения профессорско-преподавательского состава и специалистов, обладающих научными знаниями и прочными деловыми связями с предприятиями и агрохолдингами.

Современная тенденция технологической модернизации отечественного АПК и динамика развития аграрных вузов в сфере цифровизации позволяют констатировать объективные предпосылки для создания на базе аграрных вузов обособленных структурных подразделений, таких как центры компетенций цифровых решений в АПК.

Так, в настоящее время в структуре аграрных вузов созданы Инновационно-технологические центры развития цифровых и инженерных Компетенций (ИНТЦК), в которых осуществляется освоение практико ориентированных компетенций, необходимых для реализации научно-исследовательских работ, направленных на применение технологий управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), роботизации производства, создания цифровых решений в сфере сельского хозяйства, в том числе с использованием технологии искусственного интеллекта ( ИИ), в частности:

1. В ФГБОУ ВО Новосибирском ГАУ функционирует Центр развития компетенций повышения профессиональной и управленческой компетентности руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий, который позволяет обучающимся освоить дополнительную ИТ-квалификацию в области создания алгоритмов и компьютерных программ.
Только в 2024 году по реализованным 118 программам ДПО более 2,6 тыс. человек получили необходимые компетенции, учитывающие динамику технологического развития отечественного АПК. Кроме того, к реализации программ привлечены организации реального сектора экономики и ИТ-организации, с которыми вуз осуществляет взаимодействие (АО «Геомир», ООО «Энигма», Digital Clouds (ООО Диджитал Клаудс).

2. В ФГБОУ ВО Пермском ГАТУ создана Лаборатория робототехнических систем и искусственного интеллекта, специализация которой направлена на внедрение цифровых решений с применением технологий ИИ, робототехнических комплексов двойного назначения (БПЛА и наземные комплексы) в агробизнес, а также программных продуктов противодействия вредоносной информации в социально-экономическую среду. Индустриальными партнёрами университета в данной предметной области являются ООО «Гриндата», D-LINK, ООО «Беспилотные системы Урала», АО Россельхозбанк, ПАО Сбербанк.

3. В ФГБОУ ВО Волгоградском ГАУ функционирует Центр информационно-коммуникационных технологий, где были разработаны интеграционная система автоматизации бизнес-процессов животноводческого предприятия «Dairy.Stemy» и сервис по ведению план-факторного анализа состояния животноводческой фермы с интеграцией данных из существующих программных систем оперативного учета «STEMY STORE». Благодаря данным разработкам стало возможным сопровождение и внедрение информационных технологий в АПК Волгоградской области. Также в ФГБОУ ВО Волгоградском ГАУ совместно с организациями реального сектора экономики и ИТ-организациями (ООО «АРОССА», ООО «АББАК 2000», ООО «Стеми») ведутся работы по автоматизации и цифровизации бизнес-процессов в АПК на основе технологий машинного зрения, ИИ и технологии больших данных (big-data, БД).

4. В ФГБОУ ВО Орловском ГАУ функционируют два Инновационно-технологических центра:
а) Центр компетенций в сфере цифровизации сельского хозяйства Орловской области, в рамках деятельности которого ведется сотрудничество с кластером ГЛОНАСС, ООО «АГРИГРЕЙТ», а также белорусской компанией One Soil.
б) НОПЦ «Интеграция», где в рамках деятельности Экспериментального цифрового опытного хозяйства был проведен сравнительный анализ использования оперативных данных дистанционного зондирования Земли, беспилотных летательных аппаратов и полевых исследований. Полученные в результате анализа данные позволили разработать и внедрить в процессы автоматизированного управления сельскохозяйственными предприятиями Орловской области технологии «национальной технологической инициативы» - АгроНТИ.

Таким образом, синергетическое действие интеграции образовательного процесса, научно-исследовательской и производственной деятельности с учетом имеющейся материальной базы и методического обеспечения аграрных вузов является одним из механизмов модернизации подготовки высококвалифицированных кадров, необходимых для внедрения и реализации новейших аграрных технологий в современной высокотехнологичной отрасли АПК нашей страны.

Эти и другие вопросы, связанные с развитием человеческого капитала и ростом компетенций трудовых ресурсов, обеспечивающих инновационное и цифровое развитие этого важнейшего сектора экономики обсуждались на прошедших в Совете Федерации ФС РФ круглых столах по темам «Наука и образование для нужд агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы» (27.11.2025) и «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса: кадровый вопрос» (28.11.2025).

Д.М. Хомяков, профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Поделиться: