Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Новости и события Новости проекта Прогноз роста доходов от экспортных пошлин на зерновые и масла до 2027 года

Прогноз роста доходов от экспортных пошлин на зерновые и масла до 2027 года

5 ноября 2024
Прогноз роста доходов от экспортных пошлин на зерновые и масла до 2027 года

Экспортные пошлины на зерновые и масличные культуры становятся все более необходимыми для пополнения бюджета России. Эти меры оказывают влияние не только на финансовое состояние страны, но и на агропромышленный комплекс в целом. Рассматриваем, как пошлины влияют на последствия, какие перспективы ожидаются в последние годы, и почему ставки регулирования становятся важными в сфере государственной поддержки.

Рост доходов от экспортных пошлин на зерновые

Экспортные пошлины на зерновые культуры в последние годы стали играть решающую роль в пополнении государственного бюджета. В 2024 году согласно пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2025 год. По оценкам, поступления от экспортных пошлин на зерновые достигли значительной суммы — 133,9 млрд рублей. Этот показатель демонстрирует инновационность аграрного экспорта для экономики стран. Однако в будущем ожидается еще больший вклад в бюджет. В 2025 году поступления могут увеличиться до 187,2 млрд рублей, что свидетельствует о стабильной динамике роста.

Прогнозы на ближайшие годы также весьма оптимистичны. В 2026 году объем доходов от экспортных пошлин на зерновые может вырасти до 200,5 млрд рублей, а в 2027 году — до 221,5 млрд рублей. Такие показатели отражают активное развитие агропромышленного комплекса России и повышение конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаров на мировом рынке. Важно понимать, что динамика поступлений в бюджет от экспортных пошлин связана не только с объемами экспорта, но и с изменениями внешнеэкономических условий, которые влияют на рыночную конъюнктуру и ценообразование.

Одним из ключевых факторов увеличения доходов является рост ставок на экспорт зерновых. Например, в октябре 2024 года экспортная пошлина на пшеницу вырастет до 169,3 рубля, что привело к установлению новой ставки в размере 1246 рублей за тонну. Таким образом, с этой пошлиной на ячмень, которая переходит время сохранения на нулевом уровне, будет установлено на уровне 190,8 рублей за тонну. На кукурузу пошлина увеличивается на 2493,5 рубля и составляет 2786,2 рубля за тонну. Эти изменения рассчитаны на основе индикативных цен, которые составили 213,4 доллара за тонну пшеницы, 185 долларов за тонну ячменя и 225 долларов за тонну кукурузы.

Такая корректировка ставок напрямую связана с изменениями на мировых рынках. Рост цен на зерновую культуру вызывает необходимость пересмотра пошлин, чтобы обеспечить конкурентоспособность российских товаров на международной арене и в то же время сохранить баланс между средними интересами производителей и потребностями бюджета.

Экспортные пошлины на масло и масличные культуры

Помимо культурных, важными статьями доходов бюджета от зерна являются экспортные пошлины на масличную культуру и продукты ее переработки. В 2024 году эксперт, что поступления от этих пошлин составят около 5,2 млрд рублей. В следующем году этот показатель может увеличиться почти на 2 млрд рублей, достигнув 7 млрд рублей. Однако в 2026 году, по прогнозам, доходы от пошлин на масличную культуру могут сократиться до 5,6 млрд рублей, что свидетельствует о возможной нестабильности в этом сегменте рынка.

Такие изменения объясняются ухудшением ситуации с обеспечением масличных культур на международных рынках. Пошлины на нефть и продукты ее переработки меняются в зависимости от ориентировочных цен и тенденций мирового рынка. Важно отметить, что на 2027 год пока нет точных расчетов, так как действие пошлины будет продлено только до 31 августа 2026 года. Это дает возможность для дальнейшего пересмотра условий в зависимости от внешнеэкономической ситуации и внутреннего настроения аграрного сектора.

Одним из примеров нестабильности экономического роста является ситуация с экспортом растительного масла. Несмотря на рост индикативной цены на нефть — с $823,6 за тонну в сентябре до $862,2 за тонну в октябре 2024 года, пошлины на экспорт масла остаются нулевыми. Это решение связано с необходимостью стимулирования экспорта в условиях нестабильных мировых цен на масличные культуры и продукции их переработки.

С другой стороны, экспортная пошлина на подсолнечный шрот в октябре составляет 2927,6 рублей за тонну. Это связано с тем, что индикативная цена на шрот снизилась с $222,3 до $217,4 за тонну. Такие изменения приводят к высокой волатильности рынка масличных культур и необходимости гибкого регулирования экспортных пошлин для сохранения стабильности на внешнем рынке и обеспечения доходов бюджета.

Перспективы развития агроэкспорта и государственной поддержки

Экспортные пошлины — это не только механизм пополнения бюджета, но и важнейший инструмент государственной поддержки агропромышленного комплекса. Согласно пояснительной записке к проекту федерального бюджета, дополнительные доходы от экспортных пошлин будут направлены на реализацию ряда крупных государственных проектов и программ.

Одним из таких проектов является федеральный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», который входит в нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Этот проект направлен на увеличение объемов аграрного экспорта и укрепление позиций России на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Успешная реализация проекта позволит не только повысить доходы от экспорта, но и укрепить экономическую стабильность сельского хозяйства, способствуя прогрессивной аграрной занятости и внедрению передовых технологий.

В будущем возможны изменения и экспортные пошлины на ряд других товаров. Например, в случае принятия решений по установленным пошлинам на горох, сушеный орех, чечевицу, мороженую рыбу (за исключением сардин иваси) и ракообразных, дополнительные средства будут направлены на поддержку агроэкспорта. Эти меры могут обеспечить расширение экспортного потенциала России в различных сегментах агропромышленного комплекса, что, в свою очередь, приведет к росту бюджетных поступлений и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на международной арене.

Кроме того, исследования позволяют повысить ставки ввозных таможенных пошлин на некоторые виды минеральных вод, напитков и растительных масел. В случае принятия таких решений, дополнительные доходы будут направлены на реализацию госпрограмм, таких как «Земля», «Комплексное развитие воздушного потока» и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Эти программы играют ключевую роль в развитии сельского хозяйства и предотвращении возникновения атмосферных явлений.

Таким образом, экспортные пошлины на зерновые и масличные культуры не только требуют значительных поступлений в бюджет, но и становятся обязательными для государственной политики. Благодаря гибкому подходу к регулированию ситуации с ставками пошлин и постоянному мониторингу рынка, Россия считает свою позицию одним из ведущих экспортеров аграрной продукции на мировом рынке. В ближайшие годы можно ожидать продолжения экономического роста, что позволит реализовать важные проекты и программы, направленные на поддержку и развитие агропромышленного комплекса страны.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: